ВАШ РЕБЁНОК СОБИРАЕТСЯ В ШКОЛУ? ЧТО ОН ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ.
консультация (подготовительная группа)

Роттер Марина Александровна

Часто родители выпускников подготовительных групп ДОУ пеореживают, достаточно ли хорошо ребёнок готов к школьному обучению. Эта консультация составлена по запросам родителей и отвечает на основные, интнресующиие их вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portal_mart24.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

ВАШ РЕБЁНОК СОБИРАЕТСЯ В ШКОЛУ?

                                    ЧТО ОН ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ.

                               

«Школа»-это слово у нас, взрослых, ассоциируется с трелью звонка, шумностью перемены, строгим  голосом  учителя, диктантами, контрольными, домашними заданиями.

«В какую школу? Готов ли он? Как ему там понравится?» - тревожатся родители.

Хочется, чтобы в хорошую, к доброму, ответственному, умному учителю. Хочется, чтобы готов был не хуже других. Вот тут то впервые серьёзно  встаёт вопрос. Чему научил детский сад?

 Спохватившись, ощутив свою недостаточную внимательность к интеллектуальному развитию ребёнка, некоторые родители бросаются его записывать на занятия по  подготовке  к школе, сами иногда пытаются научить своего ребёнка чтению, счёту и письму.

Заботы о режиме, эмоциональном благополучии как бы отходят на второй план, а главное место занимают учебные навыки и знания.

Трудно сразу приспособиться к резко возросшим требованиям и нагрузке. Если уже сейчас нужно так долго заниматься, когда хочется гулять, играть, то что же будет в школе?

Бывает и наоборот. Родители настолько уверены в «широких» познаниях сына или дочери, что сразу записывают в школу со сложной экспериментальной программой, с конкурсом на приёме.

Дошкольное воспитание и обучение является частью системы образования. Одна из задач детского сада- подготовка детей к обучению в школе. И детские сады в целом справляются с этой задачей. Вопрос в том к какому обучению. Сейчас так много различных школ, гимназий, лицеев. В программе каждого свои особенности. Соответственно требования к будущим ученикам у всех разные. В одном учебном заведении успешное усвоение программы  предполагает достаточно высокий уровень развития интеллектуального и творческого потенциала, в другом овладение школьными навыками чтения, письма, счёта на уровне первого класса, потому что в программе время для формирования их значительно сокращено.

Детский сад готовит детей к школе, к школьному обучению по программе обычной средней сложности. Но ведь родители чаще всего стремятся отдать ребёнка в престижную школу, где скорее всего экспериментальные программы. И тогда получается нестыковка результатов работы детского сада и требований школы. Есть ли выход из такой ситуации?

Советы  родителям:

 1.Необходима информация о школе.

 2.Справится ли Ваш ребёнок? Посоветуйтесь с воспитателями.

 3. Если есть психолог, обязательно проконсультируйтесь

Готовность ребёнка к школе проверяется по умению классифицировать, обобщать и сравнивать. В широком понимании всё дошкольное детство подготавливает переход на новую ступень развития.  

      Что должен знать и уметь ребёнок, который собирается в школу?                                          

  1. Знать обобщающие слова (овощи, одежда, мебель и т.д.).
  2. Правильно называть предметы и их части (у стула – ножки, спинка,   сидение).
  3. Пользоваться словами,  выражающими разные смысловые оттенки (ель  

ёлочка, ключ – ключик, рука – ручка – ручища).

