Мастер-класс для родителей "Игровое взаимодействие с ребенком при подготовке детей к школе"
методическая разработка (подготовительная группа)

Баранова Екатерина Евгеньевна

Сейчас уже никто не сомневается в том, что успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. В мастер-классе представлены игры и упражнения, которые можно использовать родителям дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_igrovoe_vzaimoeystvie.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей «Игровые методы взаимодействия с ребенком при подготовке к школе»

Цель:

Уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте.

Задачи:

1. Активизировать знания родителей о звуках, слогах, словах, предложениях.

2. Знакомить родителей с содержанием работы по подготовке руки к письму.

3. Воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком. 

Предварительная работа:

1. Ознакомление с основными направлениями и содержанием работы по подготовки детей к обучению грамоте (теоретическая часть)

2. Подготовка к семинару практикуму: подбор литературы, заданий для практической работы.

Оборудование: Раздаточный материал: предметные картинки, сигнальные карточки (для определения твёрдости-мягкости согласных звуков, гласных звуков, графические схемы

Демонстрационный материал: дидктические игры

Участники: Учитель-логопед, родители.

     Добрый вечер! Я рада видеть вас на нашей сегодняшней встрече. Сегодня мы здесь с вами собрались, чтобы поговорить о том, как же лучше подготовить наших детей и себя к школе. Сейчас уже никто не сомневается в том, что успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. Но дошкольную подготовку нельзя сводить только к обучению чтению, письму, начальным знаниям счета. Важен не столько объем знаний, полученных ребенком до школы, сколько готовность к сложному процессу обучения: умение слушать педагога, его указания, воспринимать задание и способы творческого его выполнения, развитие самоконтроля.

Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте.  Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть вы «родители», для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений как у детей так и у родителей.

        

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.

Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:

-сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);

-сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

-готовность к звуковому анализу и синтезу состава речи, т. е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;

-знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.

-умение работать со схемой слова, предложения.

Звуки бывают - гласные, согласные.

Логопед: Вспомните и назовите гласные звуки
Родители: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].(6 гласных звуков)

Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят, могут пропеть любую мелодию. Гласные звуки обозначают символом красного цвета.

Йотированные звуки: е-[й,э]; ё-[й,о]; ю-[й,у]; я-[й,а] –знакомятся позже всех звуков, т. к. они имеют двойные  звуки (гласный и согласный).

Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают - губы, зубы, язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя. Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Согласные звуки обозначают символом синего цвета, если он твердый и зеленого цвета, если мягкий.

Например, в слове "река" слышится мягкий согласный звук [р'], а в слове "рука" - твёрдый согласный звук [р].

Согласные звуки бывают глухие и звонкие. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.
Глухие звуки - К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ (называют родители по схеме)
Звонкие звуки - Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р (называют родители по схеме)
Согласные звуки, которые могут быть твёрдыми и мягкими: Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, Р, С, Т, Ф, Х, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ, ТЬ, ФЬ, ХЬ.
Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.(Показ фишек для обозначения звуков)
 Звуки на письме обозначаем буквами.

- Чем отличаются звуки от букв? Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим;

- показывая буквы, надо произносить не официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает- например, звук [л] мы произносим отрывисто: л! и букву л необходимо называть так же: л! Ни в коем случае ЭЛ или ЛЭ. Вводя буквы, давайте только печатные образцы.

Сейчас, я предлагаю вам поиграть и отправиться в путешествие по Стране звуков и слов, в которой мы сможем вспомнить или пополнить свой багаж знаний, умений и навыков в области обучения грамоте.

Прежде чем отправиться в эту загадочную страну, я предлагаю вам поразмяться:

- что такое речь? – (всё, что мы говорим и пишем)

- формы речи – (устная и письменная)

- из чего состоит наша речь? – (из предложений)

- что такое предложения? – (слова, связанные между собой по смыслу)

- из чего состоят слова? – (слова состоят из слогов)

- из чего состоят слоги? – (слоги состоят из звуков)

- какие бывают звуки? – (гласные и согласные)

- чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем)

В какие игры можно играть с детьми? Придумывание слов на заданный звук,

Игра «Определи первый звук в слове»

Карточки с изображениями предметов. Определите, с какого звука начинается слово «ананас»«лошадь» Назовите предметы, название которого начинается с того же звука, что и слово «ананас».

- со звука «А» (арбуз, апельсин, ананас, автомобиль, автобус);

- со звука «Л» (лук, лодка, лошадь, луна, ландыш, ласточка).

Часто дети путают и выделяют вместо звука слог, можно предложить игру «Живые звуки».  Нужно 3 участника. 1 родитель звук «д», 2 звук «о», 3 звук «м». Какое получилось слово «дом». Назовите первый звук, второй, третий звук.

Игра «Определи последний звук в слове»

На экране карточки с изображениями предметов. Определите последний звук в слове «нос»«малыш». Назовите предмет, название которого заканчивается этим же звуком.

- звуком «С» (нос, насос, пылесос, автобус, пёс);

- звуком «Ш» (мышь, малыш, шалаш, душ, брошь, ландыш).

Игра «Цепочка слов»-нужно назвать слов на последний звук, чтобы он стал в слове первым. Дом-мак-корзина…

Игра «Определи позицию звука в слове» Предложит дидактическую игру, попросить родителей найти заданный звук, выложить фишку.

Звуковой анализ слов

Самое сложное даётся детям – это звуковой анализ слова.

Что это такое, я попытаюсь сейчас вам объяснить.

