План взаимодействие педагогов и родителей по преодолению трудности в освоении детьми русского языка, который не является для них родным.
методическая разработка

Смагина Ирина Сергеевна

План  взаимодействие  педагогов и родителей  

по преодолению  трудности

 в освоении детьми  русского языка,

 который не является  для них родным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_rabote_s_roditelyami_dvuyazychie.docx39.03 КБ

Предварительный просмотр:

План  взаимодействие  педагогов и родителей  

по преодолению  трудности

 в освоении детьми  русского языка,

 который не является  для них родным.

Автор: Смагина Ирина Сергеевна

МБДОУ Детский сад «Умка»

пгт Федоровский

Российское общество многоязычно, многонационально в любой точке России – в деревне и в городе. Русский язык является вторым для маленьких граждан России, родившихся в семьях, где русский язык не является для них родным. Дети переселенцев обычно попадают при смене места жительства в русскоязычную речевую среду и овладевают русским языком спонтанно, общаясь со сверстниками. Языковой барьер является первым препятствием на пути адаптации детей в детских садах. Обучение детей с помощью традиционных методик, ориентированных на детей владеющих разговорными основами русского языка не приносит желаемого результата, это обусловлено отсутствием у детей элементарных навыков владения русским языком, прежде всего, на бытовом уровне. Не могут оказать помощь в решении этой проблемы ребенку, как правило, и родители. Следствием медленного освоения ребенком русского языка становится отставание в усвоении программы по всем образовательным областям.

         К нам в группу поступают  дети, которые проходили адаптацию довольно сложно.  В результате совместной работе с психологом и логопедом мы выявили, что речевое развитие страдает: нарушена  грамматика, звукопроизношение, фонематическое восприятие, связная речь (не умеет рассказать, пересказать текст), трудно излагает свои мысли и т.д. Что позволяет говорить об общем недоразвитии речи. Дети часто замкнуты, плохо общаются со сверстниками. Им  трудно сориентироваться в происходящем, поскольку  не понимают объяснений и не всегда верно интерпретируют интонацию, жесты и мимику. Все эти факторы стали причиной длительной адаптации детей.

 При опросе родителей выяснилось, что в семье разговаривают на национальном языке, а мамы изъясняются на русском языке довольно сложно. Язык мамы доминирует, так как мама больше времени проводит с ребенком, отсюда и все проблемы.

     Была  проведена большая работа с родителями. В беседах мы объяснили, что навыки правильной речи приобретаются в семье, что невмешательство в процесс формирования детской  речи, влечет за собой отставание в развитии. Родители  откликнулись  на стремление педагогов к сотрудничеству с ними и  проявили особый  интерес к объединению усилий по воспитанию и обучению своего ребенка.

Для более эффективного сотрудничества и взаимодействия педагогов, родителей и детей по данной проблеме,  мною был составлен перспективный план, где отражаются все формы работы используемые в работе по  преодолению  трудности в освоении детьми  русского языка, который не является  для них родным.

В конце года значительно расширился круг самостоятельных действий детей, ориентированных на  речевых инструкциях взрослого, крепли их отношения со сверстниками, открылись новые возможности для познания мира.

Воспитатель

Логопед

Родители

психолог

Обследование детей. Изучение проблемы.

Анкетирование родителей.

Обследование детей Изучение проблемы

Изучение литературы по данной теме.

Обследование детей. Изучение проблемы

Консультации, беседы, обсуждение возможных путей профилактики и коррекции в ДОУ и в семье по данному вопросу.

Рекомендации воспитателям и родителям.

Выполняют рекомендации психолога, логопеда, воспитателей.

Рекомендации воспитателям и родителям.

Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми

Тетрадь  для домашних заданий

Выполняют  домашние задания

Круглый стол «Рисуем вместе»

Создание совместно с родителями игрового фонда

Консультация Роль сюжетной игры в развитии речи детей

Индивидуальные занятия с детьми

Консультация «О трех правилах красивой речи»

Индивидуальные консультации

Родители  используют материалы игрового фонда  для реализации совместного с детским садом плана действий по развитию речи своего ребенка.

Индивидуальные консультации

Индивидуальные занятия с детьми

Рубрика «Домашняя игротека» 

( «игры на кухне», предлагаются игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук)

Индивидуальные занятия с детьми.

Использование рекомендованных игр в домашних условиях.

Практическое упражнение с родителями «Решение проблемных ситуаций».

Картотека методических рекомендаций по формированию у дошкольников грамматического строя речи в форме дидактических игр ("Скажи наоборот", "Подскажи словечко", "Два и пять", "Большой - маленький" и т.д.);

-дидактические игры на формирование фонематических представлений;

-настольно-печатные игры ("Логопедическое лото", "Скажи ласково", "Большие и маленькие", «Веселые фигуры», «Найди такого же  цвета» и т.д.)

-картотека лексико-грамматических игр.

Наглядная информация «Советы логопеда».

Индивидуальные занятия с детьми «Учимся говорить выразительно».

Выполнение домашних заданий.

Совместные игры: дидактические, словесные, сюжетно-ролевые.

Индивидуальные практикумы. 

Рекомендации родителям.

Использование фольклора в работе с детьми, занятия в мине-музее  «Русская изба», инсценировки русских народных сказок, народные подвижные игры, загадывание загадок.

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Салон красоты», «Библиотека», «Больница», «Строители», «Шоферы», «Зоопарк».

Беседы по запросу родителей.

Заучивание потешек, скороговорок, колыбельных песен, чтение русских народных сказок, загадывание загадок.

Беседы по запросу родителей.

Совместный праздник «В мире красивых  слов» с педагогами,  родителями и детьми.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Воспитание у детей любви к родному краю».

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордост...

Консультация для родителей на тему: "Воспитание у детей дошкольного возраста любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ"

Красной нитью всего дошкольного возраста в разделе нравственного воспитания Программы "От рождения до школы" проходит задача необходимости воспитания у детей любви к Родине. И главными помощ...

Рекомендации родителям для занятий с детьми по теме недели ЯРОСЛАВЛЬ - НАШ РОДНОЙ ГОРОД.

Уважаемые родители!Традиционно в последние выходные мая в Ярославле отмечается день Рождения города.Тема нашей недели как раз об этом.Пожалуйста, посмотрите эти задания и посвятите один из майских веч...

Консультация для родителей (законных представитей) детей средней группы. тема:Знакомим детей с родным краем»

расширить представления родителейиоб одной из форм нравственно-патриотического воспитания:знакомство с родным краем.Заинтерисовать родителей в изучении родного края....

«Роль родителей в формировании патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным краем. Формы, методы и приемы работы с родителями.»

Выступление к педагогическому совету «Роль родителей в формировании патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным краем.Формы, методы и приемы работы с родителями.»...

Перспективный план работы воспитателей с родителями воспитанников подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Родничок» на 2023-2024 учебный год

Перспективный план работы воспитателей с родителями воспитанников подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Родничок» на 2023-2024 учебный год...