Психология детского рисунка - все, что не сказано вслух
статья по художественной литературе (средняя группа)

Васкеева Оксана Даниловна

Далеко не каждый взрослый способен передать словами переживания.

Ребенок тем более ограничен словарным запасом и психологическими

барьерами. Внутренний мир все-таки находит свое отражение, хоть и не в

таком явном виде, поэтому эмоции, страхи, симпатии и антипатии можно

прочитать по рисункам ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Психология детского рисунка17.72 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Психология детского рисунка - все, что не

сказано вслух»

Далеко не каждый взрослый способен передать словами переживания.

Ребенок тем более ограничен словарным запасом и психологическими

барьерами. Внутренний мир все-таки находит свое отражение, хоть и не в

таком явном виде, поэтому эмоции, страхи, симпатии и антипатии можно

прочитать по рисункам ребенка.

Содержание

1.Зачем анализировать детские рисунки

2.Как определить уровень развития ребенка через рисунок

3.Расшифровка скрытого смысла в детских рисунках

 Цвет

 Композиция

 Манера изображения и характерные черты

4.Тревожные сигналы в рисунке ребенка

5.В заключение

Зачем анализировать детские рисунки

Уровень взаимопонимания и доверия в семье зависит в первую очередь от

взрослых. Дружеская атмосфера открытости и стремления к диалогу сама по

себе возникнуть не может. Ее требуется создавать и заботливо поддерживать.

Завязка отношений внутри семьи происходит в самом раннем возрасте, когда

ребенок еще не способен поделиться впечатлениями, рассказать о переживании или страхе. Приемы мониторинга, применяемые для взрослых,

в данном случае малоэффективны. Неточность результатов тестирований и

анкетирований наблюдается даже у школьников, часто отвечающих на

вопросы не думая или под чужим влиянием.

Рисунок, созданный ребенком без помощи и вмешательства взрослых членов

семьи, – редкая возможность увидеть реальное состояние формирующейся

психики.

Расшифровка детских рисунков дает возможность проводить мини-анализ и

принимать меры, обнаруживая тревожные симптомы. Ребенок даже не

обратит внимание на проводящуюся работу, а значит будет избавлен от

очередного стресса.

Рисуночная диагностика показывает:

1.соответствие уровня личностного развития фактическому возрасту;

2.симпатии и антипатии в семье и детском коллективе;

3. приоритеты и фундамент формирующегося характера;

4. страхи и скрываемые переживания;

5. тайные желания.

Психология детских рисунков – наука, овладев которой можно научиться

понимать своего ребенка без слов.

Как определить уровень развития ребенка через рисунок

Каждому возрасту, если речь не идет о гениальных детях, соответствуют

характерные изобразительные приемы и черты. Оценка качества первых

шедевров дает возможность соотнести уровень развития малыша с его

возрастом. Рисование, как один из любимых всеми детьми видов

деятельности, прекрасная возможность развивать навыки и словарный запас

ребенка, тут же оценивая эффективность занятий.

Обязательным условием является невмешательство в процесс рисования.

Психология детских рисунков не искажена только в случае полного

отсутствия у юного художника внешних подсказок. Получив задание

нарисовать дерево, ребенок не должен ориентироваться ни на аналогичные

иллюстрации в книге, ни на советы взрослых, ни на схемы и пошаговые

инструкции. Даже от прямого ответа на вопрос о том, как нарисовать тот или

иной объект, лучше тактично уйти. Достаточно предложить ребенку

«придумать» этот элемент самостоятельно. Рисунок должен стать

отражением именно его личности, тогда и результаты анализа будут

корректными.

 Рисунок ребенка до 3-х лет чаще всего состоит из цветовых пятен и

линий. Именно цвет и становится основным объектом расшифровки

для психолога. К трем годам элементы обретают характерные контуры

а при изображении близких людей даже детали фигуры. Изображение

семьи может выглядеть как набор «огурчиков» и палочек, но ноги и

руки у героев уже явно отражены.

 Сюжет характерен для возраста 4-5 лет. Ребенок способен рассказать,

что именно он изобразил, а также предысторию нарисованного.

