Консультация для родителей " Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста"
консультация

Воробьева Лариса Владимировна

Цель:

повышение педагогической грамотности родителей в вопросах развития мелкой моторики детей дошкольного  возраста.

Задачи: 

•   расширять представление родителей о необходимости развитии мелкой моторики у детей раннего возраста.
•    обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольника;
•    познакомить родителей с играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук
.

 

План проведения 


1. Подготовительный  этап: анкетирование родителей

2 .Информация на сайт и в родительский чат.
 

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина).

Ребёнок с хорошо развитой мелкой моторикой пальцев и кисти имеет более развитые отделы головного мозга, отвечающие за речь. То есть чем более ловкие пальчики у ребёнка, тем легче и быстрее он будет осваивать речь. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.

Известный физиолог Марианелла Максимовна Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев(слайд 4).

Хочется отметить высказывания выдающихся людей .

  • “Рука является вышедшим наружу головным мозгом”. И.Кант
  • “...кончики пальцев рук – это второй мозг”. ЙосироЦуцуми
  • “...движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию”. В. М.Бехтерев
  • “…речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук”. Д.Селли

“При любом двигательном тренинге упражняются не мышцы, а мозг”.Н.А.Бернштейн

Все исследования дают нам право утверждать, что речь – это, прежде всего результат согласованной деятельности многих областей мозга.

Таким образом, рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, т. е. мелкой моторики.

Тренировку пальцев нужно начинать уже с младенчества. Елена Анатольевна Екжанова разработала специальные упражнения для массажа рук младенца . Вот основные упражнения:

  1. Поглаживание взрослым обеих поверхностей рук 6-8 раз по каждой руке от периферии к центру.
  2. Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев ребенка одновременно (без большого) 4-8 раз.
  3. Спиралевидные движения пальцем взрослого по ладошке ребенка с внешней, внутренней стороны.
  4. Точечные нажатия большим и указательным пальцами взрослого на середину каждого фаланга пальца ребенка, от периферии к центру.
  5. Отведение и приведение взрослым большого пальца ребенка вперед, назад, в сторону и по кругу.
  6. Ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребенка от периферии к центру 5-6 раз.

В дальнейшем упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей :

- катание деревянных шариков различного диаметра (грецких орехов, шишек, желудей) ;

- конструирование из кубиков;

- собирание различных пирамидок;

- сбор мозаики ;

- перекладывание из одной кучки в другую счетных палочек, карандашей, пуговиц ;

- перекладывание бусин пинцетом ;

- “пальчиковый бассейн”;

- игры с прищепками;

-застегивание и расстегивание пуговиц;

- завязывание и развязывание узелков;

- игры-шнуровки  и др.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки. Могут использоваться как упражнения без речевого сопровождения, когда взрослый на себе все демонстрирует, например: “Пальчики здороваются”, “Слоненок”, “ Корни деревьев” и т. д., так и упражнения с речевым (часто стихотворным) сопровождением .

Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма .

Большое внимание нужно уделять выкладыванию различных фигур:

- изсчетных палочек и спичек;

- из гороха и фасоли;

- изниток и пряжи.

Эта работа является профилактикой дисграфии, так как развивает пространственную ориентировку, ориентировку на листе бумаги (определение верха-низа, лева-права, помогает чувствовать строку, клетку .

Так же нельзя не отметить пользу таких занятий, как лепка и конструирование.

Очень хорошо использовать для массажа кисти:

- массажные шарики ;

- шестигранные карандаши ;

- массажные шарики с металлическими колечками Су-Джок .

В старших группах дети знакомятся с графическим изображением букв. Для лучшего запоминания букв рекомендую использовать следующие приемы :

- выкладывание из счетных палочек, спичек;

- выкладывание из фасоли, гороха, другой крупы ;

- рисование на песке, манке ;

- лепка ;

- конструирование .

Среди прочих приемов для запоминания букв, хорошо использовать изображение букв руками. Понятно то, что вызывает интерес, лучше запоминается. Поэтому изображение букв пальцами желательно сопровождать стихотворением . Таким образом, в игровой ситуации дети запоминают буквы, развивая мелкую моторику и мотивацию к обучению .

При выполнении этих упражнений нужно помнить два важных правила:

1 - пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно;

2 - после каждого упражнения нужно расслабить пальцы (например, потрясти кистями) .

Книжки-раскраски, штриховки, трафареты очень помогают в приобретении навыков письма .

Нужно следить, чтобы во время раскрашивания или штриховки кисть двигалась в нужном направлении, а книга лежала неподвижно .

Используемые мною пособия, надеюсь, помогут и вам в работе по развитие мелкой моторики .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anketa_dlya_rod.docx29.38 КБ

Предварительный просмотр:

Анкета для родителей

Уважаемый родитель!

Просим Вас ответить на вопросы и заполнить анкету.

на тему «Развитие мелкой моторики у  дошкольников»

Знаете ли вы что такое мелкая моторика ребенка?

- Да

- Затрудняюсь ответить

- Нет

В каком возрасте нужно начинать ее развивать?

- В младенчестве

- 3-4 лет

- 7 лет

Какие игры используете для развития моторики рук дома?

____________________________________________________

____________________________________________________

Какой нетрадиционный материал используете в работе?

- Крупа, природный материал

- Пуговицы, бусины

- Иголки, нитки

- Конструктор, мозаика

- Кубики, пирамидки, матрешки

Где берете информацию о видах развития мелкой моторики?

- В детском саду

- ТВ

- В интернете

- Подсказывает своя интуиция

Как ребенок выполняет задания игры?

- Пассивно

- Активно

Как ребенок воспринимает установку к игре?

- С первого раза

- Требуется многократное объяснение

- Требуется объяснение и показ действий

Какая форма работы с воспитателем по этому вопросу  Вам наиболее комфортна?

- Родительское собрание

- Мастер – класс

- Индивидуальная беседа

- Консультации в родительском уголке

- Никакая, информации хватает вполне.

Готовы ли Вы поучаствовать в конкурсе самодельных игр для развития мелкой моторики рук наших детей?

- Да

- Не знаю

- Нет

По желанию Вы можете добавить любые комментарии.   Благодарим за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей: «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста»

  Одним из немаловажных факторов развития дошкольника в период его подготовки к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.    Не для кого н...

Консультация для родителей "Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста"

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие де...

Консультация для родителей "Значение мелкой моторики в развитии речи детей"

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – э...

Консультация для педагогов и родителей. «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста». "Активная гимнастика для развития мелкой моторики".

quot;Развитие мелкой моторики – это самая настоящая школа раннего развития, а дошкольный возраст – очень важный период в развитии ребенка, в котором мелкой моторике должна отводиться боль...

Консультация для родителей "Значение мелкой моторики в развитии детей дошкольного возраста"

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие де...

Консультация для родителей "Значение мелкой моторики в развитии речи детей по технологии тестоапластика"

Консультация для родителей "Значение мелкой моторики в развитии речи по технологии тестопластика"...

Консультация для родителей «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста»

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие де...