Адаптация
статья (младшая группа)

Яшева Алиса Кещифовна

Как лучше пройти Адаптацию ребенку, не нанося вред его психике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

Ну что важная тема Адаптация в детском саду. Я понимаю, что кому то нужно на работу, кому то нужна просто тишина. Но у взрослых  должна быть одна задача, которая должна стоять на первом месте, это здоровая адаптация, не вредящая малышу. Одни родители с легкостью ведут своего малыша, другие волнуются больше чем сам малыш.

Подобные сомнения и тревоги абсолютно естественны, так как на несколько лет дошкольное учреждение станет если не вторым домом для ребёнка, то существенной частью его жизни. К тому же именно от успешности адаптации часто зависит психологическое и физическое здоровье малышей.

Как помочь малышу  адаптироваться к детсадовскому коллективу, должен озаботить родителей ещё до того момента, как двери ДОУ гостеприимно распахнутся перед ними. Следует подробнее разобраться в том, что представляет собой адаптация к детскому садику. В первую очередь она требуется от ребёнка огромных энергетических затрат, в результате чего детский организм перенапрягается. К тому же нельзя сбрасывать со счетов изменившиеся жизненные условия, а именно:

  • отсутствуют поблизости мамы с папой и прочие родственники;
  • необходимо соблюдать чёткий дневной распорядок;
  • нужно взаимодействовать с другими детьми;
  • уменьшается количество времени, которое уделяется конкретному ребёнку (педагог общается одновременно с 15 — 20 малышами);
  • малыш вынужден подчиняться требованиям чужих взрослых.

Итак, жизнь малыша изменяется коренным образом. К тому же адаптационный процесс нередко чреват нежелательными сдвигами в детском организме, которые выражаются внешне в виде нарушенных поведенческих норм и «плохих» поступков.

Стрессовое состояние, в котором находится ребёнок, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям, выражается следующими состояниями:

  • нарушенный сон – ребёнок просыпается со слёзками и отказывается засыпать;
  • сниженный аппетит (или его полное отсутствие) – ребёнок не желает пробовать незнакомые блюда;
  • регрессия психологических умений – ребёнок, прежде говорящий, умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в горшок, «теряет» подобные навыки;
  • снижение познавательного интереса – малыши не интересуются новыми игровыми принадлежностями и ровесниками;
  • агрессия или апатия – деятельные дети внезапно снижают активность, а прежде спокойные малыши выказывают агрессивность;
  • понижение иммунитета – в период адаптации маленького ребёнка к детскому саду снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям.

Таким образом, адаптационный процесс – сложное явление, во время которого поведение ребёнка может кардинально меняться. По мере привыкания к садику подобные проблемы исчезают или существенно сглаживаются.

Процесс адаптации ребёнка в детском саду может протекать по-разному. Одни ребятишки скорее привыкают к изменившейся обстановке, другие же надолго беспокоят родителей негативными поведенческими реакциями. Именно по выраженности и длительности вышеперечисленных проблем и судят об успешности адаптационного процесса.

Психологи выделяют несколько степеней адаптационного процесса, характерных для малышей преддошкольного возраста.

Лёгкая адаптация

В этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2 — 4 недели. Подобный вариант адаптации характерен для большинства ребятишек и отличается ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций. Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к садику, можно по следующим особенностям:

При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он:

  • с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки;
  • при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;
  • общается со сверстниками и воспитателем;
  • придерживается озвученных правил и распорядка;
  • адекватно реагирует на замечания;
  • редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.

Тяжёлая адаптация

Некоторые  проявляют открытую агрессию при посещении садика, другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения.

Основные особенности ребёнка с тяжёлой степенью адаптации

декватно реагирует на замечания;

редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.

Основные особенности ребёнка с тяжёлой степенью адаптации Конечно, каждый ребёнок – яркая индивидуальность, однако, по мнению многих психологов, можно выделить оптимальный возрастной промежуток, который более всего подходит для привыкания к детскому саду – и это 3 года.

Всё дело в так называемом кризисном периоде трёх лет. Как только малыш пройдёт данный этап, у него повышается уровень самостоятельности, снижается психологическая зависимость от матери, следовательно, ему гораздо проще с ней расстаться на несколько часов.

Почему не следует спешить с отправкой ребёнка в дошкольное учреждение? В возрасте 1 — 3 лет происходит формирование детско-родительских отношений и привязанности к матери. Именно поэтому продолжительная разлука с последней вызывает у малыша нервный срыв и нарушает базовое доверие к миру.

Кроме того, нельзя не отметить и большую самостоятельность трёхлеток: они, как правило, обладают горшечным этикетом, умеют пить из чашки, отдельные ребятишки уже пытаются одеваться собственными силами. Подобные навыки существенно облегчают привыкание к саду.

Состояние здоровья

Дети с серьёзными хроническими заболеваниями (астма, диабет и пр.) достаточно часто испытывают сложности с привыканием в силу особенностей организма и повышенной психологической связи с родителями.

