Мастер-класс для родителей по детскому экспериментированию «Необычное в обычном» «Экспериментируем вместе с детьми»
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Смирнова Маргарита Викторовна

 8 февраля в нашей стране отмечался День российской науки. Этому событию в нашнй подготовительной группе  была посвящена целая неделя.  Ребята узнали , кто такие учёные, чем они занимаются, насколько важен их труд, познакомились с именами русских изобретателей. В завершении  приготовили для детей и их родителей мастер-класс по экспериментальной деятельности "Необычное в обычном" В импровизированную лабораторию пригласили и ребят параллельной  группы. Дошкольники под руководством взрослых экспериментировали, проводили опыты, находили объяснения увиденному, учились самостоятельно делать выводы  и первые шаги в науку!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass_neobychnoe_v_obychnom_2024_g.docx886.82 КБ

Предварительный просмотр:

   Мастер-класс для родителей по детскому   экспериментированию

                 «Необычное в обычном»

«Экспериментируем вместе с детьми»

Цель:

-повышение компетенции родителей в создании условий для развития познавательной активности детей.

Задачи:

-познакомить родителей с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях ;

-создать положительный, доверительный настрой на взаимодействие родителей с педагогами.

Практическая значимость: Данный мастер класс может быть

интересен родителям, где каждый найдет для себя что-то новое и поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

Участники: родители, воспитатель

Форма проведения: мастер-класс

Оборудование и материалы: интерактивная доска , тарелки, стаканы, растительное масло, пищевой краситель, вода, макет вулкана, уксус, лимонный сок, йод, ватные палочки, влажные салфетки, соль, шипучая таблетка, ножницы, свечи.

План проведения:

-Вступительное слово. Показ презентации «Организация экспериментальной деятельности в группе»

-Совместное проведение экспериментирования.

-Рефлексия

Ход мастер-класса:

  1. Вступительное слово

Здравствуйте, дорогие родители. 8 февраля в нашей стране отмечают День российской науки, поэтому  сегодня не простое родительское собрание, а в форме мастер-класса «Экспериментируем вместе с детьми».

Всё сильнее набирает силу в современном обществе актуальность этой темы, особенно в детском возрасте.  (Показ    презентации «Экспериментируем вместе с детьми»).

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство постоянно искать новые сведения о мире, традиционно

рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Задача педагога - не пресекать исследовательскую поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать.

В своей работе мы отдаём предпочтение опытам, экспериментам,

самостоятельной поисковой деятельности детей. Проведение опытов и экспериментов вызывает у детей восторг. Опыт-это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого

явления, детей подводят к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причине способов действий, проявления творчества.

На современном этапе детское экспериментирование является весьма продуктивным способом развития мыслительной деятельности, поскольку предоставляет ребёнку возможность действовать самостоятельно и, в ходе реальных преобразований, направлять свои действия на получение новых знаний

Проведение экспериментов

Сегодня мы с вами побудем детьми и отправимся в интересное путешествие, которое даст возможность самим убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействий между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт. Давайте поэкспериментируем. Возьмём простые, привычные предметы и посмотрим, на что они способны.

Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности и любое место в квартире может стать местом для эксперимента.

При этом взрослый — не учитель-наставник, а равноправный партнер,

соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Практическая часть. Опыты и эксперименты.

Опыт 1: Эксперимент под названием «Фонтан»

 

Понадобится: вода, растительное масло, краситель, соль, шипучая таблетка.

Налить в стакан воды, потом растительное масло, добавить краситель и перемешать. Так как масло легче воды, оно будет находиться вверху и не смешиваться с водой. Затем сверху насыпать соль (ложку). Соль тяжелее масла и поэтому будет опускаться вниз в воду, захватывая масло. Когда соль растворится, масло снова будет подниматься вверх.

В ходе этого опыта мы можем наблюдать реакцию похожую на вулканическую лаву. Можно добавить шипучую таблетку для наглядности.

Вывод: Масло легче воды, поэтому оно плавает по поверхности воды. Значит, если жидкости имеют разные плотности, они между собой не перемешиваются.

Опыт 2: «Радуга в молоке».

 Оборудование: тарелки, молоко, ватные палочки, пищевые красители, жидкое мыло.

Налейте молоко в тарелку, добавьте несколько капель красителей. Потом возьмите ватную палочку, окуните в моющее средство и коснитесь палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета — перемешиваться.

Вывод: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.

Опыт 3: «Оптическая иллюзия»

Понадобится: стакан, картинки, вода.

Картинку поставить за стакан и постепенно наливать в стакан воду. Картинка перевернется в другую сторону.

Вывод: свет проходит последовательно через воздух стекло, воду, стекло и снова через воздух. Каждый раз, когда свет переходит из одной среды в другую, он преломляется.  Как только мы налили в стакан воду, путь света увеличился и заставил лучи меняться. Стакан сработал как линза, когда лучи света прошли через него он искривил их, они перекрестились и изображение перевернулось.

