Родительский клуб "В школу вместе"
проект (старшая группа)

Кравченко Лилия Николаевна

Программа предназначена для родителей, дети которых пойдут в первый класс. Содержание программы предусматривает систему работы по преемственности детского сада и начальной школы с целью создания оптимальных условий для адаптации будущих первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Родительский клуб "В школу вместе"826.34 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Врачами и психологами выработаны критерии школьной успеваемости детей. Ребенок, переступающий порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию.

 Важную роль здесь играет семейное воспитание. Зная особенности своего ребенка, родители смогут скорее найти подход к нему и помочь педагогу выбрать наиболее эффективные методы воздействия в каждом конкретном случае.

Программа предназначена для родителей, дети которых пойдут в первый класс. Содержание программы предусматривает систему работы по преемственности детского сада и начальной школы с целью создания оптимальных условий для адаптации будущих первоклассников.

       Структура программы предусматривает как теоретические, так и практические, интерактивные формы работы с родителями: клубные заседания, гостиные, тренинговые занятия и т.д.

         Программа рассчитана на учебный год.

Актуальность

Проблема готовности к школе – общая «головная боль» родителей, педагогов и психологов детских садов. Практика показывает – далеко не все дети, переступающие порог школы, оказываются готовыми к новому этапу своей жизни. Школьные проблемы сына или дочери нередко застают родителей врасплох.

Современные исследования российских психологов и педагогов подтверждают, что для целенаправленной подготовки детей к школьному обучению и успешной их адаптации к школе необходимо организовать целенаправленную работу не только с детьми, но и с их родителями. Размышления о том, как помочь родителям и детям подготовиться к встрече с новой для них школьной ситуацией  - родительский клуб будущих первоклассников «В школу вместе», организованный на базе дошкольного учреждения.

Родительский клуб «В школу вместе» способствует привлечению семьи, как одного из субъектов образовательной деятельности и это позволяет повысить их психолого-педагогическую компетентность в вопросах воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста.

Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме родительского клуба «В школу вместе» представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей старших дошкольников к активному участию в образовательном процессе, способствует укреплению связи между дошкольной организацией и семьями воспитанников, возрастаниюинтереса родителей к работе ДОУ, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений. Родительский клуб «В школу вместе» – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

Цель программы:

Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, развития, сохранения и укрепления здоровья дошкольников, привлечение их к сотрудничеству с коллективом детского сада в плане единых подходов в преемственности и согласованности подготовки дошкольников к школе.

Задачи программы:

  • приобщение родителей к участию в жизни в ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм сотрудничества;
  • оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка;
  • формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на этапе предшкольного развития;
  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей;
  • создание эффективных условий совместного сотрудничества родителей, воспитанников и специалистов во всестороннем развитии детей для успешного обучения в школе;
  • приобщение родителей к участию в жизни в ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм сотрудничества;

Ожидаемые результаты:

1. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста;

2. Оптимизация детско-родительских отношений;

3. Возрастание интереса родителей к работе ДОУ, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений;

4. Рост удовлетворенности родителей педагогами, специалистами в целом.

Принципы взаимодействия с родителями

1. Целенаправленность - привлечение всех родителей к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений;

2. Плановость, системность - последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным материалом;

3. Дифференцированного подхода - взаимодействие с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;

4. Индивидуального подхода - учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями;

5. Сознательности, активности и дозированности – сознательное отношение родителей и детей к предлагаемым заданиям, получаемой информации;

6. Стимулирования внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми;

7. Доброжелательность, открытость и партнерство.

Формы работы клуба

  • Беседы и дискуссии за круглым столом;
  • Информационно-просветительская газета «Развиваемся вместе»;
  • Журнал для подготовительной группы «Скоро в школу»;
  • Анкетирование;
  • Обсуждение педагогических ситуаций;
  • Моделирование игровых и проблемных ситуаций;
  •  Практические советы и рекомендации;
  • Тренинги;
  • Презентации семейного опыта;
  • Семинары-практикумы;
  •  Мастер-классы;
  • Буклеты;
  • Наглядная информация

.Материально-техническое оснащение

  • Комплекс технических средств, включающих – мультимедийных проектор, персональный компьютер и оборудование - печатающее и множительное (принтер, сканер, копировальный аппарат);
  • Электронное обеспечение: устройство USB, CD дисков с компьютерными играми и музыкой, электронной поддержкой и мультипликационные пособия, созданные с помощью программы - презентации MicrosoftPowerPoint.
  • Информационно-методическое обеспечение: литература, программы, методики.
  • Наглядный и раздаточный материал.

