Речевой этикет, как показатель культуры общения.
консультация (старшая, подготовительная группа)

Стельмашонок Наталья Евгеньевна

Данный материал может быть использован для консультирования педагогов и родителей учителем-логопедом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoy_etiket_kak_pokazatel_kultury_obshcheniya.docx16.04 КБ

Предварительный просмотр:

Речевой этикет, как показатель культуры общения.


В «Словаре по этике» понятие «этикет» определяется, как совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям: обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда. Действительно, этикет выражается в самых разных сторонах нашего поведения. Этикетное значение могут иметь разнообразные движения человека, позы и положения, которые он принимает. В этикетных целях часто используются предметы (приподнятая шляпа, преподнесенные цветы и т.д.) Самую важную роль в этикетном выражении отношений к людям играет наша речь. Если этикет как установившийся в обществе свод правил регулирует поведение в соответствии с социальными требованиями, то речевой этикет регулирует правила речевого поведения.   Речевой этикет – это формулы хорошего тона, обеспечивающие комфорт в общении, поскольку они способствуют установлению доброжелательных отношений. Речевой этикет – это также элемент национальной культуры, вырабатываемый народом не одно столетие.
Речевой этикет, так или иначе, привязывается к ситуации речевого общения и ее параметрам: личностям собеседников, теме, месту, времени, мотиву и цели общения. Прежде всего, он представляет собой комплекс языковых явлений, ориентированных на адресата, хотя личность говорящего также учитывается. Это может быть наилучшим образом продемонстрировано на употреблении Ты- и Вы- форм в общении. Общий принцип состоит в том, что Вы-формы употребляются как знак уважения и большей формальности общения; Ты-формы, напротив, соответствуют неформальному общению между равными. Однако реализация этого принципа может представать в различных вариантах в зависимости от того, как участники речевого общения соотносятся по возрастной или служебной иерархии, находятся ли они в родственных или дружеских отношениях; от возраста и социального положения каждого из них и т.д.
Речевой этикет обнаруживает себя по-разному также в зависимости от темы, места, времени, мотива и цели общения. Так, например, правила речевого общения могут различаться в зависимости от того, являются темой общения печальные или радостные для участников общения события; существуют специфические этикетные правила, связанные с местом общения (присутственное место, производственное совещание) и т.д.
К средствам, или единицам речевого этикета относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения.
Речевой этикет предусматривает правила речевого поведения в стандартизированных (типизированных, однотипных) ситуациях речевого общения. Таких стандартизированных речевых ситуаций общения выделяется несколько:
•    обращение и привлечение внимания;
•    приветствие;
•    знакомство;
•    прощание;
•    извинение;
•    благодарность;
•    поздравление;
•    пожелание;
•    соболезнование;
•    сочувствие;
•    приглашение;
•    просьба;
•    совет;
•    одобрение;
•    комплимент.
Каждая типизированная ситуация обслуживается группой формул и выражений, которые образуют синонимические ряды. Внутри каждого синонимического ряда различаются формулы:
•    наиболее употребительные, стилистически нейтральные формулы (до свидания, спасибо, здравствуйте);
•    формулы с оттенками значения (до завтра, до вечера, прощайте, доброе утро);
•    формулы с различными стилистическими оттенками (позвольте попрощаться; пока; целую ручки; спасибо; благодарю вас).
Любая ситуация речевого общения приобретает своеобразные формы и содержание в зависимости от речевого и социального опыта собеседников. Каждый конкретный акт прощания, приветствия, благодарности, просьбы и т.п. добавляет к стандартным, устойчивым формулам речевого этикета множество частных «приращений».
Дополнение формул речевого этикета обращениями и мотивировками вносит в них не только теплоту, но и подчеркивает индивидуальность говорящего. «Приращение» («развертывание») этикетных фраз делает их менее шаблонными, стандартными.
Важную роль играет и то, с какой интонацией произносятся фразы речевого этикета, какими жестами, мимикой и движениями они сопровождаются.

Дошкольный возраст – сенситивный период для того, чтобы ребёнок овладел основными средствами речевого этикета.
Овладевая речевым этикетом, сложившимся в родном языке, дошкольник должен усвоить:
•    разнообразные формулы речевого этикета по каждой типичной ситуации общения и умение избирательно ими пользоваться, соотнося с обстоятельствами общения и особенностями собеседника;
•    доступные способы «развертывания» вежливых формул;
•    умение произносить их доброжелательно, подчеркивая вежливость мимикой, движением и другими неречевыми средствами.
Обучение речевому этикету осуществляется в тесной взаимосвязи с формированием в группе доброжелательных отношений детей друг к другу, каждая ситуация речевого общения предусматривает:
•    обогащение словаря дошкольников вариантами формул речевого этикета,
•    обучение детей способам их «развертывания»;
•    развитие доброжелательности интонации и мимики.

Навыки, полученные в детстве, мы забираем с собой во взрослую жизнь, успех которой во многом определяется культурой воспитания. Человек, который знаком с понятиями вежливость, культура общенияречевой этикет, нормы приличия, не будет испытывать трудностей в поддержании разговора и обязательно проявит себя с лучшей стороны, в какой бы ситуации он ни находился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры общения и этикета у младших дошкольников через совместную деятельность

Ребенок усваивает родную речь так называемым “материнским способом”, подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого эт...

Культура общения детей (речевой этикет)

В современном  обществе стоит острая проблема  культурного взаимоотношения между людьми. Мы воспитываем новое, современное  поколение, поэтому очень важно, в раннем возрасте заложить «ф...

Речевой этикет как условие формирования культуры личности детей старшего дошкольного возраста. (Вежливое общение)

Речевой этикет как условие формирования культуры личности детей старшего дошкольного возраста. (Вежливое общение)...

Правила речевого этикета – ключ к успешному общению ребенка с окружающими его взрослыми и детьми.

Красивая и правильная речь ребенка-его достоинство. Правила речевого этикета. Что должен уметь ребенок дошкольного возраста....