«Книжки из ткани, как средство сенсорного развития, развития мелкой моторики и познавательных процессов дошкольников»
учебно-методический материал (младшая группа)

Актуальность

Приобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитания ребенка. Книжка из ткани - развивающая игра для маленьких всезнаек, которые так хотят учиться, но пока читать и писать им еще рано, а вот рассматривать картинки и узнавать много нового - самое время. Книжка направлена, прежде всего, на развитие мелкой моторики пальцев, поэтому их делают из ткани, добавляя различные объемные элементы - молнии, пуговицы, фетровые фигурки, крупные бусины и др. Дети раннего возраста с интересом относятся к игрушкам подобного рода, с особым интересом, гордостью, играя, они приобретают полезные навыки: развивается световосприятие, воображение, мелкая моторика, ребёнком решаются задачи на внимание и сообразительность. Разнообразные игры, и пальчиковый театр, расположенные на страницах развивающих книг из ткани, помогают ребенку сформировать знания о наиболее важных свойствах предметов. В свою очередь, чем активнее точнее движения пальцев ребёнка, тем быстрее он начинает говорить. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Известный физиологов И. П. Павлов считал: "Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. Можно сделать вывод: начало развитию мышления даёт рука". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt_raboty_1.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ

Тема: «Книжки из ткани, как средство сенсорного развития, развития мелкой моторики и познавательных процессов дошкольников»

Выполнила:

Соломатина Анна Владимировна

Воспитатель

Санкт-Петербург, 2023

Оглавление

Актуальность

Условия возникновения опыта 

Цели и задачи педагогического опыта

Теоретическая база опыта

Содержательная часть опыта

Результативность опыта

Обобщение опыта работы

Литература

Актуальность

Приобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитания ребенка. Книжка из ткани - развивающая игра для маленьких всезнаек, которые так хотят учиться, но пока читать и писать им еще рано, а вот рассматривать картинки и узнавать много нового - самое время. Книжка направлена, прежде всего, на развитие мелкой моторики пальцев, поэтому их делают из ткани, добавляя различные объемные элементы - молнии, пуговицы, фетровые фигурки, крупные бусины и др. Дети раннего возраста с интересом относятся к игрушкам подобного рода, с особым интересом, гордостью, играя, они приобретают полезные навыки: развивается световосприятие, воображение, мелкая моторика, ребёнком решаются задачи на внимание и сообразительность. Разнообразные игры, и пальчиковый театр, расположенные на страницах развивающих книг из ткани, помогают ребенку сформировать знания о наиболее важных свойствах предметов. В свою очередь, чем активнее точнее движения пальцев ребёнка, тем быстрее он начинает говорить. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Известный физиологов И. П. Павлов считал: "Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. Можно сделать вывод: начало развитию мышления даёт рука". 

Условия возникновения опыта 

Мы живём в век скоростей, быстроты информации. Часто книга уже не является частым источником информации, её заменили телефоны, компьютеры, телевизоры. Родители меньше читают своим детям сказок, рассказов, стихов по ряду причин: недостаточно времени; "мой ребёнок ещё маленький»; но основная причина – зачем читать, когда можно посмотреть. Поэтому у детей отсутствует и интерес к художественной литературе, дети не аккуратно обращаются с книгами, как следствие, низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков. Мы можем помочь детям дошкольного возраста полюбить книги. Все более актуальной становится тема развивающих игр и игрушек. Книга из ткани – это и книга, и игрушка одновременно, развивающая мелкую моторику рук, помогающая овладеть ребенку многими полезными навыками (к примеру, основные виды застежек, цвета радуги, счет и многое другое)... Все маленькие дети любят яркие красочные книжки, поэтому возникла идея сделать развивающую книгу своими руками. Создать содержательное, трансформируемое, доступное, насыщенное, безопасное пособие для детей дошкольного возраста

Цели и задачи педагогического опыта

Цель: Развитие самостоятельности и инициативы детей, познавательных интересов и творческих способностей, интеллектуальное развитие на основе практических действий, творческого потенциала в игровой деятельности.

Задачи: развивать любознательность и познавательную мотивацию, воображение и творческую активность;

формировать первичные представления об объектах окружающего мира (форма, цвет, размер, количество, качество материала, движение и покой, причина и следствие);

обогащать и активизировать словарный запас;

развивать все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильное, двигательное, обогатить чувственный опыт детей;

совершенствовать координацию руки и глаза, развивать мелкую моторику.

способствовать формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы;

воспитывать навык аккуратного обращения с книгой;

формировать умение рассматривать книжные иллюстрации, соотносить их с текстом произведения;

развивать внимание, память, речь, наблюдательность;

прививать любовь и интерес к книге у детей, а также бережному отношению к ним;

разработать методические рекомендации по развитию сенсорики для родителей и педагогов.

Теоретическая база опыта

Период дошкольного детства, является периодом интенсивного развития ребёнка - совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений в пространстве и времени. Познает ребёнок это все посредством ощущений и восприятий. Воспринимая предметы действуя с ними, ребёнок начинает наиболее точно оценивать цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности. Сенсорное воспитание направлено на обучение на обучение разнообразными свойствам и расположению предметов. 

Существует понятие - сенсорный эталон. Это понятие разработал А. В. Запорожец в рамках теории формирования перцептивных действий и обозначающее системы чувственных качеств предметов, которые были выделены в процессе общественно исторического развития. Они предлагаются ребенку для усвоения их и использования в качестве образцов при обследовании объектов и анализе их свойств. 