  1. Правильно называть действия, связанные с трудом (готовит, метёт, лечит).
  2. Учитывать характер действия (прыгает, подпрыгивает, скачет, подкрадывается).
  3. Определять величину, форму и цвет предмета (высокий, узкий, красный, овальный).
  4. Говорить полными предложениями, состоящими из нескольких слов.
  5. Ориентироваться  в пространстве (вправо, влево, вверх, вниз),  ориентироваться в собственном теле (где левое ухо, правая рука и т.п.).
  6. Уметь составлять по картинке рассказ не менее чем из пяти предложений.
  7. Уметь рассказывать наизусть 1-2 стихотворения.
  8. Изменять существительные по числам (крыша – крыши, стол – столы).
  9. Знать названия диких и домашних животных и их детёнышей.
  10. Уметь обобщать понятия  (стол, стул, диван, шкаф, кровать – это мебель и т.п.).
  11. Уметь подбирать слова,  противоположенные по смыслу (темно – светло, сухой – мокрый, добрый – злой).
  12. Запоминать на слух предложение, состоящее из 8-10 слов (маленькая девочка Катя рано утром пошла с мамой в школу).
  13. Знать последовательность времён года, дней недели, времени суток.
  14. Уметь различать на слух похожие слова (мишка – миска, бочка – почка, удочка – уточка).
  15. Уметь определять на слух наличие данного звука в слове. (Есть ли в слове мак звук [М], а в слове ежи – звук [З]?)
  16. Уметь выделять первый звук в слове (дерево – [Д’], санки – [С]).
  17. Считать от 1 до 10 и обратно.

К моменту выпуска из детского сада ребёнок овладеет следующим:

1. Общая эрудиция: знания окружающего мира - времена года, растительный и животный мир, быт людей (одежда, обувь, посуда, техника…), правила дорожного движения и т.д.

2. Математические знания: знать цифры до 10,читать и записывать числа до 20, уметь решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание. Знать смежные числа в пределах 10, понимать количественный состав в пределах первого десятка (5 – это 1,1,1,1,1 и ещё 1 и 4, 2 и 3…).

Распознавать простейшие геометрические фигуры как плоскостные так и объёмные: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, шар, куб, цилиндр. Понимать соотношение целого предмета и его частей. Знать обратно пропорциональную зависимость между измерениями предметов и его меркой

(чем больше мерка, тем меньше количество раз вместится она в измеряемом предмете).Легко ориентироваться на листе бумаги. Понимать выражение «длина в одну тетрадную клеточку» .Уметь пользоваться часами без секундой стрелки.

3. Уровень устной грамотности:

Проводить звуковой анализ несложных слов, последовательно выделяя и называя все звуки в слове. Различать и называть гласные и согласные звуки в слове, твёрдые и мягкие согласные, читать слогами или слитно (словами) со

скоростью 20 и более слов в минуту.

Устно пересказывать, о чём только что прочитанном (осознанность ребёнком читаемого текста).Выделять ударение в словах. Обводить и списывать печатные буквы. Списывать  отдельные слова. написание которых не расходится с произношением.

Речь:

1. Ясное произношение всех звуков родного языка.

2. Умение ребёнка говорить тихо-громко-тихо, менять темп речи, быстро-  

    медленно-быстро.

3. Использование в речи всех средств интонационной выразительности.

        Знания ряда стихов, потешек, загадок, считалок, желание их выразительно     читать.

     4. Уровень культуры речевого общения (разговаривать, глядя собеседнику в          глаза. Не прерывать без извинения двух говорящих и т.д.)

     5. Умение вести диалог, логично ответить на поставленные вопросы, самим     детям задавать правильно построенные в речевом плане вопросы.

     6. Владение умением связно, логично, без лишних вопросов, повторов, перескоков, заметок и длительных пауз рассказывать сказки, рассказы.  

Чему  и как учить до школы?

Существуют разные теоретические позиции и разные практические подходы к обучению дошкольников. Если их разделить условно, можно выделить два основных направления. Сторонники первого считают необходимым как можно раньше (с двух-трёх лет) формировать у ребёнка навыки: чтение, письмо, счёт и т.д. Сторонники второго  направления отстаивают позицию системного развития ребёнка в соответствии с его возрастными  и индивидуальными  возможностями на всех этапах дошкольного обучения. При этом ведущим является именно развитие, а не обучение.

