Если у вас ребенок ЗПР.
статья по коррекционной педагогике

Киппер Тамара Ивановна

В статье описываютс особенности детей ЗПР и  даются примерные пражнения для занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zpr_na_sayt.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Если Ваш ребенок с задержкой психического развития.

Как помочь ребенку с ЗПР.

В настоящее время диагноз ЗПР означает, что ребенок развивается так же, как и все остальные дети, только медленнее. Чем раньше начать занятия с ребенком ЗПР, тем быстрее ребенок догонит в развитии своих сверстников. Родителям нужно как можно раньше заметить особенности ребенка, а именно: характеризуется неустойчивость внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, память снижена, ограничена в объеме, отмечаются сниженная работоспособность, психомоторная расторможенность, возбудимость, или гиперактивность, импульсивность, а также тревоги, агрессии. Познавательная деятельность у таких детей характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Эти представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности, и в первую очередь продуктивной. Вместе с тем у них не нарушены абсолютные пороги чувствительности, различительные возможности слуха и зрения. Дефекты восприятия обнаруживаются при усложнении воспринимаемых объектов или в условиях, затрудняющих восприятие. Действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. Имеются также нарушения речевых функций. Ребенок оказывается не в состоянии построить короткий связный пересказ рассказа, сказки, а строит лишь отдельные и нередко неграмотные фразы. Звукопроизношение часто нарушено.

     Диагноз "задержка психического развития" зачастую ставит родителей ребенка перед неожиданными, а подчас и серьезными проблемами. Первое время они растеряны, подавлены, без конца задают себе одни и те же мучительные вопросы: "Почему это случилось именно с моим ребенком? Что же делать дальше?".

При рождении выявить у детей задержку психического развития нельзя. Чаще всего у них нет пороков в физическом облике. Да и родители всегда высоко оценивают способности своего ребенка, порой, не замечая важного - отставания в развитии.

Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребенок пошел в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребенок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития.          

  

       Для развития познавательных процессов необходимо выполнять упражнения:

 Развитие мелкой моторики: Графические упражнения, прописи, Лепка, рисование, пальчиковая гимнастика, оригами                                                                       Развитие внимания: выкладывание узора из мозаики; выкладывание фигуры из палочек по образцу; исключение лишнего; нахождение различий в двух похожих картинках; нахождение двух одинаковых предметов среди множества; нанизывание бусинок по образцу; срисовывание по клеточкам; нахождение одной буквы в газетном тексте (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).                                 Развитие восприятия: Различать цвета и их оттенки. Различать форму предметов и геометрические фигуры, Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте), Выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), Сравнивать до 10 предметов, различных по величине, Измерять длину предметов с помощью условной мерки (нитки), Различать и называть части суток, их последовательность, Понимать значение слов вчера, сегодня, завтра, знать дни недели, месяцы года.                                                                               Развитие памяти: Заучивать небольшое стихотворение один раз в неделю;

Находясь на кухне, спросите у ребенка, что вы забыли положить в салат или правильно вы накрыли на стол ?; Перед сном, когда вы прочли книгу, скажите ребенку: «Запомни, на какой страничке мы остановились, завтра мы продолжим с этого места», например, 4 строчка сверху, 10 страница; После просмотра мультфильма, задайте вопросы по его содержанию; После уборки можно спросить у ребенка: «Все ли игрушки лежат на своих местах?», переложив одну из них в другое место; Придя домой с прогулки, спросите у ребенка, что он сегодня видел на улице;                                                                                  Развитие мышления: Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия, описывать различные свойства окружающих его предметов, узнавать предметы по заданным признакам, разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков. находить противоположные по значению понятия.                        Развитие речи: Выполняйте артикуляционную гимнастику, выполняйте упражнения: «Один-много», «Назови ласково», «Какой? Какая? Какие?», «Посчитаем предметы», составляйте рассказы по картинкам, пересказывайте сказки, мультфильмы.

     Главное - родители должны оценить возможности ребенка с ЗПР и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится. Только совместная работа специалистов, педагогов и семьи пойдет ребенку с задержкой психического развития на пользу и приведет к положительным результатам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если у вашего ребенка ожирение.

Избавиться от ожирения с помощью динамических упражнений....

Если у вас ребенок с ограниченными возможностями здоровья

Если у вас ребенок с ограниченными возможностями здоровья....

Консультация для родителей на тему: "Как мне вести себя дома, если у моего ребенка СДВГ?"

Данная консультация поможет родителям понять как вести себя с ребенком  СДВГ....

Что нужно знать, если у вашего ребенка обнаружено плоскостопие

Показателем здоровья, имеющим тесную связь с физическим развитием ребенка, является состояние его стопы. Чтобы ребенок мог ходить, бегать, прыгать без ограничений, его ноги должны быть здоровы. Я пред...

Консультация "Если в семье ребенок с ДЦП"

Консультация для родителей...