Дислексия: что Вы об этом знаете?
консультация

Растворцева Елена Юрьевна
Ваш ребёнок начал говорить позже, с трудом удерживает внимание, словарный запас меньше, чем у других детей, неправильно использует окончания, пишет цифры и буквы «зеркально», испытывает сложности в пересказе, не может сформулировать главную мысль? Возможно, так начинает своё проявление дислексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disleksiya_statya_na_sayt.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

Дислексия: что вы об этом знаете?

Подготовила учитель-логопед Растворцева Е.Ю.

Ваш ребёнок начал говорить позже, с трудом удерживает внимание, словарный запас меньше, чем у других детей, неправильно использует окончания, пишет цифры и буквы «зеркально», испытывает сложности в пересказе, не может сформулировать главную мысль? Возможно, так начинает своё проявление дислексия.

 Дислексия – это расстройство, связанное с навыками чтения. Таким детям трудно научиться читать и писать. Как читают дети с дислексией? Обычно чтение замедленное, по слогам или по буквам, с ошибками в виде перестановок и замен букв, соскальзывание с одной строчки на другую во время чтения, чтение справа налево. Как дислексики видят текст? Часто он представляется в виде наложенных друг на друга букв, читают текст, меняя буквы местами, не видя разницы (молоко – оомкол). Если не уделить этой проблеме должного внимания в раннем возрасте, то она останется и во взрослом. Не надо путать лень и невнимательность с отклонениями в работе определенных зон мозга (меньшая активность и пониженная плотность). Это не психическое заболевание, а нейробиологическая особенность. Мозг неправильно воспринимает и расшифровывает зрительную информацию (буквы или цифры). 80% случаев дислексий связаны с наследственностью. Факторами риска для развития дислексии являются: гипоксия, внутриутробные инфекции, курение во время беременности.

Обычно дислексию дошкольникам не диагностируют, дети только начинают осваивать письмо и чтение. Но есть ранние признаки, по которым можно предположить дислексию с большой вероятностью.

  1. Ребёнок начал ползать позже 9–12  месяцев или не ползал вообще, сразу пошёл. Этот этап критически важен для развития пространственных представлений, чтобы мозг научился понимать положение тела, делать выводы о размере предметов и расстоянии между ними. Этот навык лежит в основе чтения и письма.
  2. Недостаточно развитая мелкая моторика: ребёнок не умеет завязывать шнурки, не любит играть в мяч, не умеет стоять на одной ноге, удерживая равновесие, сложно ездить на велосипеде.
  3. Не любят учить детские стишки и потешки, плохо улавливают рифму (ком - ком, свечка – печка), не запоминают, как пишется их имя.

Дислексию нельзя вылечить или «перерасти», эта особенность остается с человеком всю жизнь. Но специалисты научились её корректировать, чтобы трудности не мешали учиться и не ограничивали развитие человека. Среди дислексиков немало знаменитостей: Владимир Маяковский, Агата Кристи, Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, Том Круз, Чарли Чаплин, Уолт Дисней, Стив Джобс, Билл Гейтс, Генри Форд и многие другие.

В основе коррекции рекомендованы регулярные занятия с логопедом и нейропсихологом. С помощью специальных упражнений можно натренировать мозг распознавать буквы и закрепить навык чтения. Специалисты научат ребёнка переключаться между заданиями, это защитит мозг от переутомления.

Что посоветовать родителям дислексиков?

*Дать ребёнку больше времени на выполнение заданий.

*Демонстрировать знания через нестандартные проекты: съёмка учебных фильмов, фотоколлажи по заданной теме, опыты и эксперименты. *Перечитывать книги несколько раз, возвращаться к старым сюжетам. *Обсуждать непонятные слова.

В России и в других странах много сообществ, объединяющих людей с дислексией и специалистов, которые занимаются изучением этого диагноза. В открытых источниках можно найти рекомендации по обучению и развитию детей с дислексией:

Ассоциация родителей детей с дислексией

Сообщество Dyslexia Communiti

Британская ассоциация людей с дислексией


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: "Звуковой анализ слов как метод профилактики дислексии у дошкольников"

В работу по обучению  звуковой культуры речи у  детей старшего дошкольного возраста включаются все виды учебно-игровой деятельности. Технология опыта включает разработку перспективного плана...

Профилактика дислексии у детей старшего дошкольного возраста

Подробное описание мероприятий по профилактики дислексии у детей старшего дошкольного возраста. Даны рекомендации по формированию функционального базиса навыков чтения...

Педагогический проект «Мы разные - в этом наше богатство. Мы вместе - в этом наша сила! »

В настоящее время жизнь выдвигает приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества. Поэтому проблема социально-личностного развития ребёнка становится особо ак...

Педагогический проект "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе -в этом наша сила"

В настоящее время жизнь выдвигает приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества. Поэтому проблема социально-личностного развития ребёнка становится особо ак...

Плачет ребенок: как к этому относиться и что с этим делать?

Как относиться к плачу ребенка? Неопытные родители плача ребенка боятся: он для них обвинение, что они в чем-то виноваты. Ленивые мужчины от плача ребенка раздражаются: "вот, снова беспокоит!" Тревожн...

Дислексия - что Вы об этом знаете?

Дислекия - непонятное для многих слово. За ним кроются множество проблем в школе. Давайте вместе разберёмся....