КОНСУЛЬТАЦИЯ «Зимой гуляем, наблюдаем, трудимся, играем!»
консультация (младшая группа)

Степанова Любовь Ильинична

       Дети  дошкольного возраста характеризуются большой двигательной активностью. Реализация этой особенности имеет большие возможности на прогулке, где дети не ограничены пространством и двигательными действиями.

Обучение двигательным действиям на прогулке идет непременно с опорой на мыслительные операции, содействует не только физическому, но и активному психическому развитию младших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimoy_igraem.docx89.39 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Зимой гуляем, наблюдаем, трудимся, играем!»

Некоторые взрослые недооценивают значение прогулки в жизни ребенка.

Большинству кажется, что на зимней прогулке ребенок замерзнет и непременно заболеет. И связывают простудные заболевания детей именно с прогулками в зимний период.

       Дети  дошкольного возраста характеризуются большой двигательной активностью. Реализация этой особенности имеет большие возможности на прогулке, где дети не ограничены пространством и двигательными действиями.

Обучение двигательным действиям на прогулке идет непременно с опорой на мыслительные операции, содействует не только физическому, но и активному психическому развитию младших дошкольников.

      Велико влияние движений на развитие речи детей. Рядом исследователей доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем быстрее идет развитие у него речи.

       Прогулка-это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать ребенка к тайнам природы - живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных. Это можно делать везде и в любое время года - во дворе городского и сельского дома, в парке, в лесу и на поляне, возле реки, озера или моря. Приобщая ребенка к миру природы, пробуждать интерес и желание познавать природное окружение. Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы. Следует отметить, что полноценное общение с природой, вызывает у ребенка общее состояние гармонии, душевного равновесия. А это – не что иное, как психическое здоровье, который укрепляет организм в целом и является основной физического здоровья.

       Общение с природой важный компонент в нравственном развитии ребенка, настраивает на сохранение, заботу, защиту.

http://smayls.ru/data/smiles/animashki-linii-898.gif

Основная задача педагогической работы воспитателя на прогулке состоит в обеспечении

-активной,        

-содержательной,

-разнообразной,

-интересной для детей деятельности.

Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Во время прогулки в полной мере должны реализовываться воспитательно-образовательные задачи:

-Оздоровление детей.

-Физическое развитие.

-Развитие самостоятельности.

-Расширение кругозора.

-Ознакомление с окружающим миром.

-Воспитание эстетических чувств, культуры поведения.

Во время прогулки педагог способствует развитию у детей:

-элементарных естественно - научных представлений о физических свойствах окружающего мира;

-формированию географических представлений (в соответствии с возрастными возможностями);

-формированию экологической культуры;

-эмоционально положительного отношения к живой и неживой природе.

Прогулка должна дать ребенку разрядку, снять напряжение после статических, сосредоточенных занятий и создать у него жизнерадостное настроение, что обеспечивает соответствующий эмоциональный тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях и видах деятельности.

Пребывание детей на свежем воздухе способствует:

- укреплению здоровья;

-закаливанию организма;

-развитию двигательной деятельности;

-развитию познавательной деятельности.

Структуру прогулки условно можно представить следующим образом:

-наблюдение,

-трудовая деятельность детей;

-двигательная деятельность;

-индивидуальная работа с детьми;

-самостоятельная деятельность детей

     Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на НОД, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то вначале прогулки проводятся подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры

http://smayls.ru/data/smiles/animashki-linii-898.gif

     Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) в первую очередь наблюдениям за сезонными явлениями в живой и неживой природе. Важно закреплять представления детей о том, что эти изменения влияют на жизнь животных и человека, научить делать выводы о взаимосвязях различных природных явлений. Предпочтительно планировать наблюдения на прогулке по дням недели.

    Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т. д. Организация наблюдений: при планировании наблюдений воспитатель продумывает: оборудование и материалы, используемые по ходу наблюдения, размещение детей; приемы привлечения внимания детей к наблюдению  (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация); приемы активизации умственной деятельности (поисковые вопросы, действия, сравнение, использование детского опыта).  

     Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдения за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада.

       Наблюдение развивает пытливость, любознательность. Воспитатель поддерживает интерес детей к приметам времени года, задает вопросы, которые направляют внимание ребенка и побуждают его к дальнейшим наблюдениям. Полученные наблюдения можно закрепить последующими зарисовками, составлением рассказов.

