Играем, развивая речь ребенка
консультация

Козырева Диана Зауриевна

В статье раскрываются интересные игры и игровые ситуации, которые можно разыгрывать с ребенком дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл развитие речи25.53 КБ

Предварительный просмотр:

«Играя, развиваем речь!»

 

    Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно родители. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в развитии связной речи.

  Дети с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи, создавая новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать развитию творческого отношения к речи.

     Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи, которые легко проиграть, идя по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном, используя для этих занятий все, что ребёнок видит вокруг. Например, рассматривайте какой-то предмет, задавая ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?». Можно просто спросить: «Какой он?», Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

 Названия свойств предметов закрепляются в словесных играх. Что бывает высоким? Что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?  Или: что бывает широким?» - Река, улица, лента... Что шире - ручеек или река?» Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др.

    Что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?».                                                              Можно сыграть с ребенком в игру «На что похоже?».

На что похож лист, облако, тень от дерева?» Слушайте внимательно  ребенка.  Целесообразно видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов: чем лист похож на бумагу? (Толщиной, легкостью.) На траву? (Цветом.) На каплю? (Формой.)»

     Один из видов упражнений – чистоговорки, скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книжках: «От топота копыт пыль по полю летит», «На горе трава, на траве дрова».

 «Правила, которыми нужно руководствоваться при работе со скороговорками»

Использовать скороговорки, в которых не должно быть звуков, произносимые ребенком  дефектно. Это обязательное условие! Работу следует начинать с легких скороговорок, постепенно добавляя более трудные. Обязательно надо объяснять ребенку значение непонятных слов. Чтобы облегчить запоминание и выразительное произнесение скороговорки, следует определить ее смысл, придумать простые и конкретные жизненные обстоятельства, которые оправдывают многократное повторение текста.

«Заучиваем стихи»

Ребенку интересно не только услышать стихотворение, но и показать в нем каждое слово жестом, как бы оживить текст с помощью рук. Для успешного заучивания занимайтесь с ребенком только тогда, когда он здоров и спокоен. Сначала прочтите два-три стихотворения. Предложите выбрать наиболее понравившееся,  перечитав  его три-четыре раза. Покажите, как можно связать стихотворные строки с движениями рук и пальцев. Повторите все движения вместе с ребенком. Хвалите ребёнка и, главное, чтобы ему было интересно рассказывать стих, тогда  и текст легче запоминается.

     Координация движений со словами совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, способствует развитию связной речи.

    Очень нравится детям упражнение:  произнесение одной и той же фразы с разными интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением,  радостью, со страхом, приказывая, прося, громко, тихо): «Кто идет гулять?»; «Вы ели на завтрак мороженое?»; «Мама, купи игрущку»; «Скорее домой!»; «У нас закончился хлеб».

Подобные задания помогут развить речь, воображение, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей. Так же  трудно переоценить значение сказок, стихов, рассказов для обогащения  словаря ребенка, развития  связной речи, пониманию переносного значения слов. Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает текст сказки, последовательность действий в ней.

 Научиться пересказывать малышам хорошо помогает «отраженный» пересказ. Взрослый начинает фразу: «Жили-были дед...», ребенок ее заканчивает: «...да баба»; взрослый: «И была у них...», ребенок: «...курочка Ряба» и т. д. Далее  переходить к пересказу по вопросам: «Кого встретил Колобок?» - «Зайчика» - «Какую песенку Колобок ему спел?» 

    Когда ребенок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Например, рассказы Л. Н. Толстого для детей.
   Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально. 

   Дети 4-5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Можно предложить им творческие задания.

 «Вспомни случай»

Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.

 «Говорим по-разному»

Один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать, как веселую историю или как телевизионный репортаж. Да мало ли, что можно придумать!
«Бюро путешествий»

Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в магазин или детский сад. Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.
«Всегда под рукой»

Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Ребёнок может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

 «Лучший друг»

Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в «рассказы о лучшем друге». Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек - большой или маленький - или животное. Попросите его рассказать о своем «лучшем друге». «Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?».

 «Рассказы по картинкам»

Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала. Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.
«Истории из жизни»

Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном,  можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом... Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.

 «Мой репортаж»

Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события, реальные или вымышленные, им воспроизводятся.

«Семейное ток-шоу»

Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте «журналисту» в руки микрофон - и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой... До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: «Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?».

«Измени песню»

Детям нравится петь о знакомых вещах - о себе и своей семье, игрушках и о том, что они видели на прогулке... Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений - тоже не страшно. Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой, «взрослый» вариант переделанного текста.

 «Чем закончилось?»

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

 «Только весёлые слова»

Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Смех» и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут. Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо).

 «Автобиография»

Вначале кто-то из взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление. Например, «Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю, и становится темно не только в душе». (Лампочка). Или: «Могу быть толстым и худым; красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне обрадовался.» (Шарик).

 «Волшебная цепочка»

Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, «мёд», и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово? Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, «пчелу». Следующий игрок, услышав слово «пчела», должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, «боль» и т. д. Что может получиться?(Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва - красная площадь и т. д.) .

 «Антонимы для загадок»

Вначале игры игроки договариваются о теме, которая будет служить основой для загадок. Затем взрослый загадывает ребёнку загадку, в которой всё наоборот, например, тема «Животные».

• Обитает в воде (значит, на суше);

• Шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть);

• Хвост очень длинный (значит, короткий);

• Всю зиму ведёт активный образ жизни (значит, спит);

• Очень любит солёное (значит, сладкое). Кто это?

     Подобные игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня. Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!

 Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком - это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устраняются от этой работы, то нарушается целостность педагогического процесса. Конечно же, развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим  ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Играя, развиваем речь ребенка».

Помощь в создании условий для речевого развития дошкольников в семье, повышение педагогической культуры родителей....

Пальчиковые игры. Развиваем речь ребенка

Консультация для родителей...

«Играя развиваем речь ребенка»

Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах.                                      ...

Играя развиваем речь ребенка

Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно родители. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют ...

Родительское собрание в подготовительной группе «Как игры развивают речь ребенка»

Родительское собрание в подготовительной группе «Как игры развивают речь ребенка»  Форма проведения: Игра-путешествие Острова развития речи!»  Цель: Привлечение родителей в...

Консультация для педагогов "Учимся играя, развиваем речь ребенка"

Цель повысить компетентность и успешность педагогов в развитии речи детей  дошкольного возраста; познакомить с современными методами и приемами стимулирования речевой деятельности у детей  д...

Консультация для родителей «Играем, развиваем речь ребенка»

Все начинается с детства. Период детства бывает только однажды, и именно в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций.  Дошкольный возраст – э...