Затруднения с передачей сюжета должны навести родителей на мысль

о необходимости больше времени уделять развитию речевых навыков.

К 5 годам на рисунках появляются лица, члены семьи получают

характерные черты, их одежда и сопутствующие предметы обрастают

деталями. Именно детали и их пропорции становятся объектом

изучения и анализа.

 Рисунок ребенка 6-7 лет отражает уже не только его фантазию, но и

навыки. В ход идут всевозможные схемы рисования. Вычленить

собственное «Я» из изображения семьи в виде любимых мультяшных

пони уже значительно сложнее. Расшифровка детского рисунка

спотыкается о копирование почерка подружки или педагога. Для

получения корректных результатов необходимо оценить картину в

целом, учесть и расстановку объектов, и их размеры, и их

взаимоотношения в рамках иллюстрации. Относительная

пропорциональность объектов и их элементов характерна только 7-8

летнему возрасту.

Расшифровка скрытого смысла в детских рисунках

Анализ рисунков ребенка похож на разгадывание головоломки. Детально

провести его может только квалифицированный психолог, но элементарные

принципы расшифровки обязан освоить каждый родитель.

Цвет

Первый изобразительный прием и наиболее важный. Малыши редко

смешивают краски, поэтому анализ основывается на основных цветах.

Преобладание одного тона во всей картине говорит об озабоченности

малыша каким-либо событием или явлением. Обилие красок – о

разносторонних интересах и отсутствии занимающей все помыслы

проблемы.

 Темный рисунок с обилием черноты, серого и бордо, получившийся

таким не в силу отсутствия других красок, говорит депрессии и

мучающих страхах.

 О хорошем настроении сигнализирует насыщенность желтым и

оранжевым.

 Красный – символ быстрой возбудимости и даже агрессии, но делать

вывод о таких склонностях надо только после анализа остальных

деталей

 Синий и его оттенки выдают погруженную в себя личность, а зеленый

– признак скуки. Регулярно пользующегося травяными оттенками

дошкольника явно стоит отдать в секцию, даже если какую-либо он

уже посещает.

 Фиолетовый – цвет фантазеров.

 Коричневый – признак беспокойства и проблем с самооценкой.

В заключение

Корректность информации, полученной от расшифровки детских рисунков,

обеспечивается выполнением нескольких условий.

1.Ребенку предоставляется максимум цветов и лист бумаги большого

размера;

2. Рисунок выполняется карандашами, дающими возможность оценить

нажим;

3. Ребенку не дается каких-либо подсказок во время работы, он предоставлен

самому себе. Обсуждение с ребенком нарисованного также поможет членам

семьи больше узнать о его душевном состоянии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как понять ребенка по его рисунку? Психология детского рисунка.

В статье описаны несколько основных критериев, по которым можно судить о темпераменте и эмоциональном состоянии ребенка....

Психология детского рисунка, все, что не сказано вслух.

Далеко не каждый взрослый способен словами передать свои переживания. Ребенок тем более ограничен, недостаточностью словарного запаса и психологческими барьерами. Внутреннему миру ребенка необходимо н...

Статья на тему: «Психология детского рисунка - все, что не сказано вслух»

Статья на тему: «Психология детского рисунка - все, что не сказано вслух»...

О чем говорят цвета и другие детали в детском рисунке - психология детского рисунка.

О тревоге, обиде,  радости и горе лучше слов расскажет рисунок малыша. В рисунке ребенок передает тот мир, который у него в душе...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей и воспитателей «КАК ПОНЯТЬ РЕБЕНКА ПО ЕГО РИСУНКУ? ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА»

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей и воспитателей  «КАК ПОНЯТЬ РЕБЕНКА ПО ЕГО РИСУНКУ? ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА»...

Статья «Психология детского рисунка - все, что не сказано вслух»

Рисунок, созданный ребенком без помощи и вмешательства взрослых- редкая возможность увидеть реальное состояние формирующейся психики....

"Как понять ребенка по его рисунку? Психология детского рисунка."

Почти все дети с удовольствием рисуют. Рисунок- и детская фантазия, и отражение того, что малыш увидел или чему научился. Это и игра, и обучение. Как часто мы гордимся, если рисунки получаются все луч...