Консультация для родителей ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КЛИМАТ СЕМЬИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА"
консультация (старшая группа)

Игошина С. А.

Этот год объявлен годом семьи. Мною была разработана консультация для родителей " Воспитательный климат семьи и его влияние на становление личности ребенка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdeni1.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Гимназия»

Консультация для родителей

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КЛИМАТ СЕМЬИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ

НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Разработала: воспитатель Игошина С. А.

г. Протвино, 2024г.

Человек входит в жизнь как целостный феномен. Жизненная деятельность человека всегда несет на себе отпечаток уровня его развития как личности во всей ее разносторонности. Жизненная позиция личности формируется совокупностью всех социальных влияний на человека, и прежде всего системой общественного воспитания.

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентации данного общества, что называется социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т.д.

Главная цель развития личности — более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие.

Особенную роль в жизни человека, его защите, формировании и удовлетворении духовных потребностей, а также в его первичной социализации играет семья.

ООН во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь, убежденные в том, что в семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества, признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.

Каковы же задачи семьи? Они состоят в том: чтобы: 1) создать максимальные условия для роста и развития ребёнка; 2) обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребёнка; 3)передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим; 4) научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким; 5) воспитать чувства собственного достоинства.

Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и природное здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания (место дома), отношение к ребёнку. Всё это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Нормальная семейная атмосфера – это осознание родителей своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших и малых делах, в бережном отношении к достоинству каждого члена семьи, постоянном взаимном проявлении такта; организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов; привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду, где у каждого члена семьи постоянная обязанность; в разумной организации отдыха; в участии в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино; взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье. Роль семьи состоит в постоянном введении ребёнка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе человека и «культуре той страны, где он родился и растет, её нравственным нормам, традициям народа, в которых воспитывались сами родители» (Микиеров В. П.)

Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.

Формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. Среди них можно выделить два направления: создание условий для практического опыта и формирование правильных моральных оценок. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми. Становление личности ребенка происходит изначально в семье.

Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения. В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий.

Ребёнок видит семью в качестве окружающих его близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к ее членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдёт.

Родители являются самыми близкими и дорогими людьми для детей, поэтому дети хотят подражать отцу или матери, быть похожими на них. Поэтому родители обязаны показывать пример своим детям во всем. Нормальные взаимоотношения детей и родителей в семье строятся на взаимном уважении и доверии друг к другу. Дети видят в родителях советчиков во всех своих делах, помощников в борьбе с разного рода трудностями, истинных друзей, с которыми можно поделиться и радостями, и заботами. Отец и мать уполномочены воспитать достойного члена общества, на этом и основывается их родительская власть и их авторитет в глазах детей.

Смысл авторитета в том и заключается, что он не требует ни каких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая, так сказать, простым детским глазом. Родительский пример и авторитет – специфическая форма передачи социального, в том числе нравственного опыта старшего поколения младшему, важнейший механизм социального наследования.

Откуда берется родительский авторитет, как он организуется? Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Если родители это делают честно, разумно, если перед ними поставлены значительные и прекрасные цели, если они сами всегда дают себе полный отчет в своих действиях и поступках, это значит, что у них есть, и родительский авторитет и не нужно искать никаких иных оснований и тем более не нужно придумывать ничего искусственного. При этом нужно всегда помнить, что в каждой человеческой деятельности есть свои напряжения и свое достоинство. Ни в коем случае родители не должны представляться детям как рекордсмены в своей области, как ни с чем несравнимые гении. Дети должны видеть и заслуги других людей, и обязательно заслуги ближайших товарищей отца, матери.

Если вы знаете жизнь вашего ребенка, вы сами увидите, как поступить наилучшим образом. Часто бывает, что эту помощь нужно оказать особым способом. Нужно бывает либо принять участие в детской игре, либо познакомиться с друзьями детей, либо побывать в школе и поговорить с учителем

Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В некоторых случаях, совершенно необходимо предоставить ребенку самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать более сложные вопросы. Но нужно всегда видеть, как ребенок совершает эту операцию, нельзя допускать, чтобы он запутался и пришел в отчаяние.

