Консультация для родителей " Ум на кончиках пальцев"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Назарова Юлия Анатольевна

      Слабую руку ребёнка можно и необходимо развивать! Мелкая моторика,

умственное развитие, удачное сочетание генов, воспитания и окружающей

среды - идеальная основа для развития умственных способностей малыша.

Главное - не упустить время!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motorika.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Ум на кончиках пальцев»

    В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период,

когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и

обучение. И в то же время этот период жизни ребенка не случайно называют

«нежный возраст».

    Развитие мелкой моторики у ребенка – один из важнейших этапов всестороннего развития.

    Что же такое «мелкая моторика»? Это способность выполнять мелкие  и точные движения кистями и пальцами рук и ног. Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка и особенно влияет на процесс формирования речи вашего малыша. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

     Нужно быть очень осторожными и деликатными в вопросах развития и

образования детей младшего дошкольного возраста. Ребенок усваивает

любую информацию, приобретает любые навыки без дополнительной

мотивации с легкостью и азартом.

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание:

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент

всех инструментов», - сказал еще Аристотель. «Рука – это своего рода

внешний мозг», - писал Кант.

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи,

творческие способности, фантазию.

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук,

но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение

многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше

ребенок говорит. Почему же это так? Давайте разберемся. Дело в том, что

рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга,

поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании

головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь

ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной

точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего

развития речи. То есть, если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо

разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую

работу,- с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены

издавна. В Китае, например, распространены упражнения с каменными и

металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память,

деятельность сердечно - сосудистой и пищеварительной систем, устраняют

эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и

ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко

используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами.

Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями

шестигранного карандаша. И у нас, в России, с малолетства учили детей

играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». Сегодня

специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.

О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном

универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и

смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют

на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в

школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мышцы мелкой

моторики. Пальчиковые игры - хорошие помощники для того, чтобы

подготовить руку ребенка к письму, развить координацию. А для того чтобы

параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр

небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные

произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на

пальцы», т. е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков -

сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря

пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные

впечатления, у него развивается внимательность и способность

сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между

взрослым и ребенком.

Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук, а

пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую

моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научиться понимать смысл

услышанного и улавливать ритм речи.

Игры с пальчиками — представляют собой не только способ развития

речи и мелкой моторики, но несут в себе моменты радостного общения с

близкими людьми.

Немаловажным элементом для развития речи является то, что в

пальчиковых играх все подражательные действия дополняются

стихотворными текстами. Стихи вызывают неподдельный интерес детей и

легко усваиваются, надолго оставаясь в памяти. Ритм и неизменный порядок

слов, рифма для ребенка служат своего рода волшебством, которое утешает и

успокаивает.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр:

• Важно помнить, что пальчиковые игры следует проводить согласно

возрасту ребенка, иначе детям быстро они разонравятся, поскольку

некоторые упражнения будет сложно выполнять, а порой и неинтересно.

• Играть в пальчиковые игры нужно каждый день. И чтобы ребенок

сохранил к ним интерес следует их обновлять, а через некоторое время

можно вернуться к позабытым.

• Не перегружайте ребенка сложными пальчиковыми играми и не

проводите слишком длительные занятия (не более 20 минут в день). Занятия

сначала начинайте с простых игр, постепенно увеличивая более сложными.

• Перед игрой обсудите с ребенком ее содержание, при этом обрабатывая

нужные движения, комбинации пальцев и жесты. Это позволит подготовить

ребенка правильно выполнять упражнения.

• Ни в коем случае не принуждайте ребенка к игре, если он не хочет.

Попытайтесь узнать, по какой причине он не желает заниматься. Может ему

не нравится определенная игра или у него просто нет настроения, а может он

приболел?

• Не следует ставить сразу перед ребенком несколько задач. Например,

показывать движения пальцами и произносить текст одновременно.

• Всегда поощряйте ребенка за его старания в игре и никогда не ругайте,

если что-то у него не получается.

      Таким образом, пальчиковые игры и есть тот самый искомый золотой

ключик к интенсивному развитию способностей малыша. Это

подтверждается и последними научными открытиями, и тем фактом, что

подобные игры есть в традициях всех народностей. И это понятно — ведь

при любом двигательном тренинге развиваются не руки, а мозг. Особенно

мощным средством улучшения работы головного мозга является

постоянная тренировка пальцев рук. Сейчас учёными-физиологами

доказано, что тренировка пальцев стимулирует развитие определённых зон

головного мозга, которые, в свою очередь, влияют на развитие речи,

умственной активности, логического мышления, памяти, зрительного и

слухового восприятия ребенка, формируют у него усидчивость и умение

концентрировать внимание. А развитие мышечной силы пальцев ведущей

руки и координация движений обеих рук необходимы для овладения

навыками письма.

      Слабую руку ребёнка можно и необходимо развивать! Мелкая моторика,

умственное развитие, удачное сочетание генов, воспитания и окружающей

среды - идеальная основа для развития умственных способностей малыша.

Главное - не упустить время!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры на кончиках пальцев"

В данной консультации освещаются теоретические вопросы значения мелкой моторики в развитии ребенка и даются практические традиционные и нетрадиционные способы ее развития....

Консультация для родителей "Ум на кончиках пальцев"

Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук....

Консультация для родителей "Речь на кончиках пальцев"

Игры с предметами для развития мелкой моторики  и речи.У детей с различными речевыми нарушениями, поздним появлением активной речи (после 3 лет) наблюдаются особенности  в формировании мелко...

Консультация для родителей "Ум на кончиках пальцев"

Консультация для родителей"Ум на кончиках пальцев"  Цель: ознакомление родителей с ролью влияния движений пальцев рук ребенка, на развитие речи; Дорогие родители! У детей при ряде ...

Консультация для родителей: «Речь на кончиках пальцев»

Цель консультации: повышение уровня компетентности родителей в вопросах значения мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста.Значение развития мелкой моторики. Игры и упражнения для...