Известно, что четырёхмесячного  младенца нельзя обучать речи, а двухлетнего

ребёнка – грамоте, потому что в этот период они ещё не созрели для данного обучения, у них ещё не развились те свойства и функции, которые необходимы

в качестве предпосылок для данного вида обучения. Возникает вопрос: значит ли это, что нужно ждать какого то часа для занятий с детьми?

Нет, нет и нет! Не нужно ждать особого момента. Необходимо работать постоянно.

Но это не должно быть  натаскиванием, дрессировкой. Это может быть  родительским «хочу» или «так надо» вопреки детскому «не могу».

Это не может быть напряжённой работой, а должно быть увлекательной игрой. Это не может и не должно вызывать раздражение и недовольство взрослых и слёзы ребёнка. Прежде всего эта работа должна быть индивидуальной, учитывающей

особенности  развития и возможности ребёнка.

Это означает, что существуют объективные причины, которые затрудняют процесс овладения учебными навыками, а учебные занятия с ребёнком должны быть организованы в соответствии с его возможностями. Все эти данные свидетельствуют о необходимости  индивидуальной работы на самых интенсивных этапах развития ребёнка ( от четырёх до шести-семи лет), когда ещё нет школьных нагрузок.

Для того, чтобы занятия с ребёнком не шли вразрез с методическими требованиями школы,  предлагаем придерживаться следующих рекомендаций:

  • Родители должны подавать пример детям, читая книги, газеты, журналы.
  • Время от времени детей желательно водить в библиотеку, где они могут  полистать, посмотреть и выбрать интересные для них книги. В читальном зале дети видят читающих взрослых, учащихся и  студентов. Часто в библиотеках устраивают тематические выставки, что может также заинтересовать  ребёнка.
  • Дома у ребёнка должно быть достаточно материалов для чтения: книг, журналов, обучающих игр.
  • Обстановка должна быть  спокойной. Во время занятий с детьми родителям нужно быть терпеливыми.
  • Надо регулярно читать вслух малышу детские стихи с повторяющимися фразами, сказки, рассказы, считалки,  потешки. Желательно выбирать для этого книги с хорошими иллюстрациями, яркими картинками.
  • При отборе материала для чтения необходимо учитывать интересы ребёнка: рассказы о животных, цирке, путешественниках.
  • Используя любую возможность для общения с ребёнком, отвечайте на все его вопросы о книгах, героях произведений и обо всём остальном.
  • Для содержательного общения с ребёнком устраивайте нечто вроде прогулок, экскурсий, выходов в театр, музей, цирк, на  выставки. При этом обсуждайте   увиденное. Это способствует развитию  речевого общения.
  • Приобретите для малыша азбуку, кубики с буквами, кассу букв. Некоторые пособия можно изготовить самим или вместе с детьми.
  • Разрешайте детям пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой,

ножницами, линейкой и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что должен знать и уметь ребёнок перед школой

Основные критерии готовности к школе. На что необходимо обратить родителям при подготовке своего ребёнка к поступлению в школу....

Что должен знать и уметь ребёнок 3-4 лет

Консультация для родителей...

Что должен знать и уметь ребенок, который собирается в школу.

Статья о том, какие знания должны быть в багаже будущего первоклассника. Опираясь на эту статью, родители  могут  помочь ребенку преодолеть некоторые трудности в обучении....

Что должен знать и уметь ребёнок, который собирается в школу

Что должен знать и уметь ребёнок, который собирается в школу...

Буклет для родителей "Мы будем уметь" - Что должен знать и уметь ребёнок 4-5 лет

В буклете предствалена информация о тех навыках и умениях, которые может приобрести ребёнок на возрастном этапе от 4 до 5 лет. Данный материал можно использовать на родительском собрании в начале учеб...

Что должен знать и уметь ребёнок, который собирается в школу

Консультация для родителей, в которой рассказано о том, что должен знать и уметь ребенок при поступлении в школу....