Карты В.Я.Проппа для детей дошкольного возраста и как с ними работать
консультация (старшая группа)

Комиссарова Наталья Евгеньевна

Информация для родителей: Карты В.Я.Проппа для детей дошкольного возраста и как с ними работать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл propp_na_sayt.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТЫ ПРОППА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

И КАК С НИМИ РАБОТАТЬ

        Нечасто взрослые рассматривают пересказ дошкольников, как способ развития их аналитического мышления. Главное - воспроизвести прочитанный текст подробно… Это здорово и достаточно при хорошей памяти. Но бывает, что дети испытывают значительные затруднения при пересказе и могут только проанализировать прочитанный рассказ.

        Помогут нам карты Проппа. С их помощью ребятам легче составить не только пересказ, но и придумать сказку по образному плану.

Анализ сказок по В. Я. Проппу:

       Отечественный фольклорист В. Я. Пропп, исследовавший русские сказки, выделил в их структуре некоторые элементы, повторяющиеся постоянно.

В.Я. Пропп составил 31 карточку - картинку. Из них двадцать основных. Не любая сказка содержит их все. Чаще всего полный набор в волшебных сказках.

Этапы работы с картами Проппа:

1. Изготовление карт. Готовые карты Проппа есть в интернете, но их можно нарисовать самостоятельно. Важно только, чтобы картинки были понятны детям.

2. Потихоньку знакомим ребят с картами - опорами, читая сперва маленькие тексты и сопровождая картами Проппа.

3. Пересказывайте текст с опорой на карты Проппа.

4. Пробуем сочинять сказки, применяя карты Проппа. Выбираем 5-8 карт, придумываем персонажи, определяем главного героя, его помощников, а также тех, кто будет герою вредить. Выводим мораль придуманной сказки.

      Огуречик, огуречик! Не ходи на тот конечик. Там мышка живёт. Тебе хвостик отгрызёт.

- Герой – огуречик.

- Запрет – нельзя ходить на другой конец деревни.

- Вредитель – мышка.

- Вредительство – хвостик отгрызёт.

- Мораль – не послушался – остался без хвоста.

Даже в такой малой фольклорной форме присутствуют элементы сказки.

Описание элементов-функций сказок:

В. Я. Пропп выделил следующую структуру сказок. Мы возьмём не все (31)карточки, а только основные. Их вполне достаточно для дошкольников и младших школьников.

1. Жили-были. Сказка начинается с вводных слов, создающих сказочное пространство: в некотором царстве, в тридевятом государстве, жили - поживали, в стародавние времена…

2.Особое обстоятельство. Нестандартное, неординарное событие: рожь кто-то топчет каждую ночь, курочка золотое яйцо снесла...

3. Запрет. Чего - то делать нельзя: не оставляй братца, не пей из лужи, не выглядывай в оконце…

4. Нарушение запрета. Сказочные персонажи нарушают запрет. А этого только и дожидается вредитель. Убежала Маша с подружками…

5. Вредительство. Гуси-лебеди тут как тут, подхватили братца, да и унесли.

6. Герой покидает дом. Варианты: Сам отправляется на поиски (пропавшего братца). Родители посылают (за молодильными яблоками). Изгоняется из родного дома (мачеха велит увезти падчерицу в лес)

7. Задача. Чего герой должен достичь: вернуть братца, освободить красавицу…

8. Встреча с дарителем. Доброму делу всегда кто-то помогает. Появление персонажа, имеющего нечто волшебное: самокатный клубочек шерстяных ниток, заветные слова...

9. Трудные испытания. Соткать ковёр, построить хрустальный мост "от своего крыльца до моего дворца" за одну ночь…

10. Получение волшебных даров: предметов или слов. Они могут переданы просто так дарителем, изготовлены, куплены, появиться неведомо откуда, похищены.

11. Герой появляется и вызывает на бой вредителя. Сверхъестественные свойства врага. Змей Горыныч о трёх головах, огнём дышит; Кощей смерти не имеет...

12. Борьба (преследование). Бой с врагом (бьются на мечах, устраивают состязание: кто быстрее прибежит чёрт или заяц, кто дальше лошадь пронесёт; играют в карты), или похищение. Кощей повержен. За героем отправляют погоню: гусей-лебедей, Бабу-ягу. Герой бьётся с врагом (в открытом бою - со Змеем Горынычем, иногда состязается в скорости, ловкости, хитрости или играет в карты) ...

13. Победа. Враг может быть побеждённым в бою, проиграть в соревновании, а также быть изгнанным или уничтоженным хитростью.

14. Ликвидация беды. Красавица спасена, враги убрались восвояси, отец поправился...

15. Прибытие домой. Дома его не узнают из-за заклятья, изменившего внешность...

16. Ложный герой, выдающий себя за героя или присваивающий себе его заслуги: Дочка колдуньи утопила сестрицу, заняла её место; братья убили Ивана, забрали молодильные яблоки и сказали отцу, что это они их раздобыли....

17. Изобличение ложного героя. Появляется Иван, спасённый волком; настоящий король легко достаёт меч из камня…

18. Героя узнают. Подмена обнаружена. Ложный герой убегает сам или изгнан с позором. Народ приветствует героя....

19. Счастливый конец. Подарки, свадьба, народное гулянье – пир на весь мир…

20. Мораль сей сказки. Нравственный итог сказки.

        Будем очень рады, если наши рекомендации помогут Вам вместе с детьми пересказывать и самостоятельно придумывать небольшие по объему художественные сказки и рассказы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические карты (мониторинг) художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Развитие музыкальности – одна из наиболее актуальных задач детей дошкольного возраста, так  как дошкольный возраст, сенситивный период для ее становления. Педагогу для успешного формирования музы...

Программа кружка «Пластилиновые картинки» по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста

     Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, спо...

Дорожная карта «Формирование инженерного мышления у детей дошкольного возраста»

Развитие конструктивного,логического мышления дошкольников.Расширение кругозора в сфере технических,естественных наук....

Мастер- класс " Ментальные карты как метод развития речи детей дошкольного возраста"

Для презентации использован материал по использованию мыслительных карт в развитии речи детей...

Речевая карта для диагностики речевого развития детей дошкольного возраста.

Экспресс-речевая карта  обследования речевого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет....

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Карты Проппа для детей дошкольного возраста, как с ними работать"

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Карты Проппа для детей дошкольного возраста, как с ними работать"...

Необходимость, значение и задачи проведения педагогической работы по формированию эмоционального здоровья у детей дошкольного возраста. Характеристика задач указанной педагогической работы в современных программах для дошкольных учреждений

Необходимость, значение и задачи проведения педагогической работы по формированию эмоционального здоровья у детей дошкольного возраста. Характеристика задач указанной педагогической работы в современн...