Консультации для родителей
консультация (подготовительная группа)

Шадрина Ирина Ивановна

!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii.docx36.7 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей подготовительной группы.

«Как подготовить ребенка к школе»

Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении с взрослыми и сверстниками.

В детских садах дети получают навыки счета, чтения, развивается мышление, память, внимание, усидчивость, любознательность, мелкая моторика и другие важные качества. Дети получают понятия нравственности, прививается любовь к труду.

Готовность к школе подразделяется на физиологическую, психологическую и познавательную. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

Физиологическая готовность ребенка к школе.

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков, координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

Психологическая готовность ребенка к школе.

Психологический аспект, включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

1. Интеллектуальная готовность к школе означает :

- к 7 годам у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);

- он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;

ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;                                                                            - должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

2. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;

- толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

- нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;

ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

3. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает :

- понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения   - наличие интереса к учению и получению новых знаний;

- способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;                                             - усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Познавательная готовность ребенка к школе.

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?                                                               1. Внимание.                                                                                                          • Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати минут.                                                                                                                                    • Находить сходства и отличия между предметами, картинками.                • Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так д                                                                                                • Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.                                                                                                       2. Математика.

• Цифры от 0 до 10.

• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.

• Арифметические знаки«», «-«, «=».

• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.

• Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.

3. Память.

• Запоминание 10-12 картинок.

• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т. п.

• Пересказ текста из 4-5 предложений.

4. Мышление.

• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…»«Суп горячий, а компот…» и т. п.

• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло»«лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.

• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.

• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

• Складывать пазлы без помощи взрослого.

• Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.

5. Мелкая моторика.

• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.

• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.

• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

• Выполнять аппликации.

6. Речь.

• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.

• Понимать и объяснять смысл пословиц.

• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.

• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.

• Различать в словах буквы и звуки.

7. Окружающий мир.

• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.

• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Подготовка руки ребенка к письму.

Очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки – в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок.

С того момента, когда ваш ребенок впервые переступит порог школы, начнется новый этап его жизни. Постарайтесь, чтобы этот этап начался с радостью, и чтобы так продолжалось на протяжении всего его обучения в школеРебенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, ваше крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. Станьте ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда ваш первоклассник в будущем превратится в такую личность, в такого человека, которым вы сможете гордиться.

                                                                                                                                             Консультация для родителей :

«Как подготовить руку ребёнка к письму»

Развитая моторика необходима для усвоения школьной программы. Год от года увеличивается количество первоклассников, которые испытывают большие трудности при овладении письмом : быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; не укладывается в общий темп работы. Движения их рук недостаточно точны и целенаправленны.

Развитые детские руки нужно не только для школы, но и для всей последующей жизни детей. Отсюда следует, что прежде чем ребёнка учить писать, необходимо подготовить его руку к письму, тренировать мелкие мышцы кисти, укрепить их. К организации     процесса   письма предъявляются определённые требования, которые должны соблюдаться в обязательном порядке.

Требования к организации процесса письма.

1. Ручка шариковая без автоматической защёлки, цвет фиолетовый или синий. Желательно, с тонким наконечником стержня. Необходимо следить за правильным положением ручки в руке.

Как правильно держать ручку?

Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

Итак, ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличивает мышечное напряжение, ребенок быстро устает, а темп письма снижается.

2. Когда пишем, соблюдаем следующие правила:

• Стол, за которым ребёнок будет делать уроки, подобран по росту ребёнка;

• Свет при письме падает слева;

• Сидим прямо;

• Ноги вместе;

• Между грудью и столом расстояние 1,5-2 см;

• Тетрадь расположена под углом 30 градусов. Если тетрадь расположена по-другому, ребёнку придётся поворачивать туловище и сильно наклонять голову;

• Нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок, должен соответствовать середине груди;

• Оба локтя лежат на столе.

Можно заучить маленький стишок и повторять каждый раз перед началом письма (помогает вспомнить правила посадки и уберегает от искривления позвоночника) :

Сели прямо, ноги вместе,

Под наклон возьмём тетрадь.

Левая рука на месте,

Правая рука на месте,

Можно начинать писать.

Ну что ж, начинаем писать. Рука при письме опирается на основание запястья и на внешнее ребро ладони и мизинец. По мере письма потихоньку передвигаем ребро ладони, мягко скользя по бумаге, оставляя главной точкой опоры основание запястья. Через какое-то время, когда "проделали" достаточно большое расстояние (примерно длину слова в 6-10 букв, передвигаем запястье.

Среди разнообразных заданий, направленных на подготовку руки ребенка к письмунаиболее эффективными считают: упражнения на укрепление мышц руки.

Упражнения на укрепление мышц руки

• Упражнения с мелким материалом.

