Консультация для родителейпо математике
консультация (старшая группа)

Оксана Александровна Волкова

Консультация для родителей детей подготовительной группы

«Математика – это весело и интересно!»

Цель: познакомить родителей с игровыми способами развития навыков счета, логического мышления, воображения.

Оборудование: счетные палочки, спички, конфеты, орешки, предметы посуды, нарисованные на листе круги и все, что есть под рукой для игр.

Математика в повседневной домашней жизни встречается всюду. Важно ненавязчиво, в игровой форме, привлекать внимание ребенка к таким предметам, которые в обычных условиях его не интересуют. Их можно включить в игровое пространство. В игре ребенок начинает незаметно для себя решать учебные задачи.

Посчитаем.

Утром спросите у ребенка, сколько щеточек стоит с стаканчике в ванной комнате? Почему? Каждому по одной щетке. Можно сделать вывод ,что щеток столько же сколько нас в семье.

Готовясь к завтраку, попросите малыша помочь, но осложните задачу: дайте ребенку больше или меньше столовых приборов. Спросите, чего на столе больше? На сколько? Не забудьте восхититься внимательностью и сообразительностью незаменимого помощника.

В подъезде можно посчитать ступеньки и этажи в прямом и обратном порядке. Можно считать через ступеньку. Первую называет малыш ,вторую мама и так далее.

Порой  приходится долго ожидать транспорт  на остановке , или долго ехать. Это становится испытанием для детей и родителей. А если посчитать проезжающие мимо автомобили? Например, мама считает красные, а ребенок  черные. Кому больше повезет? Увлекательная и даже азартная игра.  

Хитрые вопросы.

У кого больше…

… лап - у кошки или попугая?

… хвостов - у собаки или лягушки?

… ушей - у мышки или свинки?

… глаз - у змеи или крокодила?

Какое число я пропустила?

Взрослый называет ряд чисел в быстром темпе от 1 до 20, от 7 до 16.

Пропускается одно из чисел. Ребенку надо назвать пропущенное число.

Что выше?

Дом или забор? Слон или крокодил? Стол или стул? Горка или песочница?

Грузовик или легковая машина?

Кого больше?

Чего в реке больше - рыбы или окуней?

Кого у вас в группе больше – детей или мальчиков?

Чего на клумбе больше – цветов или тюльпанов?

Кого в зоопарке больше – животных или медведей?

Чего в квартире больше – мебели или стульев?

Меня зовут Леной. У моего родного брата только одна сестра. Как ее зовут?

Назови число.

Назови число от 3 до 7, от 9 до 12, от 14 до 5. Какое число стоит перед 6? Какое число стоит после 8?

Если к моему числу прибавить 1, то получится 10. Какое число я задумала?

Я к числу 3 прибавила 1 и вычла 1. Сколько стало?

Истинно или ложно.

В математике есть понятия истинное высказывание и ложное высказывание. Истинно ли мое высказывание?

 Все кошки полосаты.

В нашем городе есть зоопарк.

Я такая сильная, что могу поднять слона.

Заяц съел на обед волка.

На яблоне выросли бананы.

На елке сливы не растут. 

Если сегодня идет дождь, то завтра пойдет снег.

Если я старше тебя, то ты младше.

Посмотри вокруг.

Что ты видишь прямоугольной формы?

Что бывает круглое?

Что бывает треугольное?

Если, то…

Если 5 больше 4, то 4….

Если жираф выше лошади ,то лошадь…

Если ракета быстрее самолета, то самолет…

Если ты легче мамы, то мама…

Если море глубже реки, то…

 

Домашние игры.

Дома можно между делами вовлекать ребенка в следующие упражнения.

 Который по счету? 

На полке стоят игрушки. Какая игрушка первая? Вторая? Третья? Кто стоит между второй и четвертой? Кто второй справа? Кто самый высокий? Кто самый низкий? 

Поверните игрушки в другую сторону. Что изменилось? Какая теперь первая? Какая пятая?

 Игры с палочками

Можно играть со счетными палочками, спичками или зубочистками.

Составь из 7 элементов 2 равных квадрата.

 На столе 5 палочек. Как при помощи их сделать два одинаковых треугольника? 

Как из 7 палочек сделать 3 треугольника?

