Родительское собрание на тему: «Организация развивающей предметно-пространственной среды для ребенка в домашних условиях»
консультация (младшая группа)

Лидия Николаевна Лапшина

Цель собрания:

Обосновать необходимость организации развивающей предметно-пространственной  среды для ребенка в  домашних условиях, подвести родителей к созданию такой среды дома.

Задачи  собрания:

  1. Познакомить родителей с основными целями и задачами программы по развитию и обогащению предметно-развивающей среды группы.
  2. Обосновать основные цели и задачи по организация развивающей предметно-пространственной  среды для ребенка в  домашних условиях.

3. Создать информационный уголок для родителей с целью обеспечения своевременной информацией об организации развивающей предметно-пространственной  среды для ребенка, размещения информационных материалов по проведению образовательной работы с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie._sozdanie_rprs_doma.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское  собрание  на тему:

«Организация развивающей предметно-пространственной  среды для ребенка в  домашних условиях»

Цель собрания:

Обосновать необходимость организации развивающей предметно-пространственной  среды для ребенка в  домашних условиях, подвести родителей к созданию такой среды дома.

Задачи  собрания:

  1. Познакомить родителей с основными целями и задачами программы по развитию и обогащению предметно-развивающей среды группы.
  2. Обосновать основные цели и задачи по организация развивающей предметно-пространственной  среды для ребенка в  домашних условиях.

3. Создать информационный уголок для родителей с целью обеспечения своевременной информацией об организации развивающей предметно-пространственной  среды для ребенка, размещения информационных материалов по проведению образовательной работы с детьми.

Семья и дошкольное учреждение — два важных института социализации детей, и для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Исходя из актуальности вовлечения родителей в образовательный процесс, мы определили возможность подключить вас к созданию предметно-развивающей среды  для ребенка в  домашних условиях.

Родители – первые воспитатели («Семейный кодекс»), а согласно «Закону об образовании в РФ» - участники образовательного процесса. Поэтому, обязанность родителей — создать дома для ребенка необходимую развивающую среду. Как в домашних условиях это сделать, организовать досуг ребёнка, сделать его личное время интересным и содержательным?

Заглянем в главный документ «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования».

 В п.3.3 прописаны требования к развивающей предметно-пространственной среде.

п.3.3.1. гласит: «РППС обеспечивает максимальную реализацию образовательного пространства… – материалов, оборудования, инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа…»

В раннем возрасте ведущая деятельность – предметно-орудийная. Рекомендованы реалистичные, условные игрушки, фигурки животных, предметы-заместители (коробки, кусочки меха из различных тканей, клубки, палочки, брусочки), модули простых форм, крупногабаритные конструкторы, заводные игрушки, игрушки-каталки, нарисованные предметы, конструкторы «Дупло».

Для развития мелкой моторики своими руками можно сделать различные застежки: кнопки, пуговицы, молнии, шнуровки, приобрести тренажеры, рамки и вкладыши Монтенсори, пазлы из 2- 3-х картинок, массажные и набивные мячи, пирамидки, матрешки, коробочки разных цветов, игрушки-вкладыши, различные дидактические наборы.

Очень важна в этом возрасте подвижность, развитие движений, поэтому пространство должно быть открытым, свободным для двигательной активности ребенка (п.3.3.2.). При возможности можно приобрести спортивный комплекс «Ранний старт», который дифференцируется для детей от 0 до 4,5 лет и от 3 до 7 лет. При отсутствии такой возможности можно приобрести горку-лесенку. В раннем возрасте пол – это атлетический манеж для ребенка. Необходимо создать условия для ползания, перепрыгивания (обручи, палки, толстые веревки, мат), спрыгивания (кубы, коробки, ящики), лазания и подлезания (кегли, флажки, дуги, стулья, перекладины), приобрести надувное оборудование. Необходимо иметь некоторый инвентарь для общеразвивающих упражнений: мячи, массажный коврик, гантели (можно использовать бутылочки из под йогурта, насыпав в них песок), погремушки, баскетбольное кольцо.