При выкладывании схемы звукового анализа слова учим детей пользоваться алгоритмом.

Предлагаю вместе со мной выложить схему звукового анализ слова «мак»;

Алгоритм звукового анализа слова из 3-х звуков.

1. Произнести слово медленно, чётко, так, чтобы был слышен каждый звук (мммаааккк)

2. Выделить голосом и назвать первый звук в слове (мммак).

3. Произнести слово медленно, выделив голосом следующий звук (мааак).

4. Произнести слово медленно, выделив голосом следующий звук (маккк).

5. Назвать все звуки в слове по порядку (м-а-к).

6. Сосчитать и назвать количество звуков в слове (в слове «мак» - 3 звука).

- Самостоятельное выполнение звукового анализа слов: луна; лиса. (у каждого предметная картинка для звукового анализа и фишки).

Слоги и слова.

Слоги – это части слова.

Слово делим на слоги (части) при помощи хлопков, слово можно прошагать, ладонь руки находящаяся под подбородком, сколько раз подбородок коснётся руки столько в слове и слогов. Сколько в слове гласных столько и слогов.

Обозначение – полоска разделенная маленькими черточками на столько частей, сколько слогов в слове.

Предложение.

Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу.

Составить предложение по опорной картине из 2,3,4,5 слов.

Составление предложений по схеме (индивидуально) Д\и «Составь предложение по схеме»

Игры-ребусы, отгадать зашифрованные слова, написать слово.

Игры на чтение слогов «Рыбка»

Задания на развитие зрительно-моторной координации: штриховки, закрашивание, печатание букв.

Заключительный. Рефлексия.

 

Уделяете больше времени для совместного общения. Ваша любовь и забота нужны ребенку больше всего.

Желаем успехов вам и вашим детям!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

                        Подготовка руки к обучению письму.

Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. Захват погремушки, игры с пальчиками малыша, массаж кончиков пальцев, рисование каракулей, лепка из пластилина, глины, теста и многое другое поможет будущему ученику научиться красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций.

Важно сразу научить ребенка правильно держать пишущий предмет. Это, как показывает практика, остается без должного внимания взрослых. Ребенок закрепляет неточный навык обращения с пишущим предметом во время рисования, письма печатными буквами, штриховки. Казалось бы, пусть пишет, как ему удобно, но правила пользования пишущим предметом разрабатывались недаром: в них учитываются правильная посадка, сохранение зрения, развитие определенных мышц руки, способных выдержать максимальную нагрузку сегодня и в будущем. Ребенка, научившегося неправильно держать ручку, очень трудно переучить.

А как же правильно?        

При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5-2 см. Конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается. Далее следует понаблюдать за тем, как ребенок пишет, и решить, правильно ли он выполняет это действие.

Можно использовать такой методический прием. Поменяйтесь с ребенком ролями. Пусть он руководит вашими действиями, подсказывая, если вы что-то делаете не так. Этот прием концентрирует внимание на элементах выполняемой работы и более эффективно организует обучение. Затем ребенок действует самостоятельно. Подсказка должна быть минимальной и постепенно сводиться на «нет».

Как распознать неправильный навык?

О неправильном навыке письма говорят следующие детали:

Неправильное положение пальцев:

1. Ребенок держит пишущий предмет `щепотью`, `горсточкой`, в кулаке, большой палец ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце.

2. Ребенок держит ручку слишком близко к ее нижнему кончику или слишком далеко от него.

3. Верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя.

Кисть жестко фиксирована.

4. Слишком сильный или слабый нажим при письме и рисовании.

Как исправить?

Для исправления неправильного навыка письма можно воспользоваться следующими приемами:

• На верхней фаланге среднего пальца можно поставить точку, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке.

• Нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец.

• Если жестко фиксирована рука, то может помочь обведение или рисование крупных фигур, размером в треть альбомного листа, без отрыва руки.

• Если к школе ваш ребенок долго застегивает пуговицы, не умеет завязывать шнурки, часто роняет что-либо из рук, вам следует обратить внимание на сформированность навыка письма.

Как развить мелкую мускулатуру руки ребенка?

• Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, мять поролоновые шарики, губку.

• Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.

• Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.

Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках.

• Заводить будильник, игрушки ключиком.

• Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой

• Резать ножницами.

• Конструировать из бумаги (оригами, шить, вышивать, вязать.

• Делать пальчиковую гимнастику.

• Рисовать узоры по клеточкам в тетради.

• Заниматься на домашнем стадионе и снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и другие).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный клуб "Мамы, в школу собирайтесь" (Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями при подготовке детей к школе)

Целью данной работы являестя вовлечение семьи в единое образовательное пространство при подготовке к школе Задачи: Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями. Активиза...

Консультация на тему: «Рекомендации воспитателю по взаимодействию с родителями по подготовке детей в школу».

"Рекомендации воспитателю по взаимодействию с родителями по подготовке детей в школу"...

"Взаимодействия с родителями по подготовке детей к школе в аспекте ФГОС ".

1.вступительное слово.2.содержание работы по ФГОС.3.задачи.4.результаты....

Информационные ресурсы во взаимодействии с родителями при подготовке детей к школе

Одной из наиболее актуальных задач образовательной политики России является обеспечение равных стартовых возможностей детям при поступлении в школу....

Консультация для родителей Взаимодействие с родителями по подготовке детей к школе в аспекте ФГОС.

Консультация для родителейВзаимодействие с родителями по подготовке детей к школе в аспекте ФГОС....