Перед ребёнком 9 спичек, нужно составить 4 равнозначных треугольника.

Дано 10 спичек, делаем 3 равных квадрата.

Игры на состав числа.

Одной из наиболее трудных и значимых тем по математике является состав числа из двух меньших чисел. Можно в игровой форме закреплять знания по этой теме.

Все дети очень любят игру на пальцах «Камень, ножницы, бумага». Если перефразировать условие  «Раз , два, три число 8 (3, 4 , 5 и т.д.) покажи», то получится и игра на усвоение состава числа , и пальчиковая гимнастика.

«Пуговки».

У всех найдутся в шкатулке для шитья пуговицы. Отсчитайте, например, 6 пуговиц. Дайте ребенку их сосчитать. Группируйте пуговицы различными способами (можно спрятать 2 в одной руке , остальные в другой; можно накрыть  часть прозрачным стаканом; складывать в мешочек… ) , пересчитывайте пуговицы в группах и общее количество, чтобы ребенок понял и запомнил ,как можно получить число 6.

Логические задачи-шутки для детей

Все мы знаем, что умственное развитие ребенка дошкольного возраста - это важно для его подготовки к школе. Мышление-это познавательный процесс.

Дети мыслят не так, как взрослые. У нас уже много готовых знаний. А ребенок все познает впервые. В этом незнакомом мире ему еще не все понятно, он много спрашивает, что-то сам исследует, делает для себя выводы. Ребенку все занимательно и интересно. И развитие логического мышления у ребенка играет не малую роль в подготовке его к школе. Логическое мышление - это мышление при помощи рассуждений. Это связывание между собой разных знаний, чтобы в итоге получился ответ на поставленный вопрос. Все виды логического мышления тесно связаны с речью.

Логические задачи  - это упражнения, которые развивают мышление, умение думать, улавливать связь между понятиями. Такие задачи учат детей связывать причину и последствия, учат угадывать результат.

Приучая ребенка внимательно слушать условие задачи, можно предложить задачу-шутку, в которой имеются числовые данные, но производить арифметические действия не надо. 

Не всегда ребенок с легкостью может найти ответ, понимая, что задача с «секретом». Пусть взрослого порадует уже одно то, что ребенок не станет торопиться с ответом, а попытается подумать, порассуждать, приводя различные доводы и опровергая сам себя. Помогите ему нащупать правильный путь рассуждений.

В интернете, в печати можно найти множество сборников различных задач на развитие логического мышления. Вот лишь небольшая часть из оттого количества.

Задачи – шутки, головоломки, задачи на сообразительность.

  1. В море плавало 9 пароходов. 2 парохода пристали к пристани. Сколько пароходов в море? ( Все 9 пароходов)
  2. В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки — 3 кошки. Сколько кошек в комнате? (4 кошки, в каждом углу по кошке)
  3. Как в решете воды принести? (Когда вода замерзнет, превратится в ле
  4. Жили-были 7 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько братьев и сестер в семье? (8 человек).
  5. Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой)
  6. В физкультурном зале висит канат. Мальчик поднялся но нему на 3 м и достиг середины. Какой длины канат? (6 м.)
  7. Неожиданно пошел сильный дождь. Однако Таня, Саша, Лена не промокли. Почему? (Они наблюдали за дождем в окно; у каждого был зонт или плащ.)
  8. У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 сзади.

Сколько ног у животного? (4 ноги.)

  1. Сапожник решил починить 2 пары ботинок. На каждый каблук он набьет набойку, каждую набойку он прибьет 2 гвоздями. Сколько набоек и гвоздей ему понадобится? (4 набойки, 8 гвоздей.) 10)  Вода в чайнике закипает через 10 мин. Алеша поставил чайник в 8 ч. Когда он может пить чай? (Через 10 мин после того, как поставил, или в 8 ч 10 мин.)
  1. Ведерко со снегом принесли в комнату в 5 ч. В 6 ч снег в ведре растаял и превратился в воду. За сколько времени растаял снег? (За 1 ч.)
  2. В 10 ч малыш проснулся. Во сколько он лег спать, если проспал 2 ч? (В 8 ч.)
  3. Костя ссыпал вместе песок из 3 кучек, а Маша ссыпала вместе песок из 4 кучек. Сколько кучек песка получилось? (2 кучки, если каждый — в свою, или 1 большая, если весь песок дети ссыпали вместе.)

