Автоматизация звука [Ш] в прямом ударном слоге в начале слова
учебно-методический материал

Крайнюченко  Наталья  Юрьевна

       Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребёнок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день.

     Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

      К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartochka_1.docx15.47 КБ

Предварительный просмотр:

Карточка 1

Автоматизация звука [Ш]

в прямом ударном слоге в начале слова

1. Артикуляционная гимнастика:

«Окошечко», «Улыбка-поцелуй», «Качели», «Маятник», «Лопатка», «Вкусное варенье», «Ветерок», «Чашечка», «Болтушка», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка».

2. Упражнение «Змея»:

произнесение изолированного звука [Ш] разной длительности:

             Ш - - -         Ш - - - Ш - - -        ;

             Ш — Ш — Ш — Ш — Ш—.

3. Каждый слог произносить в течение 30 секунд:

             ША-, ШО-, ШУ-, ШЕ-, ШИ-.

4. Упражнение «Эхо» (многократное повторение слова):

шаг, шар, шарф, шайба, шахта, шахматы, шорох, шёпот, ширь, шило, шить, ширма, шут, шум, шуба, шутка, шея, шёлк.

5. Изменение прилагательных:

             шахматный — матч, игра, соревнование, фигуры;

             шумный — разговор, группа, поведение, дети;

             шуточный — разговор, песня, дело, рассказы;

             шейный — платок, косынка, ожерелье, украшения;

             шёлковый — костюм, ткань, платье, ленты.

6. Помоги мышонку Валерику правильно произнести слова (повторяете слова из пункта 4 без звука [Ш]:  (апко — шапка).        

7. Трансформация слов:              нашёл — произнеси без НА;

                                                       шёл — добавь в конце К;

                                                       машина — произнеси без МА;

                                                       мишутка — произнеси без МИ.

8. «Хлопушка» — выделение звука [Ш]: Ш О Ш Ш У Ш Ш Ш Э Ш Ы А Ш О Ш У Ш Ш.

9. Игры с картинками (самостоятельная речь)

            Шайба, шея, шарф, шахматы, шапка, шуба, шорты, шило, шина

Задания:

— назвать картинки, уточнить понимание;

— назвать игру, инструмент, спортивный предмет, часть тела, часть машины, одежду (что из одежды лишнее. Почему?);

— ответить на вопросы:

  • как называется игра в перестановку фигур;
  • как называется «одежда» для шеи;
  • как называется головной убор;
  • в футболе мяч, в хоккее...;
  • как называется зимняя меховая одежда;
  • у жирафа она самая длинная;

— каждую картинку назвать уменьшительно-ласкательно (ласковое слово);

— узнать картинку без [Ш];

— закончить предложение:

  • У машины лопнула... (шина).
  • Зимой нужны тёплые... (шуба и шапка).
  • Сапожник проткнул подошву... (шилом).
  • Серёже купили новые... (шорты).
  • Маша вяжет красный... (шарф).
  • В ворота влетела... (шайба).
  • Саша хорошо играет в... (шахматы).

— произнести фразу с наращиванием предметного ряда (к фразе при каждом повторении добавляется название одной картинки):

  • У Шуры шесть шапок.
  • У Шуры шесть шапок и шуб.
  • У Шуры шесть шапок, шуб и шахмат и т.д.

Картинки: шина, шило, шорты, шуба, шапка, шахматы, шарф, шея, шайба.

10. Повторить несколько раз предложение, выделяя звук [Ш]

       У Шуры на шее шёлковый шарф. За ширмой шорох и шёпот. Шину проткнули шилом, из неё шумно вырвался воздух. Зимой носят шубу, шапку и шарф.

11. Многократное повторение чистоговорки:       Надо кукле Кате

                                                                                    Шить шелковое платье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: « Автоматизация звука[л] в прямых открытых слогах»

Конспект ООД по коррекции звукопроизношения...

Конспект индивидуального занятия Тема: «Автоматизация звука [Р] в обратном ударном слоге в конце слова»

Цель: закрепить звук [Р] в обратном ударном слоге в конце слова.Задачи:1.Автоматизировать звук [Р] в обратном ударном слоге в конце слова, в предложении.2.Развивать дыхание, артикуляционный аппарат, ф...

Автоматизация звука [р] в прямых слогах в начале слова.

Играя, обучаюсь. Выполнение заданий поможет родителям автоматизировать звук [р] легко и интересно....

Автоматизация звука [ш] в прямых слогах в начале слова.

Совместное выполнение ребенком и родителем логопедических заданий по закреплению поставленного звука всегда увлекательно и занимательно. Ежедневное повторение пройденного материала, помогает автоматиз...

Автоматизация звука [Ш] в прямых ударных слогах в середине слова

Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребёнок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить ...

Автоматизация звука [Ш] в прямых безударных слогах

     Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребёнок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда ...