“Современные образовательные практики воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста”
методическая разработка (подготовительная группа)

Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе младших школьников и даже дошкольников. Целью данного исследования является использование компьютерных технологий, которые обеспечивают сбор, накопление, хранение, обработку и передачу информации различного характера, а так же способы (методы) использования таких систем) для расширения интеллектуальных возможностей ребенка.

Задачи:

– Интегрирование и внедрение информационных технологий в процессы воспитания и обучения дошкольников.

– Создание компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов.

– Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ по использованию информационно-коммуникационных технологий.

– Повышение заинтересованности родителей во взаимодействии их с ДОУ. – Формирование у детей, родителей и воспитателей навыков практической работы с современным программным обеспечением. Компьютерное образование – способствует развитию высших психических функций, формирует качества личности – образованность, самостоятельность, критичность, ответственность, рефлексивность. В процессе взаимодействия с компьютером ребенок обучается, развивается, общается. Компьютер в современных условиях не просто электронная вычислительная машина, он является источником информации, инструментом ее преобразования и универсальной системой связи. Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моториной, С.П. Первиной, М.А. Холодной, С.А. Шапкиной, Ю.М. Горвиц и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 5-7 лет, именно в этот период происходит активное развитие мышления ребѐнка, которое в свою очередь подготавливает переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности.

В 60-е годы прошлого столетия профессору Сеймуру Пейперту пришла идея использовать компьютеры в обучении детей. В процессе исследования он выявил, что ребенок развивается, если имеет условия для креативной деятельности в соответствующей среде, при этом качество усвоения материала зависит не столько от способностей ребенка, сколько от организации процесса обучения. Ученый представляет концепцию школы будущего, в которой компьютер выступает как средство активизации мыслительных, познавательных, творческих процессов. Ресурсное обеспечение проекта:

1. Привлечение коллег и родителей воспитанников к участию в проекте.

2. Разработка критериев и показателей оценки результативности реализации проекта.

 3. Внедрение системы методических консультаций по ходу реализации проекта.

4. Изучение и разработка методических пособий и рекомендаций по использованию ИКТ в работе с детьми.

5. Приобретение технических средств обучения; оснащение группы проектором, ноутбуком, сканером, принтером, подключение к сети Интернет.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Использование новых непривычных приѐмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объѐм предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.

Методическая разработка реализовывается по нескольким этапам:

Первый этап – организационный: 1. Изучение проблемы в научно-методической литературе, передовой опыт по данной теме других ДОУ.

 2. Изучение уровня информационно-компьютерной компетентности коллег и родителей воспитанников.

Второй этап – основной. 1. Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детей.

2. Выстраивание сотрудничества с родителями и коллегами через ИКТ.

3. Обновление и обогащение предметно-развивающей среды группы.

4. Совершенствование модели взаимодействия детского сада и семьи.

5. Обеспечение пропаганды педагогических знаний и результатов работы группы перед родителями и коллегами.

Третий этап – результативный:

1. Анализ результатов реализации методической разработки, корректировка содержания, подведение итогов.

2. Обобщение опыта работы.

3. Разработка программы на следующий период реализации с учѐтом полученных результатов.

Ожидаемые результаты:

 – Повышение эффективности процесса обучения.

– Активизация познавательной деятельности детей.

– Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ.

– Раскрытие личностного потенциала воспитанников.

– Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада.

– Повышение педагогической культуры родителей. Цели использования компьютера ребѐнком: – поиск интересной информации для ребѐнка – 15%; – поиск в Интернете информации (музыка, фильмы и т.д.) – 40%; – общение – 5% – чтение книг – 0%; – компьютерные игры –

40%.

Обычно детям дошкольного возраста рекомендуют находиться от 15 до 20 минут, а то и не более 10 минут. При работе компьютеров и интерактивного оборудования в ДОО создаются специфические условия: уменьшаются влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей. Напряженность электростатического поля усиливается при отделке кабинета полимерными материалами. Пол должен иметь антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не допускается. Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий, влажная уборка до и после занятий. Занятия со старшими дошкольниками проводим один раз в неделю по подгруппам. Также нужно не забывать про нагрузку на глаза, так как при работе с компьютером она существенно увеличивается. Для этого необходимо использовать комплексы упражнений.

Например: 1. На счет 1-4 закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-6 широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Использование информационных технологий помогает педагогу повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:

 – дети легче усваивают информацию;

 – быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве – тренируется эффективность внимания и память; – активно пополняется словарный запас;

– развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз. – уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;

– воспитывается целеустремлѐнность и сосредоточенность;

 – развивается воображение и творческие способности;

 – развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

“Современные образовательные практики воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста”

Методическая разработка предполагает использование компьютера как самого совершенного информационного средства, наряду с использованием калькулятора и пр., совершенствует процесса обучения. Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе младших школьников и даже дошкольников. Целью данного исследования является использование компьютерных технологий, которые обеспечивают сбор, накопление, хранение, обработку и передачу информации различного характера, а так же способы (методы) использования таких систем) для расширения интеллектуальных возможностей ребенка.

Задачи:

– Интегрирование и внедрение информационных технологий в процессы воспитания и обучения дошкольников.

– Создание компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов.

– Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ по использованию информационно-коммуникационных технологий.