Подать заявку

  1. Дети измеряли длину грядки шагами. Костя решил на глаз, что длина грядки 8 шагов. Таня измерила шагами, у нее получилось 10 шагов, у Андрея — 7 шагов.

Кто из детей измерил правильно? (Каждый из тех, кто измерял, прав посвоему, так как у каждого свой шаг был принят за условную меру.Им надо было договориться о единой мерке или измерить длину грядки линейкой, тогда они получили бы точный отсчет).

  1. На стройке работал каменщик. В первый день работы он построил 2 двадцатиэтажных дома. Во второй день — 1 двадцатиэтажный дом. Сколько двадцатиэтажных домов построил каменщик за два дня? (Один каменщик не смог бы так быстро строить.)
  2. Сколько орехов помещается в пустом стакане? (Стакан пустой, значит, в нем ничего нет.)
  3. По морю плыли 9 акул. Они увидели косяк рыб и 3 из них нырнули в глубину за рыбой. Сколько акул плавает в море? (Все 9 акул, только часть под водой.)
  4. В вазе — 3 тюльпана и 7 нарциссов. 1 тюльпан и 3 нарцисса завяли.

Сколько тюльпанов в вазе? (Все 3 тюльпана.)

  1. 7 мальчиков чистили от снега дорожки в саду. Каждый из них расчистил по 2 дорожки, причем одну из них каждый мальчик чистил в одиночестве, а вторую всей компанией. Сколько дорожек расчистили мальчики? (8 дорожек (7+1).)
  2. 2 брата нарисовали по 2 рисунка в подарок дедушке. Сколько рисунков получил дедушка? (4 рисунка.)
  3. В бочонке 10 ложек меда. Сколько детей может отведать этот мед? (Дети должны обратить внимание на то, что не сказано сколько меда получит каждый. После этого они должны посчитать, сколько детей отведает мед, если каждый получит по 1 ложке (10), по пол-ложки (20), по 2 ложки (5).)

Узнать больше 22)  В кувшине 10 кружек молока. На сколько детей хватит молока? (Решается аналогично задаче 21.)

  1. Сестра и брат получили по 4 яблока. Сестра съела 3 яблока, брат — 2 яблока. У кого яблок осталось больше? (У того, кто съел меньше.)
  2. Сестре 4 года, брату 6 лет. Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится 6 лет? (Пройдет 2 года, значит, брату будет 8 лет.)
  3. 2 бригады сеяли горох. Первая бригада засеяла 4 грядки гороха, а вторая — столько и еще полстолько. Сколько гороха засеяла вторая бригада? (6 грядок 4+2.)
  4. Гусь, стоя на 2 ногах, весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу? (2 кг.)
  5. Один ослик нес 10 кг сахару, а другой ослик нес 10 кг ваты. У кого поклажа была тяжелее? (Поклажа у обоих одинаковая — по 10 кг.)
  6. Бабушка cвязала внукам шерстяные носочки. Всего она связала 6 носков. Сколько внуков было у бабушки? (3 внука. По 2 носка на каждого)
  7. Около столовой, где обедали лыжники, пришедшие из похода, стояло 20 лыж, а в снег было воткнуто 20 палок. Сколько лыжников ходило в поход? (10 лыжников.)
  8. Дети лепили снежную бабу. После прогулки на батарее сохло 14 мокрых варежек. Сколько детей лепило снежную бабу? (7 детей.)
  1. Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе? (Во дворе 2 кошки.)
  2. Из дупла выглядывало 8 беличьих хвостов. Сколько бельчат сидело в дупле? (8 бельчат.)
  3. Кузнец подковал тройку лошадей. Сколько подков ему пришлось сделать? (12 подков).
  4. Карандаш разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? (Сделали 2 разреза.)
  5. Веревку разрезали в 5 местах. Сколько частей получилось! (Получилось 6 частей.)
  6. Повар насыпал рис поровну в 2 стакана. Затем из одного стакана он пересыпал рис в кастрюлю. Где риса больше: во втором стакане или в кастрюле? (Поровну, потому что в стаканах были поровну.)
  7. Одно яблоко разделили поровну между 2 девочками, а второе — поровну между 4 мальчиками. Кто из детей получил большую часть, какую часть получил каждый? (Каждая девочка получила по одной второй части от яблока, а мальчики — по одной четверки части от яблока. Одна вторая часть больше, чем одна четвертая)
  8. На столе стоял полный стакан кефира, а рядом — стакан, наполненный только до половины. Как разделить кефир поровну между 3 детьми? (Каждый должен получить по полстакана кефира.)
  9. Дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули-тянули и наконец, вытянули репку. Сколько глаз увидело репку? (12 глаз.)
  10. Сегодня в 12 ч шел снег. Может ли быть через несколько дней в это же время солнечная погода? (В это же время, значит, либо в 12 ч ночи, либо в 12 ч дня. Ночью не может быть солнечной погоды, а днем может)
  11. В автобусе ехало 9 пассажиров. На остановке все, кроме 3 пассажиров, вышли. Сколько пассажиров осталось в автобусе. Сколько пассажиров вышло? (Осталось 3 пассажира, вышло 6 пассажиров.)
  12. Дети собрали в парке осенний букет. В нем было 5 кленовых, 4 березовых, 2 дубовых, 1 осиновый лист. Со скольких разных деревьев были листья в букете? (С 4 деревьев)