Тематический план работы родительского клуба «В школу вместе»

Содержание

Время проведения

Ответственный

1

Оформление информационного стенда для родителей «Скоро в школу мы идем»

сентябрь

педагог-психолог

Выставка детских рисунков «Как я представляю себя в школе»

сентябрь

воспитатели, педагог-психолог

Участие в родительских собраниях подготовительных группах (сообщение о работе родительского клуба)

Анкетирование родителей «Анкета для родителей будущих первоклассников»

сентябрь

воспитатели подготовительных групп, педагог-психолог

Индивидуальные консультирования

в течение месяца

педагог-психолог

Оформление памятки-буклета: «Рекомендации для родителей, дети которых скоро пойдут в школу»

сентябрь

педагог-психолог

Выпуск №1 Журнала для подготовительных групп «Скоро в школу»

сентябрь

педагог-психолог

2

 Первая встреча Родительского клуба «В школу вместе»

 Семинар-практикум

 «Учимся – играя»

октябрь

педагог-психолог

Результаты теста проведенного с дошкольниками «Хочу ли я в школу?»

Результаты анкетирования родителей.

октябрь

педагог-психолог

Оформление стенда «От игры к учебе или кризис 7 лет».

октябрь

педагог-психолог

Памятка «Игры на развитие эмоциональной сферы будущего школьника»

октябрь

педагог-психолог

Индивидуальное консультирование

в течение месяца

педагог-психолог

Выпуск №2 Журнала для подготовительных групп «Скоро в школу»

октябрь

педагог-психолог

Консультация «Что такое школьная зрелость?» (проводится в формате офлайн)

октябрь

педагог-психолог

3

Оформление информационного стенда для родителей «Скоро в школу». Тема «Речевая готовность к школе, критерии речевой готовности к школе».

ноябрь

учитель-логопед

Памятка для родителей: «Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы…».

ноябрь

учитель-логопед педагог-психолог

Индивидуальное консультирование

в течение месяца

педагог-психолог

Консультация «Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики» (проводится в формате офлайн)

ноябрь

педагог-психолог

Выпуск №3 Журнала для подготовительных групп «Скоро в школу»

ноябрь

педагог-психолог

4

Вторая встреча Родительского клуба

Круглый стол « У порога  школы» (о первых днях ребенка в школе)

декабрь

педагог-психолог

Памятка «Как сделать адаптацию к школе безболезненной»

декабрь

педагог-психолог

Консультация «Как помочь будущему первокласснику адаптироваться к школе»(формат офлайн)

декабрь

педагог-психолог

Индивидуальное консультирование

в течение месяца

педагог-психолог

Выпуск №4 Журнала для подготовительных групп «Скоро в школу»

декабрь

педагог-психолог

5

Оформление информационного стенда для родителей «Скоро в школу». Тема: «Математическая готовность будущих первоклассников»

январь

воспитатели подготовительных групп, педагог-психолог, учитель-дефектолог

Консультация «Развиваем математические

способности детей

дома» (формат офлайн)

январь

учитель-дефектолог, воспитатели, педагог-психолог

Оформление выставки «Мама с папой тоже были первоклашками

январь

воспитатели подготовительных групп

Выпуск №5 Журнала для подготовительных групп «Скоро в школу»

январь

педагог-психолог

6

Третья встреча Родительского клуба  Мастер-класс по теме: «Домашняя игротека для развития памяти, внимания, речи, мышления»

февраль

педагог-психолог, учитель-логопед

Консультация «Как помочь ребенку в овладении счетом и письмом» (формат офлайн)

февраль

воспитатели подготовительных групп

Индивидуальное консультирование

в течение месяца

педагог-психолог

Выпуск №6 Журнала для подготовительных групп «Скоро в школу»

февраль

педагог-психолог

7

Оформление информационного стенда для родителей «Скоро в школу».

Тема: «Советы детского врача».  

март

воспитатели подготовительных групп

Консультация «Физическая готовность ребенка к школе».

 Памятка «Здоровье ребёнка в ваших руках»

март

инструктор по ФИЗО

старшая медсестра, педагог-психолог

Выпуск №7 Журнала для подготовительных групп «Скоро в школу»

март

педагог-психолог

8

Четвёртая встреча Родительского клуба.

 Подведение итогов работы клуба:

1.Анкетирование «Эффективность работы клуба»

2.«Как помочь ребенку в приготовлении уроков?»

3.«Оцените готовность вашего ребенка к обучению в школе».

 (анкета для родителей)

4.Рекомендации «10 заповедей для родителей, дети которых идут в школу».

