Консультация для родителей "Cемья в жизни ребенка"
консультация (старшая группа)

Котибенко Ольга Сергеевна

Роль семьи в жизни ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_5.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Консультации для родителей.

"Роль семьи в жизни ребенка".

Родители - это первое социальное окружение ребенка. Личность родителей играет самую важную роль в жизни каждого человека. Неслучайно родители, особенно матери, эмоционально надежны в трудные моменты жизни.

Любовь ребенка к родителям безусловна и безгранична. Если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает жизнь и безопасность человека, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь - это источник и гарантия сохранения благополучия человека, его физического и психического здоровья.

Именно поэтому первая и главная задача родителей - дать детям уверенность в том, что их любят и о них заботятся. Ни при каких обстоятельствах ребенок не должен сомневаться в любви своих родителей. Самая естественная и самая необходимая из всех родительских обязанностей - относиться к своим детям с любовью и заботой в любом возрасте.

Глубокий и постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование воспитания, которое в равной степени можно рекомендовать всем родителям. Чувствуя и переживая контакт с родителями, дети могут ощутить и осознать любовь и заботу родителей о них.

Связь между родителями и детьми - одна из самых прочных среди всех человеческих связей. Чем сложнее организм, тем дольше он зависит от матери. В то же время связь между ребенком и родителями внутренне противоречива. Этот внутренний конфликт может стать причиной многих проблем, и проблема независимости начинает проявляться довольно рано, наоборот, с момента рождения ребенка. Действительно, дистанция, выбранная в общении с ребенком, уже заметна в одной-двух реакциях матери на крики младенца. А первый шаг к самостоятельности, первое "я есть", первый выход в широкий мир связан с началом посещения детского сада. Буквально каждый день при домашнем воспитании родителям приходится определять границы дистанции.

Решение этой проблемы, иными словами, предоставление ребенку определенной степени самостоятельности, регулируется в первую очередь возрастом ребенка, новыми навыками, умениями и возможностями взаимодействия с окружающим миром в процессе его развития. В то же время оно во многом зависит и от личности родителей, их стиля отношения к ребенку. Известно, что степень свободы и самостоятельности детей в разных семьях сильно различается. В одной семье первоклассник ходит за покупками, отводит сестру в детский сад и посещает занятия в другом конце города. В другой семье подростки отвечают за все свои поступки, даже маленькие, и в целях безопасности им не разрешают ходить в походы и путешествовать с друзьями. Они также несут строгую ответственность за выбор друзей, и все их поведение строго контролируется.

Следует иметь в виду, что такое дистанцирование связано с более общими факторами, определяющими процесс воспитания, прежде всего с мотивационной структурой личности родителей. Известно, что поведение взрослого человека определяется достаточно большим и сложным набором различных мотивов, обозначаемых термином "мотивы". В рамках личности человека все мотивы строятся в определенные, индивидуально подвижные системы. Одни мотивы становятся решающе доминирующими и наиболее важными для человека, другие приобретают подчиненное значение. Иными словами, любая деятельность человека может быть определена мотивами, которые ее побуждают.

Обычно деятельность мотивируется несколькими мотивами, причем одна и та же деятельность может быть вызвана даже различными или даже диаметрально противоположными по своему психологическому содержанию мотивами. Для того чтобы правильно построить воспитание, родителям необходимо определить для себя, что мотивирует их собственную воспитательную деятельность и что определяет условия воспитания. Дистанция, которая преобладает в отношениях с ребенком в семье, напрямую зависит от позиции деятельности воспитания в общей системе различных мотивов поведения взрослых, которая сложна, неоднозначна и порой внутренне противоречива. Поэтому важно понять, какое место занимает деятельность по воспитанию перспективных детей в мотивационных системах самих родителей.

Воспитание и потребность в достижении Для некоторых родителей воспитанием детей движет так называемый мотив достижения. Цель воспитания - добиться того, чего не удалось достичь, потому что у родителей не было необходимых условий или они сами не обладали достаточными способностями или настойчивостью. Отец хотел стать врачом, но не смог. Мать мечтала играть на пианино, но не имела для этого условий. Такое родительское поведение содержит элемент эгоизма, неосознаваемый самими родителями.

Ребенок лишается необходимой самостоятельности, искажается восприятие заложенных в нем задатков и сформированных личностных качеств. Не учитываются возможности, интересы и способности ребенка, которые обычно отличаются от запрограммированных целей. Ребенка заставляют делать выбор. Либо он втискивает себя в чуждые ему рамки родительских идеалов, чтобы получить родительскую любовь и удовлетворение. В этом случае он идет по неверному пути, который не соответствует его характеру и способностям и часто заканчивается катастрофой. Однако ребенок может и восстать против чуждых ему требований, тем самым разочаровывая родителя из-за несбывшихся надежд и создавая глубокие конфликты в детско-родительских отношениях. Воспитание как реализация определенной системы. Организация воспитания в семье по определенной системе может рассматриваться как вариант реализации стремления к самореализации. Есть семьи, в которых цель воспитания, как кажется, направлена не на ребенка, а на реализацию системы воспитания, которую родители признают, а не на самого ребенка. Такие родители обычно очень компетентны и эрудированны и уделяют много времени и сил своим детям. Родители, которые по разным причинам знают и доверяют системе образования, педантично и обдуманно продолжают ее неустанно внедрять. Образование - это формирование определенных качеств. Проблема самостоятельности усугубляется, когда образование подчинено мотиву формирования определенных качеств, желательных для родителей. Под влиянием прошлого опыта и истории формирования личности в сознании человека могут появиться так называемые сверхценные представления. Это представления о качествах человека, которые являются наиболее ценными, нужными и полезными в жизни. В таких случаях родители строят свое воспитание таким образом, чтобы их дети неизбежно были наделены этими "особо ценными" качествами. Например, родители убеждены, что их сын или дочь обязательно должны быть добрыми, эрудированными и смелыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Значение этикета в жизни ребенка-дошкольника"

Консультация для воспитателей семейного детского сада...

Консультация "Творческие игры в жизни ребенка"

Консультация для родителей "Творческие игры в жизни ребенка"Подготовила Ледяева Т.А, воспитатель СП ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" с.Большая Глушица детский сад №3 "Красная шапочка"...

Консультация "Слово нельзя в жизни ребенка, или как правильно запрещать".

Цель:раскрыть родителям значение запретов в жизни ребенка;познакомить их с основными правилами,которых надо придерживаться относительно запретов при воспитании детей....

Консультация "Роль сказки в жизни ребенка."

Роль сказки в жизни ребенка....

Консультация "Роль фольклора в жизни ребенка раннего возраста"

Фольклор- это народное творчество, душа русского искусства. Самых маленьких детей знакомят в первую очередь с произведениями устного народного творчества, которые ведут ребенка по всем ступеням эмоцио...

Консультация для родителей: "Эмоциональная жизнь ребенка в раннем возрасте."

Развитие эмоциональной сферы ребенка происходит постепенно и оно не менее важно, чем физическое или психическое развитие. Только благодаря положительным эмоциям совершенствуется способность запоминать...

Консультация "Математика в повседневной жизни ребенка"

Консультация для родителей "Математика в повседневной жизни ребенка". Старший дошкольный возраст....