В жизни каждого ребенка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в совете и в помощи. Может быть, он не попросит вас о помощи, потому что он не умеет этого сделать, вы сами должны прийти с помощью. Часто эта помощь может быть оказана в прямом совете, иногда в шутке, иногда в распоряжении, иногда даже в приказе. Если вы знаете, жизнь вашего ребенка, вы сами увидите, как поступить наилучшим образом. По мнению академика А.П. Петровского воспитание должно осуществляться на основе «мирного сосуществования, на основе невмешательства и сотрудничества». Ребенок будет чувствовать ваше присутствие рядом с ним, вашу страховку, но в то же время он будет знать, что вы от него кое-что требуете, что вы и не собираетесь все делать за него, снять с него ответственность. Семья есть большое и ответственное дело, родители руководят этим делом и отвечают за него перед своим счастьем и перед жизнью детей. Как только дети начинают подрастать, они всегда интересуются, где работают отец или мать, каково их общественное положение. Как можно раньше они должны узнать, чем живут, чем интересуются, с кем рядом стоят их родители.

Воспитательный процесс происходит каждую секунду, каждый момент вашего с ребенком совместного времяпровождения. Всегда вспоминайте слова А.П. Макаренко «Ваше собственное поведение – для ребенка самая решающая вещь». Воспитание ребенка на благо семьи, товарищей, общества. Хотелось бы закончить словами известного педагога Ш. А. Амоношвили: «Ребенок - это не аморфная масса, а существо, таящее в себе силы, равных которым не сыскать на всей нашей планете, эта затаенная в ребенке сила духа, разума и сердца, если довести до совершенства, станет сверхсилой, способной преобразовывать, обогащать, украшать все вокруг – и на Земле, в Космосе, и в нем самом. Но суть заключается, что какие бы силы не таились в ребенке, сам он не может развить, не сможет даже встать на ноги, не говоря уже о возвышении человека. Совершить чудо, сделать, создать из него человека – серьезная задача для мудрых, любящих взрослых, и в первую очередь для пап и мам».

Литература

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика-М.: Политическая литература, 1985, 104с
  2. Амонашвили Ш.А. Искусство семейного воспитания [Текст], – Т.:, Амрита – Русь, 2011, 144с.
  3. Вульф Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики, М.:УРАО, 2011, 206с
  4. Миниеров В.М. Психология семейного воспитания, - М.: НПО «МОДЭК, 2000. 201с.
  5. Петровский А.В. Психология и время, - СПб [Текст]; Петербург, 2006, 592с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи и игровой деятельности в становлении личности ребенка.

В данной статье рассматриваются основы семейного воспитания, расскрываются типы родительской позиции, также представлена возрастная периодизация Д.Б.Эльконина....

Статья на тему "Современная семья и ее роль в становлении личности ребенка"

Современная семья в последнее время сильно отличается от понятий "традиционная семья и традиционное воспитание"...

Консультация для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»

Главным институтом воспитания является семья. Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, а также общностью быта....

Консультация для родителей на тему: «Подвижная игра как средство всестороннего развития личности ребенка»

Консультация для родителей на тему: «Подвижная игра как средство всестороннего развития личности ребенка»...

Презентация на тему: "Психологический климат семьи и его влияние на развитие личности ребенка".

Психологический климат семьи и его влияние на развитие личности ребенка....

буклет для родителей "Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка"

Семья – твой шедевр, который ты создаешь собственными рукам!Именно от того, какой тип отношений сложился в семье, зависит характер становления личности ребенка и в дальнейшем его судьба....

Консультация для родителей "Стили родительского воспитания и их влияние на формирование личности ребенка"

Консультация для родителей"Стили родительского воспитания и их влияние на формирование личности ребенка"Внутрисемейные отношения очень часто являются для ребенка образцом для подражания, и р...