Городское родительское собрание с родителями детей-инвалидов в формате круглого стола "Повышение уровня родительской компетентности в рамках обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов, особенности организации ППк в ДОО".
материал

Кравченко Лилия Николаевна

Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия «Созвездие»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГОРОДСКОМ РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ

Круглый  стол с родителями детей-инвалидов

Тема:

Повышение уровня родительской компетентности в рамках обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов, особенности организации психолого-педагогического консилиума в дошкольной образовательной организации.

Докладчик: Кравченко Л.Н.

педагог-психолог

декабрь, 2023год

Слайд 1   Тема доклада:

Повышение уровня родительской компетентности в рамках обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов, особенности организации психолого-педагогического консилиума в дошкольной образовательной организации.

«Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности

случайно не рождается. Каждый ребенок есть явление в земной жизни.

Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что

именно его не хватало миру».

Из книги Ш. Амонашвили “Спешите, дети, будем учиться летать!”

  1. Вступление

Стихотворение «Мы разные», автор Яна Дубенская

Вместе живут на огромной планете

 Разные взрослые, разные дети.

Внешностью разные и цветом кожи,

 Но, безусловно, мы в чём-то похожи!

Всем нам счастливыми хочется быть,

Новые звёзды на небе открыть,

Крепко дружить, не бояться «другого».

Друг мой в коляске, а что здесь такого?

Едет он с нами наперегонки,

 Вместе рыбачим мы с ним у реки.

 Нет между нами преград и обид,

Он самый лучший, наш друг-инвалид!

Годы пройдут, и мы станем взрослее,

Ростом повыше, по жизни мудрее,

И поменяется мир весь вокруг,

Но рядом останется преданный друг!

Здравствуйте, уважаемые родители, коллеги! Я думаю, что прочитав это стихотворение, каждому человеку будет легче объяснить своему ребёнку, что такое милосердие, сочувствие, равнодушие и дружба.

Семья-это важнейший фактор долголетия и здоровой жизни. Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя – отец и мать. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, формирует представления о нормах поведения в обществе. Ребёнок, наблюдая за отношениями отца и матери в повседневной жизни, усваивает определённый тип отношений между мужчиной и женщиной. Именно эта модель будет определять дальнейшее поведение ребёнка в социуме.

Но, когда в семье рождается ребёнок с особенностями в развитии или ребёнок-инвалид, то не только меняется жизнь родителей, но и изменяет их представление о своей роли и месте жизни. Рождение ребёнка с ограничениями является для родителей тем толчком, который вызывает процессы «переживания горя». Внутренняя духовная работа матери и отца над собой и возникшими в семье проблемами в итоге станет решающей для будущей семьи. Когда родители сталкиваются с этим, они преодолевают этапы переживания горя:

1этап- это Отрицание («Вы все ошибаетесь, это не так!»).

2 этап – это Сделка («Я сделаю всё, что угодно, чтобы всё изменить, исправить, переделать…»).

3 этап -  это Гнев («Все вокруг против меня, всех ненавижу»).

4 этап – это Депрессия («Я ничего не могу, я уже ничего не хочу, мне всё равно…»).

  1. этап – это Принятие ребёнка.
  1. Введение в тему.

 Повышение уровня родительской компетентности в рамках обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

В работе с родителями детей с особенностями в развитии уделяется достаточно большое внимание.

Родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждаются в психолого-педагогической поддержке по вопросам воспитания и обучения детей с нарушениями в развитии. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», одним из основных принципов является партнёрство с семьёй, психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетенции родителей в вопросах развития и образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Однако, многие семьи, сталкиваются со специфическими проблемами, они испытывают трудности в их разрешении.

Среди них — это некомпетентность в вопросах воспитания и развития особого ребенка, отсутствие у родителей психолого-педагогических знаний для коррекционного обучения и воспитания ребенка в домашних условиях в доступном для него формате, искажение контактов с окружающим социумом, отсутствие поддержки с его стороны. Многоаспектность проблем особого ребенка показывает недостаточную родительскую компетентность в вопросах психолого-педагогического воздействия на него, чем и определяется содержание их запросов к специалистам.

Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий.

Процесс реализации поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (врач, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед).

Цель взаимодействия детского сада с семьями, имеющих детей с ОВЗ и инвалидов- это повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рекомендаций. Успех работы определяется интуицией, инициативой и терпением педагогов и специалистов их умением стать профессиональными помощниками в семье.