5.Памятка-буклет: «Обязанности родителей будущих первоклассников»

апрель

педагог-психолог

Выпуск №8 Журнала для подготовительных групп «Скоро в школу»

апрель

педагог-психолог

Индивидуальное консультирование

апрель

педагог-психолог

Список используемой литературы:

  1. Никольская И. М. Развитие познавательной сферы: восприятие. Внимание. Память. Воображение. Речь. Мышление / И. М. Никольская, Р. М. Грановская // Никольская И. М. Психологическая защита у детей / И. М. Никольская, Р. М. Грановская. – СПб.: Речь, 2006. – Гл. 2. – 507 с.
  2. Андрущенко А.В., Слегина Н.Г., Селиванов В.С. Готовимся к школе:
    Книга для родителей будущих первоклассников. - М.: ООО Фирма
    Издательство АСТ, 1999.-160с.
  3. Белопольская Н.Л. Как помочь ребенку овладеть счетом, чтением и
    письмом // Популярная психология для родителей / Под редакцией А.А.
    Бодалева. — М.: Педагогика, 1989.-166-170с.
  4. Амосов Н. М. Ваш ребёнок: здоровье и воспитание. – М.: ООО Изд-во АСТ, 2003.
  5. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: Знание, 1984.
  6. Венгер А. Л., Иллеш Е. Э. Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту // Особенности психического раз- вития детей 6–7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М., 1988. – С. 4–22.
  7. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 1997.
  8. Гаврина С.Е. Развиваем внимание. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. "ООО ""Академия развития". - 2007 г., 16 стр.
  9.  «Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления» - в 2 частях, ОАО «Дом печати – Вятка» г. Киров, 2011г.
  10. К.В. Шевелёв «Прописи по математике», «Рабочая тетрадь для дошкольников». Издательство ЮВЕНТА, 2011г.
  11.  Ресурсы сети Интернет.

Приложение 1

Анкета «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Ответьте на вопросы анкеты и прочитайте получившийся результат.

Инструкция: Ответьте на предложенные вопросы. Варианты ответов: «да» или «нет».
1. Может ли Ваш ребенок самостоятельно заниматься каким-нибудь делом в течение 30 минут?
2. Умеет ли он составлять рассказы по картинкам (более чем 5 предложений), используя наречия, прилагательные и сложные предложения?
3. Быстро ли Ваш ребенок запоминает стихотворения и знает ли несколько стихов наизусть?
4. Умеет ли он считать до 10 и в обратном порядке? Считать до 100?
5. Может ли он решать простые задачи на сложение и вычитание?
6. Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам?
7. Имеет ли он хорошую координацию движений?
8. Умеет ли он рисовать и раскрашивать?
9. Умеет ли Ваш ребенок обобщать - называть группу предметов одним словом? (посуда, города, мебель, транспорт, одежда, насекомые)?
10. Хочет ли он ходить в школу?
Интерпретация результатов:
За каждый положительный ответ, начисляйте себе по 1 баллу. Подсчитайте набранные баллы.

1 – 3 балла – Ваш ребенок пока не готов к школе.
4 – 6 баллов – ребенок условно готов к школе, но этого не достаточно для успешного усвоения школьной программы. Больше занимайтесь с ним, развивая все познавательные процессы (память, внимание, мышление, речь, воображение), а также мелкую моторику рук и усидчивость.
7 – 10 баллов – Ваш ребенок полностью готов к началу регулярного школьного обучения.

Приложение 2

Анкета для родителей

«Эффективность работы родительского клуба»

Уважаемые родители! Мы подводим итог наших встреч в Родительском клубе «В школу вместе»

Просим Вас оценить пользу от проводимых заседаний в клубе.

1. Сколько раз вы присутствовали на заседании клуба?_____________________

2. Какая тема была для Вас наиболее интересной?__________________________

_____________________________________________________________________

  1. Каким образом Вы применяли знания, полученные на заседаниях?_______

________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие темы остались незатронутыми, но значимыми для Вас?_____________

__________________________________________________________________

  1. Какие достижения произошли у Вашего ребенка за последнее время?_______

__________________________________________________________________

6. Как Вы считаете, Ваш ребенок готов к поступлению в школу?_________

7. Ваши пожелания ____________________________________________________

____________________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: « ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ ВМЕСТЕ»

Родительское собрание на тему: « ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ ВМЕСТЕ»  О воспитании самостоятельности.Наши дети стали взрослее еще на один год. Теперь они воспитанни­ки подготовительной группы, самые с...

КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ Тема: «Готовимся к школе вместе»

Роль родителей в подготовке к школе огромна: взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако не все родители в условиях оторванности от дошкольного учрежде...

Родительское собрание на тему "Готовимся к школе вместе".

Конспект в помощь воспитателю и педагогу психологу для проведения родительского собрания в подготовительной к школе группе в начале года. Содержит необходимые рекомендации для родителей как подготовит...

Родительское собрание: «Готовимся к школе вместе».

Собрание, для родителей будущих первоклассников. Готовность ребенка к обучению в школе – важнейший итог воспитания и обучения в дошкольном учреждении и семье. Поступление в школу – перелом...

Родительское собрание "Готовимся к школе вместе"

Родительское собрание в подготовительной группе...

Родительское собрание "Готовимся к школе вместе"

Знакомство с Программой ДОУ, основными годовыми задачами, сеткой занятий, режимом дня. Расширение представлений родителей о готовности ребенка к школе, о необходимом уровне знаний при поступлении к шк...

Родительское собрание в подготовительной группе "Готовимся в школу вместе"

Родительское собрание в подготовительной группе "Готовимся в школу вместе"...