Важно и музыкальное подкрепление для создания благоприятной эмоционально-насыщенной атмосферы. Это детские песенки, классика для детей, аудиодиски серии «Музыка с мамой», «Аэробика для детей», «Музыкальные коммуникативные игры-забавы» и т.п. В музыкальном уголке хорошо иметь музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты, погремушки, маракасы (так же сделанные из «киндер-сюрпризов», набитых разными крупами), деревянные ложки, дудочки, бубен, барабан, гитару, гармошку, пианино. Мальчики любят музыкальные рули.

Ведущая деятельность детей с 3 лет – игра. Поэтому, важно поддерживать спонтанную игру, предоставить ребенку возможность реализоваться самостоятельно в игре. Для этого рекомендованы ширмы, модули разных геометрических форм, элементы костюмов и аксессуары к ним, наборы масок, пальчиковый или кукольный театр, игрушки серии «БИ-БА-БО», настольный театр, куски ткани, дощечки, бруски, различные по размеру коробки, веревки, трубки, конструкторы «Лего», строительный материал.

Рекомендовано создать три зоны: рабочую, активную и спокойную.

Рабочая — для игр и занятий, активная — для развития движений и спокойная - для уединения (п.3.3.2). Зону уединения (уголок уединения) обычно ребенок выбирает сам. Можно купить готовый домик (складной из ткани), но лучше, если ребенок построит его сам или вместе с вами (из покрывала, куска ткани и т.п.).

В уголке для игр и занятий важно предусмотреть место для развивающих игр (различные мозаики, пазлы, танграмм, кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, квадраты Воскобовича и др.), сенсорный уголок.

Следующий момент п. 3.3. 4.

«Развивающая ППС должна быть вариативной, трансформируемой и полифункциональной», чтобы ребенок имел возможность самостоятельно из одного сделать другое, моделировать, действовать, имел возможность выбора. Необходимо насытить среду незавершенными образами, мягкими модулями, различными деталями.

Среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

Обновлять среду нужно периодически: сменять игровой материал, добавлять новые предметы (по одному).

ППС предполагает соответствие всех игровых материалов требованиям безопасности и надежности (п. 3.3.4).

Сломанные, испорченные игрушки должны быть удалены из игрового пространства ребенка, если нет возможности их отремонтировать или починить.

Обязательно дома нужно иметь детскую библиотеку или книжный уголок, и книги соответственно возрасту ребенка. Литературу нужно обновлять периодически, книги с дефектами убирать или «лечить». Чтение, как режимный момент, обязателен ежедневно.

Очень хорошо иметь дома экологический уголок: природный материал, камешки, ящик с песком, растения и, по возможности, животное.

Дети очень любят рисовать, поэтому нужен дома уголок изобразительной деятельности или художественного творчества. Здесь ребенок может самостоятельно лепить, рисовать. В уголке могут быть трафареты различных животных, овощей, посуды, одежды, фруктов и карандаши, книжки-расскраски, пластилин или тесто, глину, мелки, фломастеры и «волшебный экран» из круп (манной). Лучше иметь рулон обычных бумажных обоев для рисования на полу, где пространство менее ограничено.

Важно и эмоциональное значение цвета в комнате. Рекомендованы теплые тона: бежевый, бледно-желтый, бледно-розовый (СанПиН 2.4. 1. 3049-13).

Для детей до 3 лет желательно убрать из их комнаты телевизор. Доказано негативное влияние экрана на протекание процессов в коре головного мозга детей раннего возраста.

Психологическая безопасность детей рекомендует не включать в среду игрушки устрашающего характера, провоцирующие жестокость и агрессию, искаженные уродливые с несоразмерными пропорциями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей на тему: "Организация и проведение детского праздника в домашних условиях"

В публикуемом материале даны полезные советы о том, как организовать и провести в домашних условиях детский праздник....

Буклет Памятка родителям по теме "Организация работы по физическому воспитанию в домашних условиях"

Программа здоровья для семьи Собрать дома простейший инвентарь для занятий: санки, лыжи, коньки, гантели, обруч, скакалку, мяч, эспандер. Каждое утро начинать с гигиенической гимнастик...

Консультация на тему: «Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в условиях ФГОС»

Консультация для педагогов на тему: " Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в условиях ФГОС"...

«Организация развивающей предметно-пространственной среды в современных условиях дошкольного образования.»

В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни....

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...