Два числа – 1 и 3, быстро их сложите и ответ скажите.

На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон?

Купил на одну копейку, заплатил 2 копейки. Сколько дадут сдачу?

На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4)

Как можно одним мешком пшеницы наполнить 2 пустых мешка, таких же, как и мешок, в котором находится пшеница? (Надо один из пустых мешков вложить в другой, а затем насыпать в него пшеницу).

У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Одна внучка Маша).

Задумать число до 5. прибавить к нему 2, я отгадаю, какое число вы задумали? Сколько у тебя получилось?

Кто в твоей семье самый старший? Кто самый низкий? кто выше, отец или мать? Кто старше тебя? Кто выше тебя, но ниже мамы?

У стены стоит кадушка, а в кадушке той – лягушка. Если б было 7 кадушек, сколько было бы лягушек? (Возможно, ни одной.)

Как разрезать квадрат, чтобы из полученных частей можно было сложить 2 новых квадрата?

На столе лежат 3 карандаша разной длины. Как удалить из середины самый длинный карандаш, не трогая его? (Переложить один из тех, что короче.)

Первый  Назар  шел на базар, второй Назар купил товар. Какой Назар купил товар, какой шел – шел без товара?

Двое детей подошли к реке. У берега всего 1 лодка. Как им переправиться на другой берег, если лодка может взять только одного человека? (Дети подошли к реке с разных сторон.)

Мельник пришел на мельницу. В каждом углу он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по 3 кошки, каждая кошка имела 3 котят. Сколько ног было на мельнице? (Две ноги. У кошек – лапы.)

Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!

4 крыла, а не бабочка. Крыльями машет, а ни с места. Что это такое? (Ветряная мельница.)

Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не есть. Что это? (Вилка.)

Дом без окон и дверей. В нем 6 кругленьких детей, в темноте проводят дни… Угадайте, кто они? (Горошины в стручке.)

Для 5 мальчиков пятеро чуланчиков, а выход один. Что это? (Перчатка.)

1 ствол, много ветвей, а на веточках много гостей. (Дерево.) Кто становится выше, когда садится? Собака.)

Что становится легче, когда его надувают? (Резиновый шарик.)

3 брата по одной дорожке бегут. 1 впереди, а 2 – позади: эти 2 бегут, но никак переднего догнать не могут. (Колеса детского велосипеда.)

Всегда шагаем мы вдвоем, похожие как братья. Мы за обедом – под столом, а ночью  — под кроватью. (Тапочки.)

У него 4 лапки, лапки – цап-царапки, пара чутких ушей, он – гроза для мышей. (Кот.)

На четырех ногах стою, ходит же вовсю не могу. (Стол.)

Возле елок из иголок летним днем построен дом. За травой не виден он, а жильцов в нем – миллион. (Муравейник.)

Этот конь не есть овца, вместо ног – колеса. Сядь верхом да мчись на нем, только лучше правь рулем. (Велосипед.)

Один сторож, много веток: все по горнице гуляют, сор повсюду подбирают.

