Консультация для родителей «Речевое развитие детей 6–7 лет»
консультация (подготовительная группа)

Ирина Николаевна Бородина

Речь – это явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_2.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Речевое развитие детей 6–7 лет»

Речь – это явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Показатели речевого развития детей 6-7 лет :

1. Звукопроизношение. К 7 годам ребенок должен уметь произносить все звуки родного языка.

2. Фонематический слух. Уметь слушать и слышать других, определять звуки на слух, дифференцировать мягкие и твердые звуки, определять на слух звонкие и глухие согласные.

3. Владение элементарными навыками звукового анализа: слышать и выделять в словах и фразах определенные звуки, слоги, ударение, определять количество и последовательность звуков в слове, называть слова на заданный звук, правильно употреблять термины «звук»«слог»«слово»«предложение».

 В работе над дикцией, развитием голосового аппарата большое место занимают произведения малых фольклорных жанров: скороговорки, чистоговорки, потешки. Очень эффективны задания на сочинения окончаний к ритмическим фразам (Наш зеленый крокодил… и т. п.). Они способствуют развитию чувства ритма и рифмы.

4. Словарный запас. К 7 годам у ребенка должен быть достаточно большой словарный запас (около 3000 слов). Важной задачей является формирование навыков точного выбора слова при формулировании мысли и правильного его употребления в любом контексте. Ребенок должен научиться выбирать из синонимического ряда наиболее подходящее слово (жаркий спор - взволнованный и т. п., понимать переносные значения слов в зависимости от противопоставлений и сочетаний (ручей мелкий, а река глубокая). Представление об антонимах помогают закрепить пословицы («Март зиму кончает – весну начинает). Работа с многозначными словами подводит ребенка к пониманию переносного значение слов (острый нож, суп, ум).

5. Грамматический строй. В норме к 6-7 годам у ребенка сформированы: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением, правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами, самостоятельно находить ошибки и устранять их, составлять предложения по опорным словам и картинкам. Ребенка необходимо упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе, падеже. Ему даются задания на употребления несклоняемых слов («Пошел в новом пальто», на образование степеней сравнения прилагательных (умный - умнее – умнейший, на изменения значения слова, придание ему другого смыслового оттенка (высокий – высоченный). Усложняются задания на образование глаголов с помощью приставок и суффиксов (бежал – перебежал, грустный - грустил). Внимание ребенка обращают на образование нового существительного с помощью суффикса, это слова, указывающие на лицо (школа – школьник, огород – огородник). Он учится подбирать однокоренные слова (весна – весенний, веснушки).

6. Связная речь. При пересказе обращается внимание на понимание ребенком текста, логическое построение рассказа, лексику, грамматику (правильное построение предложения, умение использовать сложные предложения, интонационную выразительность речи. Формируется умение строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение, необходимо соблюдать структуру высказывания (зачин, событие, конец, связь между предложениями и между частями высказывания.

В наше время компьютеров и технологий дети мало проводят времени в обществе родителей (отдавая предпочтение компьютеру и телевизору, нежели общению или из-за постоянной занятости родителей) и редко слушают рассказ, сказки от мамы или папы, а речевые развивающие занятия дома – совсем редкость. Однако именно родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей. Также нужно учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности ребенка в дальнейшем.

Чем могут помочь родители своему ребенку для развития речи :

1. Родители являются примером для своих детей, поэтому, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас.

2. Уделите особое внимание развитию произвольности : учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками, он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.

3. Старайтесь ежедневно заниматься с ребенком в области развития речи :

• тренируйте умения определять и объяснять свой выбор времени года на улице и картинках;

• проговаривайте с ребенком скороговорки и чистоговорки;

• развивайте слуховое внимание и восприятие;

• составляйте рассказы по картинкам и на основе впечатлений, следя за правильным произношением и дикцией ребёнка;

• развивайте связную речь, пересказывая любимые сказки и мультфильмы;

• тренируйте ребенка в назывании текущего месяца и последовательности дней недели;

• учите называть в определенном порядке адрес, имя и фамилию, а также имя и отчество родителей;

• развивайте у ребенка интерес к общению со сверстниками и взрослыми, умение легко вступать в контакт и находить выход из проблемных ситуаций общения.

4. Обязательно и как можно чаще читайте с детьми художественную литературу, разбирайте новые, непонятные слова, которые встречаются в тексте. Чтение играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное. Попросите ребенка рассказать понравившийся ему эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации, а потом предложите самому нарисовать картинку по этому произведению.

Дети нуждаются в поддержке, поощрении, похвале со стороны взрослых, так как они стремятся быть самостоятельными. В этом возрасте они чётко улавливают оттенки настроения взрослых. По тону вашего голоса, по интонации ребенок может легко определить ваше отношение к нему, к происходящему, почувствовать напряжение, радость, огорчение. Старайтесь больше времени уделять своим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Речевое развитие детей в общении со сверстниками".

В развитии речи детейведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю в детском саду, родителям и близким - в семье...

Консультация для родителей "Речевое развитие детей 5 лет"

Консультация для родителей "Речевое развитие детей 5 лет"...

Консультация для родителей: «Речевое развитие детей раннего возраста».

Консультация для родителей: «Речевое развитие детей раннего возраста»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развити...

Консультация для родителей «Речевое развитие детей 2–3 лет. Речевые игры с детьми»

Данна консультация направлена на просвещение родителей в вопросах норм речевого развития детей 2-3 лет. А также предлагаются речевые игры для дальнейшего развития...

Консультация для родителей «Речевое развитие детей 2–3 лет. Речевые игры с детьми»

Речь детей раннего возраста постоянно улучшается, ребенок каждый день учит новые слова, и как губка впитывает в себя их. Многие мамы двухлетних детей не понимают, что каждый ребенок индивидуален...