Консультация "«Значение игр для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников»
консультация (младшая, средняя, старшая группа)

Каваа Чимис Игорьевна

Консультация "«Значение игр для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чечек» комбинированного вида

с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва

Консультация

для воспитателей на тему: «Значение игр для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников»

Воспитатель

Каваа Чимис Игорьевна

с.Кызыл-Мажалык – 2023г.

Консультация на тему: «Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников»

В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности. Большую часть времени ребенок проводит в развлекающих его играх. Игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Именно в игре наиболее ярко обнаруживается формирующаяся знаковая функция сознания ребенка. Ее проявление в игре имеет свои особенности.

В игровой деятельности дошкольник не только замещает предметы, но и берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. В своих играх дети обычно отображают события, явления и ситуации, которые остановили на себе их внимание и вызвали интерес. В игре, как ни в какой другой деятельности, реализуется стремление ребенка в определенном возрасте приобщиться к жизни взрослых. В ней осуществляется его желание быть, как папа, как доктор, как шофер, как мама и т.д.. С помощью игрового изображения действительности ребенок как бы получает доступ в привлекательную для него жизнь взрослых.

Поведение в игре возбудимых детей в группе и на прогулке, характеризуется импульсивностью и конфликтностью, неумение достигать соглашения, разделять функции, придерживаться известных правил взаимодействия и т.п. Этих детей отличает положительное эмоциональное отношение к игровой деятельности как к таковой и к общению с взрослыми. У них активная ориентировка в предметной среде и в выборе игры, которая постоянно сопровождается обращением к взрослому с попытками делиться впечатлениями, мыслями, знаниями, событиями жизни.

Несколько иначе ведут себя в игре дети обособленные. По этому воспитателю следует уделять внимание специфике общения с застенчивым, робким ребенком, учитывая, что эти индивидуальные эмоциональные особенности могут помешать понять характер социального и игрового опыта ребенка. Создавая определенные игровые ситуации, взрослый может понять, какое развитие получают социальные эмоции ребенка, каков его эмоциональный «багаж», и какое влияние могут иметь обнаруженные эмоциональные состояния на развитие нравственных качеств детской личности.

Эмоционально неблагополучные дети испытывают различные затруднения в игре. Они проявляют, например, жестокое отношение к куклам, которых обижают, мучают или наказывают. В других случаях наблюдается необъяснимая привязанность к определенной категории игрушек и к определенным действиям, несмотря на нормальное умственное развитие дошкольников. Перечисленные особенности неправильного развития эмоциональной сферы требуют специального профессионального подхода, специальной педагогической коррекции. В противном случае эти нарушения могут привести к недостаткам умственного развития, задержке формирования социальных качеств и личности ребенка в целом.

Тесная связь между эмоциональным развитием детей и развитием игры свидетельствуют о том, что психолого-педагогические приемы, осуществляемые в процессе игры должны нормализовать эмоциональную сферу, снимать эмоциональные барьеры и вести к появлению более высокоразвитых, прогрессивных форм эмоционального поведения.

Часть детей дошкольного возраста не умеют играть. Одна из причин этого заключается в том, что с этими детьми никто в семье не играет, поскольку родители предпочитают другие виды деятельности. Другая причина состоит в том, что эти дети в раннем возрасте были по разным обстоятельствам лишены общения со сверстниками и не научились налаживать с ними взаимоотношения. Игра таких детей индивидуальна.

Обучая ребенка игре, воспитатель делает доступным для него сложный мир взрослых дел и отношений. Роль воспитателя здесь огромна. Это показ простых и сложных ситуаций, демонстрация игровых действий, постановка игровых задач, окружающих знакомые ребенку жизненные ситуации (накормить куклу, уложить ее спать).

Цель педагога – помочь ребенку обратить внимание на сверстников, привлечь его к их разным качествам, положительным сторонам. И это надо делать через отношения ролей. Роль может использоваться и для изменения качеств самого ребенка. Она помогает ребенку освобождаться от своих недостатков, например упрямства, капризов или от тягостных переживаний, страхов. При перестройке эмоционального опыта детей с негативным отношением к сверстникам, в основе которого лежат их социальная пассивность, отсутствие творческого начала в отношениях с людьми, воспитателю полезно обратиться к играм-драматизациям на темы сказок. В них, как известно, добро и зло разграничено, даны четкие оценки поступкам героев, определены отрицательные и положительные персонажи. Поэтому в условиях игры на тему сказки ребенку легче войти в роль, создать образ, допустить условность.

Игра в дошкольном возрасте – это деятельность, эмоционально насыщенная, требующая от ребенка определенного настроя и вдохновения. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, с другой, формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его эмоциональный опыт. Игровая деятельность детей может быть использована в целях выявления некоторых особенностей эмоционального неблагополучия дошкольника.

Игра служит эффективным средством для выявления тех объективных отношений, в которых живет ребенок: вступая в игре в реальные отношения со своими партнерами, он проявляет присущие ему личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В то же время внесение в игру нового эмоционального опыта (переживания радости от общения со сверстниками или от перевоплощения в роли и т.д.) способствует нейтрализации отрицательных эмоциональных проявлений у детей, приводит к формированию у них новых положительных качеств и стремлений, новых побуждений и потребностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

значение игры в преодолении эмоциональных трудностей

консультация для родителей и педагоговзначение игры в преодолении эмоциональных трудностей...

Консультация "Преодоление эмоциональных трудностей у дошкольников с помощью игр".

В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности,   но не потому,   что современный ребенок,   как правило,   большую часть времени проводит в р...

Эссе - Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников.

Эссе - Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников....

Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников с общим недоразвитием речи

Материал адресован учителям-логопедам ДОУ, воспитателям и родителям...

Научно- исследовательская работа "Влияние игры на преодоление эмоциональных трудностей дошкольников"

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в и...

Консультация "Значение музыкально-театрализованной деятельности в эмоциональной жизни дошкольников"

quot;Значение музыкально-театрализованной деятельности в эмоциональной жизни дошкольников"...

Консультация для родителей "Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольника"

Консультация позволит родителям открыть заново для себя своих детей, познать их внутренний мир, понять и принять друг друга, сделать детско-родительские отношения более теплыми и содержательными....