Можно во время занятий с ребенком нанизывать бусы, застёгивать и расстёгивать пуговицы, кнопки, крючочки, завязывать и развязывать ленточки; перекладывать тремя пальцами, которыми держат ручку во время письма, мелкие игрушки; работать с пипеткой и стаканчиком (выбирать и наливать воду, плести из ниток (например, закладки) и так далее.

• Различные виды продуктивной деятельности: лепка, рисование, аппликация, вырезание по контуру фигурок из бумаги, вышивание. Помимо хорошей тренировки руки, рисование даёт ощущение «творца», является ключом к эмоциональному пониманию искусства.

• Закрашивание

Это достаточно приятное занятие бывает сначала детям в тягость, но в дальнейшем они выполняют его с удовольствием.

Условие задания: закрашивать надо только цветными карандашами, не выходить за пределы контура рисунка, делать закрашивание сплошным, без полос, можно изменять нажим одного карандаша и закрасить рисунок тремя тонами – совсем светлым, более густым и очень густым.

• Штриховка - эта работа достаточно трудная, но очень полезная для развития мелкой моторики, однако у детей это занятие не вызывает интереса.

Дети учатся контролировать себя, выполнять задания в очерченном пространстве, вырабатывают глазомер, приучают руку к ритмичности и точности движений. Штриховку орнаментов иногда делаем цветными ручками. Это тоже необходимый этап подготовки к письму. Для того, чтобы интерес ребёнка не угасал, можно включать игровые моменты, например«Наступила ночь. Надо поскорее закрасить небо, закрыть окна в домике»

• Срисовывание различных графических образов

При выполнении подобных упражнений необходимо обратить внимание детей на клетку: дети узнают, что клетка делится на четыре части, что у неё есть середина, углы, верхняя, нижняя, правая и левая стороны. Срисовывая, дети должны точно срисовать детали картинки.

• Выполнение пальчиковой гимнастики. По мнению ученых, пальчиковая гимнастика активизирует работу речевых зон в коре головного мозга.

Увлекательные задания, сопровождающиеся с ритмом приговорки, готовят руку ребёнка к письму, развивают его память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, что в свою очередь способствует развитию речи. Предлагаем вам несколько вариантов пальчиковой гимнастики.

«Кошка» Расслабленными пальцами одной руки погладить ладонь другой руки.

Шубка мягкая у кошки,

Ты погладь ее немножко.

«Веер» Расслабить руки от локтя, раскрыть пальцы и «обмахивать» ими лицо, как веером.

Мы купили новый веер,

Он работает, как ветер.

«Щелчки» Прижимать поочередно кончик каждого пальца к большому и произвести щелчок.

Раз щелчок, два щелчок.

Каждый пальчик прыгнуть смог.

• Обводка по контуру фигур различной сложности

Это задание развивает не только моторику руки, но и фантазию, т. к. можно усложнить задание и предложить ребёнку нарисовать звезду, ромашку или тропинку к лесу, при этом необходимо обращать повышенное внимание не на количество выполненного задания, а на его качество.

                                                                                                                                                                                                                     Консультация для родителей.

                                                                                                                                       Тема : «Как готовить детей 6 – 7 лет к школе»

                                                                                                                                                                                                   Первые шаги в грамоте.

                                                                                                                                                                 Можно ли учить ребенка читать до его поступления в школу? Этот                                                    вопрос интересует многих родителей. Педагоги и психологи отвечают на него вполне определённо: да, можно. И лучше это делать грамотно. Но                                              прежде чем приступить к обучению, надо подготовить к нему ребёнка.

Специалисты рекомендуют начинать подготовку к обучению чтению с пяти лет. Эта подготовка включает знакомство ребёнка со звуковой стороной речи родного языка. Предполагается научить детей выделять в слове определённые звуки; устанавливать порядок их следования друг за другом; различать гласные и согласные звуки, а среди согласных - твердые и мягкие; находить сходство и различие в звучание разных слов. Цель этой работы - добиться, чтобы ребёнок свободно ориентировался в звуковой структуре слов.

Детям четырёх - пяти лет свойственно играть звуками, словами _ «перебирать» звуки, составлять всевозможные сочетания, порой бессмысленные и смешные. Поэтому и начинать мы рекомендуем с выделения отдельных звуков в слове. При этом гласные звуки легче выделять, так как их можно спеть (ааааа, иииии. и т. д.) или долго потянуть. Труднее научить выделять со-гласные звуки, Правда, некоторые из них поддаются длительному произнесению (ж, ш, р, з, с и др.). Лучше начать учить ребёнка выделению согласных звуков именно с них. Нужно произнести слово слитно, протянув при этом согласный звук«мммак»«жжжук» и т. д. Другие согласные звуки (к, д, п, т, б, и др.) долго тянуть нельзя.