– Повышение заинтересованности родителей во взаимодействии их с ДОУ. – Формирование у детей, родителей и воспитателей навыков практической работы с современным программным обеспечением. Компьютерное образование – способствует развитию высших психических функций, формирует качества личности – образованность, самостоятельность, критичность, ответственность, рефлексивность. В процессе взаимодействия с компьютером ребенок обучается, развивается, общается. Компьютер в современных условиях не просто электронная вычислительная машина, он является источником информации, инструментом ее преобразования и универсальной системой связи. Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моториной, С.П. Первиной, М.А. Холодной, С.А. Шапкиной, Ю.М. Горвиц и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 5-7 лет, именно в этот период происходит активное развитие мышления ребѐнка, которое в свою очередь подготавливает переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности.

В 60-е годы прошлого столетия профессору Сеймуру Пейперту пришла идея использовать компьютеры в обучении детей. В процессе исследования он выявил, что ребенок развивается, если имеет условия для креативной деятельности в соответствующей среде, при этом качество усвоения материала зависит не столько от способностей ребенка, сколько от организации процесса обучения. Ученый представляет концепцию школы будущего, в которой компьютер выступает как средство активизации мыслительных, познавательных, творческих процессов. Ресурсное обеспечение проекта:

1. Привлечение коллег и родителей воспитанников к участию в проекте.

2. Разработка критериев и показателей оценки результативности реализации проекта.

 3. Внедрение системы методических консультаций по ходу реализации проекта.

4. Изучение и разработка методических пособий и рекомендаций по использованию ИКТ в работе с детьми.

5. Приобретение технических средств обучения; оснащение группы проектором, ноутбуком, сканером, принтером, подключение к сети Интернет.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Использование новых непривычных приѐмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объѐм предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.

Методическая разработка реализовывается по нескольким этапам:

Первый этап – организационный: 1. Изучение проблемы в научно-методической литературе, передовой опыт по данной теме других ДОУ.

 2. Изучение уровня информационно-компьютерной компетентности коллег и родителей воспитанников.

Второй этап – основной. 1. Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детей.

2. Выстраивание сотрудничества с родителями и коллегами через ИКТ.

3. Обновление и обогащение предметно-развивающей среды группы.

4. Совершенствование модели взаимодействия детского сада и семьи.

5. Обеспечение пропаганды педагогических знаний и результатов работы группы перед родителями и коллегами.

Третий этап – результативный:

1. Анализ результатов реализации методической разработки, корректировка содержания, подведение итогов.

2. Обобщение опыта работы.

3. Разработка программы на следующий период реализации с учѐтом полученных результатов.

Ожидаемые результаты:

 – Повышение эффективности процесса обучения.

– Активизация познавательной деятельности детей.

– Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ.

– Раскрытие личностного потенциала воспитанников.

– Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада.

– Повышение педагогической культуры родителей. Цели использования компьютера ребѐнком: – поиск интересной информации для ребѐнка – 15%; – поиск в Интернете информации (музыка, фильмы и т.д.) – 40%; – общение – 5% – чтение книг – 0%; – компьютерные игры –

40%.

Обычно детям дошкольного возраста рекомендуют находиться от 15 до 20 минут, а то и не более 10 минут. При работе компьютеров и интерактивного оборудования в ДОО создаются специфические условия: уменьшаются влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей. Напряженность электростатического поля усиливается при отделке кабинета полимерными материалами. Пол должен иметь антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не допускается. Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий, влажная уборка до и после занятий. Занятия со старшими дошкольниками проводим один раз в неделю по подгруппам. Также нужно не забывать про нагрузку на глаза, так как при работе с компьютером она существенно увеличивается. Для этого необходимо использовать комплексы упражнений.

Например: 1. На счет 1-4 закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-6 широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Использование информационных технологий помогает педагогу повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:

 – дети легче усваивают информацию;

 – быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве – тренируется эффективность внимания и память; – активно пополняется словарный запас;

– развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз. – уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;

– воспитывается целеустремлѐнность и сосредоточенность;

 – развивается воображение и творческие способности;

 – развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии.

 Список использованной литературы :

1. Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании / Н.В. Апатова. – М.: Школа-Пресс, 2002.

 2. Безруких, М.М. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы» / М.М. Безруких, Л.А. Парамонова, В.И. Слободвичков и др. // Начальное образование. – 2006. – № 3. – С. 9-11.

3. Калинина, Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве» / Т.В. Калинина. – М.: Сфера, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи воспитания и обучения детей в младшем дошкольном возрасте.

Задачи воспитания и обучения в младшем дошкольном возрасте по программе "От рождения до школы"...

Конспект на тему: Обучение детей раннего и дошкольного возраста

Учебная деятельность детей дошкольного возраста носит систематический и целенаправленный характер. Обучение детей выполняет задачи развития личности ребенка, его способностей, овладения первоначальны¬...

«Мультимедиа в обучении детей раннего и дошкольного возраста»

Мультимедиа несомненно потенциально расширяет объем и разнообразие информации, доступной в обучении. Занятия  могут включать пояснения иллюстрации, фотографии, и множество вариантов действий, кот...

Консультация для родителей "Ориентиры специалистов и семьи в воспитании и обучении детей с ОВЗ дошкольного возраста".

Старший дошкольный возраст современными психологами понимается, прежде всего, как возраст становления произвольности, на которой и строится готовность ребенка к обучению, принятию на себя социальных р...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ «СЕНСОРНЫЙ ЯЩИК ИЛИ РАЗВИВАЮЩИЙ ПЛАНШЕТ»

многофункциональное пособие «Сенсорный ящик или развивающий планшет» незаменим как часть развивающей предметно-пространственной среды группы. За основу изготовления данного пособия взяты ...

Прогрессивные педагогические идеи в области воспитания, развития и обучения детей раннего и дошкольного возраста в России.

Прогрессивные педагогические идеи в области воспитания, развития и обучения детей раннего и дошкольного возраста в России....