То же самое относится и к детям, которые часто и подолгу болеют. Таким малышам требуются особые условия, сниженные нагрузки и наблюдение медицинского персонала. Вот почему специалисты рекомендуют отдавать их в садик позже, тем более что из-за болезненности режим посещения ДОУ нарушится.

Основные проблемы адаптации болеющих детей в ясельной группе:

  • ещё большее понижение иммунитета;
  • рост восприимчивости к инфекциям;
  • повышение эмоциональной лабильности (периоды плаксивости, истощённости);
  • возникновение несвойственной агрессивности, повышенной активности или, напротив, медлительности.

Уровень социализации

Адаптация ребёнка к детскому саду предполагает рост контактов с ровесниками и с незнакомыми взрослыми. При этом существует определённая закономерность – скорее привыкают к новому обществу те малыши, чей социальный круг не ограничивался родителями и бабушками.

Очень важно снимать эмоцианальное напряжение. Гулять , играть. И никаких Телефонов!!!

Эмоциональная привязанность к маме которое улучшит положение.

Возраст от 0 до 1 года

Первый уровень привязанности – привязанность через органы чувств, их у человека пять: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. • Играть в гляделки. • Улыбаться друг другу. • Играть в куку или пикабу. • Кормить грудью. • Кормить чем-то другим, держа на руках или на коленях. • Позволить есть из своей тарелки, кормить маму или папу. • Катать на шее (после того, как ребенок научился сидеть). • Носить на руках и\или в слинге. • Обнимать. • Делать массаж. • Повторять лепет за младенцем. • Щекотать бородой (для пап). • Целовать щеки и пупок. • “Кусать” пятки и ладошки. • Совместный сон. • Совместная сиеста днем (родитель может не спать, просто поваляться, обнявшись с малышом). • Выкладывать ребенка на мамин/папин живот на время дневного сна. • Совместное купание в большой ванне. • Петь песни. • Танцевать вместе.

Возраст от 1 до 3 лет

На втором году жизни у ребёнка развивается способность привязываться посредством похожести. Ребёнок имитирует тех, кого он любит, старается быть похожим на них: в поведении, в интонациях, в предпочтениях. Все, что подходит для детей от 0 до 1 года, а также: • Составить вместе список продуктов с картинками. • Взять с собой в магазин за продуктами. • Катать в тележке. • Постарше – доверить катать тележку. • Еще постарше – передавать продукты, чтобы малыш складывал их в тележку и доставал из тележки на кассе. • Дать нести маленький пакет из магазина, “как мама\папа”. • В зависимости от рода занятий родителей поиграть в “мама работает”, “папа работает”. • Давать ребенку примерить или поносить свою одежду. • Носить одинаковую одежду разных размеров • Носить похожие аксессуары – бусы, шляпы, шарфы. • Дать ребенку помочь вам достать продукты и сложить их в холодильник. • С мытьем посуды – полоскать вилки или небьющуюся посуду под струей воды. • С готовкой простых блюд – засыпать рис в кастрюлю, отмерить стаканами воду. • Печь вкусняшки: пусть поможет смешать ингредиенты, раскатывать, лепить, вырезать печенье, например. • С сортировкой белья и загрузкой в стиральную машину и из нее. • Дать нажать кнопку запуска стиральной машины. • Доить вместе козу (ну а вдруг!). • Подарить свой маленький рюкзачок. • Мыть машину с папой. • Копаться в саду с мамой. • Завести маленький огородик (хоть бы и на подоконнике). • Выращивать разные съедобные травы из семян. • Добавлять их в салаты и есть. • Рисовать вместе с мамой пальчиковыми красками. • Рисовать красками друг у друга на лице – есть спец.наборы для этого, гуашью – не стоит. • Или помадой раскрасьте друг друга в клоунов. • Хвалить. • Провожая работающего родителя (бабушку, гостей) махать в окошко. • Придумать “только наш с тобой секрет, никому не расскажем”. • Придумать условный знак только для вас. • Строить берлогу из диванных подушек, одеяла, стульев и прочих подручных материалов. • Разыгрывание ролей (“я ягненок, а ты мама-овечка”)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация и прогноз адаптации

В этом материале вы найдеёте:- что такое адаптация;- какие существуют типы адаптации;- как оценить течение адаптации ребёнка;- как помочь ребёнку в период адаптации;- развитие ребёнка от 1,6-2 лет;- м...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Адаптация к детскому саду. Советы родителям по адаптации ребенка

Адаптация – это приспособление к изменяющимся внешним условиям. Изменение окружающей среды выражается во встрече с незнакомыми людьми: взрослыми и большим числом сверстников, и в несовпадении домашних...

Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным на...

"Адаптация к школе. Основные показатели благоприятной адаптации ребенка к школе"

Статья содержит памятку родителям будущих первоклассников, психологический портрет первоклассника, основные показатели успешной адаптации ребенка к школе....

Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.

Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....