Чтобы ребёнок начал выделять такие звуки в словах, учите его произносить их громко и отчётливо«Дом»«Кот» и т. д. Такое выделение звуков на фоне слитного произнесения слова называется интонационным.

Самое главное правило: учите выделять звуки в словах так, как они слышаться на фоне слитного произнесения всего слова. Так, в слове рррак - первый звук звучит твёрдо (р).

Предложите ребёнку игровую ситуацию. Например, найти в магазине и купить вкусные вещи со звуками «к» и «кь» или «с» и «сь», класть их (маленькими листочками бумаги в корзинку, сумку. Потом посчитать, кто больше набрал «продуктов»Или предложить такую игру: пойти в лес и называть животных, птиц, со звуками «р» и «рь»«л» и «ль»; поехать в детский мир за игрушками и т. д. Вот ещё одна игра: взрослый «строит» дом: рисует схематично на листе бумаги (или мелом на доске, асфальте) крыльцо, трубу, дверцу, раму, крючок, крыльцо, кровать, кресло, портрет, телевизор, радио, забор, деревья, розы, реку, рыб, и др. после того, как ребёнок назовёт эти слова со звуками «р» и «рь».

Дальше учим устанавливать последовательность звуков в слове, выделять их по порядку. Это предупреждает в будущем пропуски букв в письме. Традиционной ошибкой начинающих писать является «съедание» гласных после согласных или согласных при их стечении: дрга (вместо дорога, Мрна (вместо Марина, кыша (вместо крыша, ран (вместо кран, могол (вместо моргал, лывёт (вместо плывёт) и т. д.

С первых же занятий учите ребёнка вести указкой под клеточками схемы в таком же темпе и ритме, как говорите, призносите разбираемое слово. Это нелегко даётся детям, поэтому лучше объяснить правило на доступном им языке: «В каждом домике (клеточке) живёт свой звук, у каждого звука есть свой домик (клеточка)».

Следующий шаг в работе - познакомить ребёнка с гласными и согласными звуками, твёрдыми и мягкими согласными, научить различать их.

О согласных звуках дети узнают после того, как познакомятся с разбором трех-четырехзвуковых слова, например роза, бусы, кино, кони и др.

Правильнее знакомить сразу с твёрдыми и мягкими согласными, сопоставляя пары звуков (м-мь, л-ль, б-бь и т. д.).

В какие игры можно играть с детьми?

Например, разобрали слово лист по звукам: первый звук - ль, мягкий согласный; второй звук - и, гласный; третий - с, твёрдый согласный, четвёртый- т, твёрдый согласный. Обозначали их соответствующими фишками: зелёная, красная, синяя, синяя.

Игра, «Назовите слова» закрепляет способ интонационного выделения звука в слове, помогает различить звуки. Вы предлагаете ребёнку назвать слова, в которых есть, например, звук «р», и даёте примеры: ррак, корка, шарр, рракета, парр.

Если же ваш ребёнок заинтересуется чтением, учите его следующим образом. Надо знать, главная трудность при обучении чтению состоит в чтении слогов с мягкими согласными. Если в сочетании ма (твёрдый согласный и гласный) ребёнок может просто последовательно произнести два звука подряд, без паузы, и выйдет слог ма, то с сочетанием мя таким образом ничего не

получиться (в лучшем случае выйдет «мья»). То же самое - со слогами ме, мю, ми, мё. Дошкольнику важно запомнить, что гласными буквы и, е, ё, ю, я смягчают тот согласный, за которым они стоят. Читая слог, ребёноа надо научить смотреть (ориентироваться) на гласную букву, следующую за согласным: например, а - ма, или я - мя, о - но или е - не и т. д. Вырабатывается способ, который исключает побуквенное чтение слов. Ребёнок сразу начинает читать слова по слогам. В результате переход к чтению целыми словами, к беглому чтению происходит легче и быстрее.

Для обучения чтения хорошо и удобно использовать пособие «окошечки».

Малыш читает по «окошечкам» слоги, тренируется в чтении. Если он легко прочитывает слоги с твёрдыми и мягкими согласными, можно предложить несложные тексты из «Азбуки» или первые книжки (с крупным шрифтом). Не стоит ждать от ребёнка высокого качества чтения. Чаще всего он овладевает сначала слоговым чтением, потом уже слитным и беглым .Слушайте ребёнка, когда он читает, внимательно, терпеливо, доброжелательно .Не забудьте научить ребёнка пользоваться при чтении указкой, она помогает ему ориентироваться в читаемом тексте. Заниматься с ребенком чтением лучше ежедневно не менее 10 мин ,но не переусердствуйте, не допускайте, чтобы ребёнок уставал. Следите, чтобы книга находилась на расстоянии 30-40 см. от глаз, а ребёнок сидел удобно; чтобы освещенность помещения была достаточной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...