Опыт 4 «Обесцвечивание воды»

Понадобится: марганцовка, столовый уксус (9%), перекись водорода (3%), пустая стеклянная емкость, ложка, длинная палочка.

Наливаем в емкость воду. Добавляем в воду небольшое количество марганцовки, чтоб раствор стал ярко-малинового цвета. Теперь вливаем в него 2ч.л уксуса (если большая ваза, то столовую ложку). Жидкость не поменяла окраску -  все такая же ярко- малиновая. А теперь добавляем в нее 1 ч.л. (ст. л.) перекиси водорода и активно размешиваем. Прямо у нас на глазах жидкость начинает светлеть. Жидкость становится кристально – прозрачной.

Вывод: В кислой среде перекись восстанавливает марганцовку до бесцветного вещества с выделением кислорода и тепла.

Опыт 5: «Извержение вулкана»

Понадобится: пластиковая бутылка, декорированная под вулкан с помощью фольги,  ½ стакана перекиси водорода (6%), стакан,  жидкость для мытья посуды, красный пищевой краситель, дрожжи быстродействующие 1 ст. л., 3ст. л. теплой воды.

Импровизированный вулкан можно сделать из обычной пластиковой бутылки, декорированной пластилином.

Смешайте 3 столовых ложки воды с дрожжами. Тщательно размешайте дрожжи в воде. Добавьте в бутылку жидкость для мытья посуды, пищевой краситель и полстакана перекиси водорода. Перелейте дрожжи с водой в бутылку при помощи воронки. Быстро отойдите в сторону и уберите воронку.

Вывод: Дрожжи и перекись водорода вступают в реакцию, в результате которой наружу выделяется пенящаяся лава.

Опыт 6 : «Волшебные свечи»

Понадобится: поднос с водой, краситель, свечи, спички, банки, спиртосодержащая жидкость (антибактериальный гель)

В поднос налить воды, добавить краситель, поставить горящую свечу аккуратно в воду. В банку добавить спиртосодержащую жидкость, перевернуть и опустить на свечку, которая стоит в воде. Мгновенно происходит бурлящий всплеск.

Вывод: жидкость возгорается, в банке сгорает кислород и на его месте поступает вода.

Опыт 7: «Секретное послание»

Понадобится: тарелка, молоко или лимонный сок, ватные палочки, листы бумаги, стакан с водой, йод.

Окуните ватную палочку в молоко и напишите на листе бумаги послание. Чтобы прочитать послание,

нужно в стакан воды капнуть несколько капель йода и этим раствором смазать лист с письмом.

Вывод: при взаимодействии молока (сока лимона) с йодом письмо окрашивается и проявляется.

Рефлексия.

Уважаемые родители! Из любого ответа вытекает очередной вопрос, который может стать следующей темой для эксперимента. В результате чего, у детей развивается интерес к детским энциклопедиям, познавательной литературе, где он самостоятельно попытается найти ответы на интересующие его вопросы. Не будем губить первые ростки интереса к окружающему миру, и попробуем поиграть с ребёнком в настоящих учёных. Кто знает, может через пару десятков лет именно ваш любознательный малыш получит Нобелевскую премию.

Родители делятся своими впечатлениями о мастер-классе.

 Мастер-класс подготовили:

 воспитатели - Нелаева А. В.

                            Смирнова М. В.                

                                МАОУ «Лицей города Троицка»                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для родителей. Организация детского экспериментирования в домашних условиях.

Мастер - класс для родителей.Организация детского экспериментирования в домашних условиях....

Мастер- класс с педагогами по теме «Детское экспериментирование, как эффективный способ познания окружающего мира»

В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Участники мастер класса могут провести опыт и определить свойства мате...

мастер класс для педагогов на тему "Детское экспериментирование как эффективный способ познания окружающего мира"

Одним  из эффективных  приёмов в работе по развитию познавательной активности дошкольников  является детское экспериментирование, которое даёт реальное представление о различных сторона...

Мастер- класс с педагогами по теме: «Детское экспериментирование, как эффективный способ познания окружающего мира».

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что...

Конспект мастер-класса для педагогов на тему «Детское экспериментирование – основа познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

laquo;Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее...

Консультация для родителей в детском саду:"Как провести увлекательно лето вместе с детьми. Что делать детям летом? ".

Впереди – долгожданное лето, и конечно, большую часть времени дети будут проводить на свежем воздухе. Для того, чтобы отдых оставил приятные воспоминания и впечатления, необходимо заранее подума...

Мастер-класс для родителей по детскому экспериментированию «Необычное в обычном»

laquo;Экспериментируем вместе с детьми»Цель:-повышение компетенции родителей в создании условий для развития познавательной активности детей.Задачи:-познакомить родителей с некоторыми экспериме...