     Смастерите кормушки для птиц, используя пакеты из под молока или сока. Готовые кормушки развесьте на деревьях возле дома и регулярно подсыпайте хлебных крошек или зерен. Изучайте на снегу следы птичек и животных.
    Растворите в воде цветную акварель, залейте получившуюся краску в пластиковую бутылку, проделав в крышке дырочку,  отправляйтесь создавать рисунки-шедевры на снегу.
А можно прихватить с собой разноцветные ледяные фигурки, приготовленные заранее в группе  (вместе с детьми). 
      На улице из льдинок можно выкладывать  сказочные узоры. А если при заморозке в каждую форму опустить петельку из ниток, то в итоге получатся ледяные елочные игрушки, которыми на прогулке можно украсить елочку, либо любой другой куст или дерево. Главное, чтобы в украшении принимал участие сам малыш, а поэтому выбирайте такое дерево, чтобы ребёнок сам мог дотянуться до веток.
       Постройте с малышом сказочный замок снежной королевы и украсьте его ледяными фигурками (окна, двери). 
       Когда на улице лежит снег и светит ярко солнышко, берите фотоаппарат и делайте красивые снимки зимнего пейзажа. Пусть маленький фотограф сам выбирает что снимать. Распечатав особо удачные снимки, можно украсить стены вашей групповой комнаты.

http://smayls.ru/data/smiles/animashki-linii-898.gif

     На прогулке дети находятся в тесном контакте с природой, они приспосабливаются к условиям сезона и погоды, что существенно влияет на содержание игр детей. Зимой преобладают физкультурные упражнения (катание на ледяной дорожке, на санках, на горке); конструктивные игры.

       В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду.

Для конструктивных игр дети активно используют снег, цветные льдинки, заранее заготовленные вместе с воспитателем.

   Ну, конечно же, как зимой без снеговика! Надоело лепить обычного снеговика? Тогда слепите сказочного героя, которого знает ваш ребенок. 

     Творите вместе с малышами, используя при этом любые подручные материалы: цветные ледяные фигурки, шишки, ветки, нитки, пуговицы, камешки, стаканчики из под йогурта, крышечки от детских пюре и т.д. Все зависит от вашей фантазии и фантазии ваших малышей! Пуговки – глазки, рот – красные нитки, хвостик – еловая веточка, на голову можно надеть шляпу (из бумаги или пластикового стаканчика), можно украсить костюм персонажа пуговицами (шишки или камешки). Только не забудьте запастись непромокаемыми перчатками или варежками, либо взять запасные.


http://smayls.ru/data/smiles/animashki-linii-898.gif

     Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, зимой,  дети, вооружившись лопатками, могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями.

    Воспитатель привлекает детей к оказанию посильной помощи по наведению порядка на участке после снегопада, дети с радостью помогают дворнику очистить дорожки от снега.

    Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.

    Для успешного решения задач по развитию самостоятельно и аккуратности, привитию трудолюбия очень важно правильно подобрать детский инвентарь —  лопатки, совки, ведерки.

    Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет эмоциональное отношение к делу, которое задает воспитатель еще до начала работы. Не всегда сама работа будет интересовать детей, иногда их привлекает цель, поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывают общность интересов, слаженность, соревновательного момента.

     Не менее важно создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом.

    Детей старшей группы следует подводить к пониманию того, что нужно делать не только интересную работу, но и необходимую.

     Чтобы разнообразить и скрасить монотонную деятельность, воспитатель может предложить детям отгадать загадки.

    Чтобы правильно руководить наблюдениями и трудовой деятельностью детей на прогулке, воспитатель должен пополнять свои знания по биологии растений и животных, владеть практическими умениями и навыками в этой области, а также методикой проведения наблюдений, экскурсий, организации труда детей старшего дошкольного возраста.

         

http://smayls.ru/data/smiles/animashki-linii-898.gif

          В соответствии с календарным планированием воспитатель осуществляет индивидуальную работу по познавательному, речевому, социально-коммуникативному, физическому или художественно-эстетическому развитию детей; с  этой целью подготавливает все необходимые материалы и оборудование.

          Для одних организует игру в снежки, метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для третьих - спрыгивание с пеньков, перешагивание через снежные валуны, сбегание с пригорков.

      На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа по рекомендации учителя – логопеда.

      Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.

       Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.

        В зависимости от целей и задач прогулки воспитатель готовит необходимый выносной материал, пособия для различных видов детской деятельности, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям.

        Воспитатель должен руководить самостоятельной деятельностью детей: обеспечить им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль деятельности детей на протяжении всей прогулки!!!

 

http://smayls.ru/data/smiles/animashki-linii-898.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимой гуляем, наблюдаем, трудимся, играем!

Консультация для родителей...

«Зимой гуляем,наблюдаем,трудимся,играем».

Консультация для родителей...

Зимой гуляем, наблюдаем, трудимся, играем!

Консультация для родителей...

Консультация для родителей «Зимой гуляем, наблюдаем, трудимся, играем! (О важности зимних прогулок)

Консультация для родителей«Зимой гуляем, наблюдаем, трудимся, играем!(О важности зимних прогулок)...

Консультация для родителей «Зимой гуляем, наблюдаем, трудимся, играем!

Консультация для родителей «Зимой гуляем, наблюдаем, трудимся, играем!...

Консультация для родителей "Зимой гуляем, наблюдаем, трудимся, играем"

Некоторые взрослые недооценивают значение прогулки в жизни ребенка.Большинству кажется, что на зимней прогулке ребенок замерзнет и непременно заболеет. И связывают простудные заболевания детей именно ...