Использование разных техник нетрадиционного рисования с детьми раннего возраста
учебно-методический материал

Карева Ольга Владимировна
Занятия изобразительной деятельностью не только помогают малышу 2 лет научиться рисовать, но и благотворно влияют на его общее развитие: пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, развивают мышление, внимание, воображение.Нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку рисовать пальцами, ладошками, с помощью вспомогательных средств: поролона, штампов и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья "Использование разнообразных техник  нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего возраста"

                 С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Вначале созданные детьми «картины», так называемые «каракули», понятны только самим «художникам». На раннем этапе им иногда не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте, иногда оставленной без присмотра  маминой помадой, водой, разлитой на столе. То есть всем тем, что может оставлять видимый след. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а ещё знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами. 

Занятия изобразительной деятельностью не только помогают малышу 2 лет научиться рисовать, но и благотворно влияют на его общее развитие: пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, развивают мышление, память, внимание и, конечно, воображение.

Если на традиционных занятиях рисованием ребёнок учится держать кисть, рисовать с её помощью точки, линии, штрихи, закрашивать контуры предметов, то нетрадиционное рисование даёт ребёнку больше свободы, больше идей для творчества, больше вдохновения и радостных эмоций. Нетрадиционные техники рисования позволяют ребёнку рисовать пальцами, ладошками, с использованием  вспомогательных средств: поролона, штампов, пластиковых вилок, трубочек для коктейля, ватных палочек и т.д.

Такое нестандартное решение развивает фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче. 

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет малышей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Благодаря использованию нетрадиционных техник рисования, у ребёнка развивается мелкая моторика рук, тактильное восприятие, умение ориентироваться на листе бумаги, внимание и усидчивость, наблюдательность.

Во время рисования я столкнулась с тем, что малыши боятся рисовать. Им кажется, что у них ничего не получится, они не умеют рисовать или просто не хотят пачкать свои ручки. 

Изучая  методическую литературу таких авторов, как  Елена Альбиновна Янушко «Рисование с  детьми раннего возраста»,  Анжелика Витальевна Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Ирина Александровна Шаляпина «Нетрадиционное рисование с дошкольниками». У этих авторов я нашла очень много интересных идей.  

Поставила цель: развитие творческих способностей  детей раннего возраста при использовании нетрадиционных видов рисования.

Сформулировала  задачи:

- познакомить детей  с  нетрадиционными видами изобразительной техники («рисование пальчиками», «ладошкой», рисование ватными палочками и т.д.), многообразием художественных материалов и приемами работы с ними;

- сформировать у детей изобразительные навыки и умения;

- побудить желание рисовать, эмоциональную отзывчивость к окружающему миру;

- развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов;

- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость.

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно-развивающей среды я учитывала, чтобы она носила развивающий характер, и была направлена на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.

В  группе  организован  уголок  рисования, который  предусматривает  наличие различных предметов и материалов для детского творчества: бумага разного цвета, фактуры и формы; цветные карандаши; восковые мелки; краски; толстые кисти; баночки для воды; салфетки; ватные палочки; тычки.

Для занятий я стараюсь приготовить красивые и разнообразные материалы. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Прежде чем начать непосредственно рисовать, нужно ребенка заинтересовать этим. Поэтому при обучении детей раннего возраста я использую игры, художественную литературу – стихи, потешки, обыгрываю сюжеты будущего рисунка с помощью различных игрушек, предметов; использую пальчиковые игры. Дети заинтересовываются процессом рисования, и можно дольше удержать их внимание.

Свою работу я начала с очень доступной для детей раннего возраста техники: рисование пальчиком. Работу начинала с одного цвета: давая возможность попробовать разные движения «Зернышки для уточек», «Желтые комочки» (цыплята), «Красивая чашка» (в горошек),  оставить разные отпечатки. Старалась показать много разных приемов рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки «Маленькие и большие следы», сравнивать отпечатки от разных пальчиков.  

Очень понравилась детям техника рисования ладошкой. Казалось бы, что мы можем нарисовать ладошкой? Да всё, что угодно! Если смазать ладошку краской, то она оставит на бумаге интересный отпечаток, в котором можно увидеть различные удивительные образы. С помощью ладошек мы рисовали листья на образовательной деятельности «Падают, падают листья» и т.д.

Затем постепенно вводила новые техники: рисование ватными палочками. Опуская ватную палочку в краску и точными движениями делая тычки по альбомному листу, создаем красивые рисунки «Ягодки»,  «Снежинки».

Помимо использования нетрадиционных техник рисования в непосредственной образовательной деятельности, малыши занимаются рисованием с использованием нетрадиционных материалов  и техник во время самостоятельной художественной деятельности.

Нетрадиционно рисовать можно не только при помощи красок. Гуляя с детьми на прогулке, обращаю их внимание на то, сколько вокруг интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Всеми этими предметами можно рисовать. В сырую погоду малыши с большим удовольствием рисуют по мокрой земле или песке палочками  и  камушками, а  в сухую погоду малыши с большим интересом рисуют на асфальте цветными мелками. И здесь не обходится без помощи родителей - они приносят цветные мелки.

В работе с родителями моих воспитанников я регулярно организую выставки детских рисунков. Родители имеют возможность познакомиться с творчеством своих детей – с одной стороны, а с другой – повышается их интерес к продуктам художественного творчества. Обязательно включаю беседы, консультации. Эти  виды рисования очень заинтересовали не только детей, но и их родителей. Многие родители охотно рисуют дома с детьми, применяя нетрадиционные техники, и приносят работы своих детей в группу, где вместе со всеми детьми мы их рассматриваем.

Используя  нетрадиционные техники рисования, я сделала вывод, что они позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества, создают ситуацию успеха у воспитанников, формируют устойчивую мотивацию к рисованию, вызывают радостное настроение у детей, снимают страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.

Но я не собираюсь останавливаться на достигнутом. Хочу ввести в следующем году еще один увлекательный способ нетрадиционного рисования – это рисование на манной крупе. Такое рисование  помогает ребёнку тренировать мелкую моторику пальчиков, что благотворно влияет на разговорную речь и мыслительные  процессы. Ещё у малыша проявляются фантазия, богатое воображение. При помощи такого рисования дети становятся более усидчивыми.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Техники нетрадиционного рисования с детьми раннего возраста

Во время рисования я столкнулась с тем, что малыши боятся рисовать. Им кажется, что у них ничего не получится, что они не умеют рисовать или просто не хотят пачкать свои ручки. Но со временем, глядя н...

«Использование разных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3 – 4 лет»

Содержание:  Введение…………………………………………………………………………….………… 3 1. Виды и техники нетрадиционного рисования………………………………………32. План работы………………………………………………………………………………7 Заключение…………………...

Разнообразные техники нетрадиционного рисования с детьми младшего возраста

Рисование одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой деятельности....

Мастер-класс «Волшебные ладошки» (с использованием техники нетрадиционного рисования для детей раннего возраста)

1. Выступление воспитателя группы раннего возраста -  Ситниковой Татьяны Сергеевны2. Мастер – класс «Волшебные ладошки»...

План работы по самообразованию на тему: Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования с детьми 3-4 лет

План работы по самообразованию.Воспитатель: Байракова Ольга Алексеевна Тема. «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования с детьми 3-4 лет». Цели: повышение свое...

"Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования с детьми 2-3 лет"

Известно, что ранний возраст играет важную роль в развитии психических процессов ребенка. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в то...