В педагогике под сенсорными эталонами поднимаются понятия формы, цвета, величины, расположения. Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. В области формы — это геометрические фигуры (прямоугольник, круг, квадрат, треугольник и др.). В области цвета - семь цветов спектра, чёрный и белый цвета. В области величины - большой, маленький, толстый, тонкий, длинный, короткий, широкий, узкий. В области расположения - справа, слева, вверху, внизу. 
Сформировать усвоения детьми сенсорных эталонов — это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предметов. 

Вопросами сенсорного развития детей занимались отечественные и зарубежные ученые Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова, Ж Пиаже, Ф. Фребель, М. Мантесори. Учёные полагают, что без обучения сенсорным эталонами, обучение восприятия детей долго останется поверхностным и отрывочным, не создаст необходимой основы для общего умственного развития. 

Содержательная часть опыта

Подготовительный этап. 

1. Анкетирование родителей по теме «Развитие речи детей раннего возраста в семье».

2. Определение цели и задач проекта.

3. Составление плана работы по этапам.

4. Подбор наглядно-иллюстративного материала, информации.

5. Изучение методической литературы.

6. Подбор художественной литературы.

Практический этап.

План работы по реализации проекта:

1. Консультация для родителей «Текстильная книжка самоделка».

2. Памятка для родителей «Прививаем детям любовь к чтению».

3. Изготовление книг своими руками.

4. Рассматривание книжек, которые сделали родители и воспитатель.

5. Выставка книжек-малышек в группе.

Результативный этап.

Изготовлено 8 книг:

1. ПДД

2. Репка

3. А. Барто стихи

4. Колобок

5. Курочка ряба

6. Айболит

7. Кошкин дом

8. Мойдодыр

Содержание книг

Дидактические игры, которые помогают развивать мелкую моторику рук, логическое мышление:  «Собери героев сказки» и определи сказку («Колобок», «Курочка ряба», «Репка»)

Игры на изучение цвета и   формы, «Где спрятался?», «Употребление предлогов в, на, за, под», «Домашние животные», «Счет героев сказок», «Семья (дед, бабка...)»

Речевое развитие:

Расскажи по картинкам сказку. («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»)

Расскажи стихотворение

Учить стихи наизусть с ребенком очень полезно для развития речи, памяти, воображения, пополнения словарного запаса. Малыш учится говорить и говорить стихами - красивым литературным языком.

Содержание: «Кораблик», «Слон», «Грузовик», «Мячик», «Самолет», «Лошадка» и т.д

Книги выполнены в едином переплете для работы в паре или одного ребенка

Есть книги, которые соединены липучками для работы с большой группой детей. (каждому ребенку можно дать по одной страничке, а потом обменяться с другом).

Работа с родителями.

Консультация «Текстильная книжка самоделка»

Памятка для родителей «Прививаем детям любовь к чтению».

Результативность опыта

У детей:

Повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Развитие усидчивости, мелкой моторики, внимания, мышления, памяти, речи, наблюдательности, пространственных представлений.

Воспитание уверенности в своих силах.

Развитие творчества и фантазии.

Развитие навыков аккуратного обращения с книгой.

У родителей:

больше времени уделяют чтению детям сказок, потешек, стишков и т.д., родители продолжают формировать бережное отношение к книгам.

Результатом моего педагогического творчества стало изготовление развивающих пособий из ткани: книжек, настольных игр на застежках: липучках, кнопках, прищепках, пуговицах.

Создание картотеки стихов для заучивания наизусть.

Привлечение родителей и участие в данном проекте (консультация, памятки.)

Обобщение опыта работы

Родители приняли активное участие в реализации опыта. Дети стали бережнее обращаться с книгами, у них появился интерес к рассматриванию книжек и нахождению героев сказок.

Книги из ткани помогают ребенку познавать мир, стимулируют развитие речи, способствуют развитию мелкой моторики и сенсорики, ориентированию в пространстве, стимулируют эстетическое развитие детей.

Литература

1. Бейлина, А. Игры и игровые средства. // Дошкольное воспитание, 1995. - №3.

2. Белкина, В.Л. Психология раннего и дошкольного детства / В.Л. Белкина - М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005.

3. Богусловская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З.М. Богусловская, Е.О. Смирнова - М.: Просвещение, 1991.

4. Бондаренко, А.К. Дидактическая игра в детском саду / А.К. Бондаренко - М.: Просвещение, 1991.

5. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер - М.: Просвещение, 1998.

6. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн. для воспитателя детского сада /Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина - М.: Просвещение, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОД познавательно – речевого развития «развитие мелкой моторики средствами декоративно – прикладного искусства»

Составление орнамента из последовательно повторяющихся растительных элементов в круге, квадрате, прямоугольнике – полосе....

"Развитие мелкой моторики рук и речи дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования и пальчиковых игр "

Идея опыта: сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, развивать речь и мелкую моторику рук, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощ...

Игровые упражнения для младших дошкольников для формирования сенсорных эталонов,развития мелкой моторики,формирования технических навыков.

В младшем дошкольном возрасте в изобразительной деятельности решаются очень важные задачи .Необходимо ввести ребенка в удивительный мир рисования.Познакомить его с изобразительными средствами и научит...

Игры на сенсорное развитие. Развитие мелкой моторики.

Рано утром встал гусенок.Пальцы щиплет он спросонокСкорее корма дайте мне.Мне и всей моей семье!...

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию и мелкой моторики у дошкольников

Оглавление1 раздел: Дидактические игры по сенсорному развитию ........................................3Младшая группа (от 3 до 4 лет) .....................................................................

Развивающее пособие "Книга из фетра, как средство развития мелкой моторики и познавательных интересов ."

Пособие представляет собой яркую книгу, изготовленную из цветного фетра. Книга наполнена развивающим материалом. Предназначены для детей от 1,6 лет. Данное пособие может быть предложено малышам индиви...