Задача специалистов в отношении родителей заключается в постепенном и последовательном включении семьи в процесс коррекционной работы. Это предусматривает расширение знаний родителей по проблемам общего психического развития детей, их знакомство с приёмами и методами работы, участие в практическом обучении и наблюдениях за динамикой развития ребенка в процессе коррекционно-обучающего взаимодействия со специалистами.

Важно научить родителей проводить коррекционно-развивающую работу одновременно со специалистами, а также самостоятельно под их руководством. Родителям необходимо объяснять значение режима дня и создание условий для организации деятельности ребенка в семье, разъяснять роль предметно-развивающей среды, учитывающей особенности ребенка, и значимость систематического проведения коррекционно-педагогических занятий в условиях семьи.То есть, родители становятся активными участниками образовательного процесса.

Слайд 2-3. Для достижения тесного взаимодействия с родителями широко применяются такие формы работы, как:

  • родительские собрания;
  • детско-родительские клубы;
  • семинары-практикумы, тренинговые  занятия;
  • консультации, беседы-разъяснения;
  • тематические выставки литературы, папки-передвижки;
  • круглые столы, мастер-классы, «мозговые штурмы»;
  • досуги, праздники, развлечения.

Данные формы работы являются достаточно эффективными, так как способствуют установлению тесного контакта педагогов, родителей и детей, расширению сферы психолого-педагогических знаний о развитии детей дошкольного возраста.

  1. Повышение уровня родительской компетентности в «Прогимназии «Созвездие»

Слайд 4,5,6. В нашем дошкольном учреждении повышение уровня родительской компетентности уделяется особое внимание, поскольку родители заинтересованы прежде всего в развитии своих детей. У нас также применяются как традиционные, так и не традиционные формы работы: родительские собрания, различные мастер-классы, тематические круглые столы, психологические тренинги, индивидуальные консультации, совместные проекты с родителями, педагогами и детьми, организация выставок, праздников, участие родителей в совместных мероприятиях – «Неделя инклюзивного образования», «День открытых дверей».

Слайд 7. Интересной формой сотрудничества и повышение родительской компетентности, в нашем детском саду, стал детско-родительский клуб «Контакт». Он существует уже более 10 лет. За это время сменилось много специалистов, но наш Клуб до сих пор активно  взаимодействует и сотрудничает с нашими родителями и их детьми! Цель Клуба «Контакт» – это повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов посредством психолого-педагогического просвещения.

Слайд 8. В течение всего учебного года специалисты Клуба проводят различные мероприятия с родителями и с воспитанниками детского сада:

  1. Адаптация детей с ОВЗ к условиям детского сада.
  2. Интегрированное занятие «Новый год у ворот!» (детско - родительское занятие с привлечением старших братьев и сестер).
  3. Коррекция эмоциональных состояний с помощью разнообразных техник -арт -  терапии, психогимнастики, пескотерапии   для детей и родителей.
  4.  Практическое занятие для будущих первоклассников («В школу с радостью пойдем!»).

Слайд 9,10,11,12,13. Реализуем  совместные проекты (проект «Кроха», «Танец слов», «Вредные привычки», проект «Мы вместе»),  праздники, развлечения. Участвуем совместно с родителями, детьми в конкурсах разного уровня (в ДОО, муниципальные конкурсы (конкурс «Дружат дети всей земли»), Всероссийские и т.д). Наши дети становятся призёрами и победителями, имеют различные грамоты и дипломы конкурсов.

Слайд 14. В результате совместной, творческой, кропотливой работы, родители:

  • переосмысливают свою роль в воспитании детей;
  • осознают себя субъектами воспитания;
  • глубже понимают своих детей;
  • повышают уровень педагогической компетентности, систематизировав и обновив имеющиеся знания о семейном воспитании;
  • становятся более уверены в собственных силах, в осознании своих прав и потребностей. Это отражается на уровне их общей культуры и педагогическом мировоззрении.

В «Прогимназии «Созвездии» организована работа по преемственности детского сада и школы. Для воспитанников детского сада  организуются экскурсии в школу, знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы, совместные мероприятия: выпускной в детском саду, день знаний, спортивные соревнования и др. Педагоги школы и детского сада изучают и анализируют программы начальной школы и детского сада, участвуют в проведении совместных педагогических советов (ДОУ и школа), семинаров, мастер - классов, круглых столов для педагогов ДОУ и учителей школы, открытых показах образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе. Ежегодно организуются совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы, консультации с педагогами ДОУ и школы, встречи родителей с будущими учителям.

  1. Особенности организации психолого-педагогического консилиума в ДОО.