(Веник.)

На 2 пальца меня надевают и что нужно мною разрезают. (Ножницы.) Работать примется одна – другая ей тотчас поможет, и даже вымыться одна без помощи другой не может. (Руки.)

Рядышком двое стоят, направо, налево глядят. Только друг друга совсем  им не   видно, это, должно быть, им очень обидно. (Глаза.)

Спинка, доска и 4 ноги – что я задумал, скорей назови. (Стул.)

Как только с места тронусь я, так четверо начнут кружиться (Телега.)

  1. брата по улицам бродят, один другого не обгоняет, один от другого не отстает. (Колеса автомобиля.)

Один льет, другой пьет, а третий зеленеет, да растет. (Дождь, земля, трава.)

Вверху зелено, внизу красно, в землю росло. (Морковь.)

Восемь ног, как восемь рук, вышивают шелком круг. Мастер в шелке знает толк. Покупайте, мухи, шелк. (Паук.)

  1. братьев: годами равные, ростом разные. (Пальцы.)

У двух матерей по 5 сыновей. (Пальцы)

Задачи в стихотворной форме.

 

 Ежик по лесу шел, На обед грибы нашел: Два – под березой, Один – у осины.

Сколько их будет

В плетеной корзине?

 

Под кустами у реки Жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать. Кто их может сосчитать?

 

  Ну-ка, сколько всех ребят На горе катается? Трое в саночках сидят, Один дожидается.

 

  Три цыпленка стоят,

На скорлупки глядят, Два яичка в гнезде У наседки лежат. Сосчитай поверней, Отвечай поскорей: Сколько будет цыплят У наседки моей?

 

  Дарит бабушка-лисица Трем внучатам рукавицы: «Это вам на зиму, внуки, Рукавичек по две штуки.

Берегите, не теряйте». Сколько всех, пересчитайте!

 

  Расставил Андрюшка В два ряда игрушки. Рядом с мартышкой – Плюшевый мишка. Вместе с лисой – Зайка косой. Следом за ними – Еж и лягушка.

Сколько игрушек

Расставил Андрюшка.

 

  

  Шесть веселых медвежат За малиной в лес спешат.

Но один малыш устал:

 От товарищей отстал.

А теперь ответ найди: Сколько мишек впереди?

 

 Семь гусей пустились в путь, Два решили отдохнуть.

Сколько их под облаками? Сосчитайте, дети, сами?

 

  Раз зайчонку  на обед Прискакал дружок-сосед. На пенек зайчата сели

И по пять морковок съели.

Кто считать, ребята, ловок? Сколько съедено морковок?

 

  Посадила мама в печь Пироги с капустой печь.

Для Наташи, Коли, Вовы

Пироги уже готовы, Да еще один пирог Кот под лавку уволок. Да еще из печки пять Маме нужно вынимать. Если можешь, помоги – Сосчитай-ка пироги!

 

   К серой цапле на урок

Прилетели семь сорок,

А из них лишь три сороки Приготовили уроки. Сколько лодырей-сорок Прилетело на урок?

 

  Подарил утятам ежик Восемь кожаных сапожок.

Кто ответит из ребят,

Сколько было всех утят?

 

  В снег упал Сережка, А за ним Маринка. А за ней Алешка,

А за ним Иринка.

А потом упал Игнат.

Сколько было всех ребят?

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon konsultatsiya_dlya_roditeley_po_matematike.pdf258.17 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей:" Математика для дошкольников"

Советы родителям о том,как знакомить дошкольников в игровой форме с элементарными математическими понятиями....

Консультация для педагогов "Математика вокруг нас."

В консультации предлагаются некоторые методы и формы для развития у детей математических способностей  с использованием развивающей среды....

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПЕД СОВЕТА И КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:«Математика глазами детей , родителей , педагогов» под тема «Занимательные формы работы при изучении детьми математики».

Занимательный математический материал способствует решению задач всестороннего развития и воспитания дошкольников....

Консультация для родителей "Математика для дошкольников"

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К...

Консультация для родителей "Математика для дошкольников"

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К...

Консультация для родителей «Математика в повседневной жизни ребенка. Учим математику дома»

Консультация для родителей«Математика в повседневной жизни ребенка. Учим математику дома»...