Слайд 15. Для решения проблем сохранения здоровья, психологической и коррекционной поддержки воспитанников в учреждении организована специализированная (коррекционная) помощь  детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам.

На сегодняшний день число воспитанников в «Прогимназии «Созвездие» - составляет 457 детей. Из них с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов – 35 человек.

  • со статусом с ОВЗ – 25;
  • дети –инвалиды со статусом ОВЗ – 7;
  • дети -инвалиды, не имеющие статус ОВЗ – 3чел.

По нозологиям:

Слайд 16

  1. Дети с тяжёлыми нарушениями речи – 12.
  2. Дети с задержкой психического развития – 18.
  3. Один ребёнок  слабослышащий -1
  4. Один ребёнок  с расстройствами аутистического спектра (РАС)–1.

Дети с ОВЗ и дети инвалиды посещают группы общеразвивающей и компенсирующей направленности. Создана разновозрастная компенсирующая группа, которую посещают 9 воспитанников. В группе созданы все условия для психолого-педагогического сопровождения детей всеми специалистами детского сада, а также работа ведётся над коррекцией всех нарушений имеющиеся в развитии воспитанников.

В основе психолого-педагогического сопровождения лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация  и разработка плана решения проблемы, коррекционная помощь в  решение данной проблемы.

Слайд 17. Для успешной организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников, в ДОУ действует психолого-педагогический консилиум (далее ППк), в состав которого входят: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагоги.

В рамках ППк специалисты выявляют, анализируют проблемы и причины отклонений у детей. Коллегиально обсуждают  возможные варианты решений проблем, составляют индивидуальные планы, маршруты, программы сопровождения. Знакомят  участников образовательного процесса с рекомендациями по работе с детьми ОВЗ.  

Родители (законные представители) всегда оповещены о целях и формах организации психолого-педагогического сопровождения.   Психолого-педагогическая помощь оказывается дошкольникам на основании согласия  в письменной форме родителей (законных представителей).

Разработаны и реализуются:

  • Федеральная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР);
  • Федеральная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития (ЗПР);
  • Федеральная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС);
  • Федеральная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для слабослышащих детей;
  • реализуются индивидуальные  образовательные маршруты детей, имеющих заключения ТПМПК.

Проводится мониторинг динамики развития детей на основе реализации индивидуальных программ (маршрутов, планов) сопровождения. Внесение коррективов в перспективном планировании дальнейшего психологического  сопровождения детей ОВЗ.

Таким образом, в результате тесного взаимодействия всех участников коррекционно-развивающего процесса образуется единый воспитательный «треугольник». Основанием для оценки эффективности этого взаимодействия являются обученность и воспитанность ребенка, его способность к вхождению в социальную среду.

        .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протокол родительского собрания - Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе. Особенности обучения и воспитания шестилетних детей

Протокол № 1от 15 октября 2015 г.Тема: «Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе. Особенности обучения и воспитания шестилетних детей»...

«Организация обучения и воспитания детей с овз и детей – инвалидов в рамках сетевого взаимодействия»

Всем нам известно, что основными сферами жизнедеятельности человека является: семейные и личностные отношения, здоровье и физическая форма, личное и профессиональное совершенствование, финансы и карье...

«ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ В РАМКАХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

Всем нам известно, что основными сферами жизнедеятельности человека является: семейные и личностные отношения, здоровье и физическая форма, личное и профессиональное совершенствование, финансы и карье...

Родительское собрание в подготовительной группе. «Возрастные особенности детей 6-7 лет. Задачи воспитания и обучения детей в подготовительной группе»

Родительское собрание в подготовительной группе. «Возрастные особенности детей 6-7 лет. Задачи воспитания и обучения детей в подготовительной группе»Цели: расширение контакта между педагог...

Сценарий родительского собрания для родителей детей младшего дошкольного возраста "Понятие общения и его значение в развитии дошкольника" (в рамках родительского клуба "Поможем друг другу")

Первый опыт общения ребенок получает в семье. Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. Общественные интересы взрослых, любовь к...

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 2-3 лет»

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста»Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 1,5-3 лет&raqu...

Родительское собрание во второй младшей группе «Солнышко» Тема: «Гармонизация детско-родительских отношений» Форма собрания – круглый стол. Цель: обогащение родителей педагогическими знаниями. Задачи: вовлечь в обсуждение нюансов воспитания, вызвать жел

Родительское собрание во второй младшей группе «Солнышко»Тема: «Гармонизация детско-родительских отношений»Форма собрания – круглый стол.Цель: обогащение родителей педаго...