Консультация.Влияние фольклора на развитие патриотических чувств дошкольников.
консультация

Дегонская Анна Григорьевна

Консультация Влияние фольклора на развитие патриотических чувств дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние фольклора на патриотическое воспитания детей дошкольного возраста.

В связи с тем, что воспитание патриотических чувств у ребенка связано с использованием народного искусства, рассмотрим некоторые вопросы этой проблемы.

Фольклор, как и искусство, по значимости и силе воздействия на человека не имеет себе равных, т.к. способствует формированию нравственных качеств, всей личности ребенка, развито его интеллектуальных и творческих способностей.

Важной стороной фольклора, влияющей на нравственное воспитание является, утверждение разнообразными средствами и методами моральных принципов и патриотических качеств.

Воздействуя на развитие патриотизма, эмоционально-чувственную основу ребенка, произведение фольклора дают примеры, достойные подрезания, внушают любовь родному слову, к земле, чувство собственного достоинства, формирует самосознание.

Сегодня, как никогда, есть необходимость широкого использования произведений народного искусства в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Фольклор, по мнению А.П.Усовой, в силу своей образности, яркости, звучности способствует реализации задач нравственного воспитания.

Сила народного искусства в нравственном воспитании детей огромна. Известный народный композитор Д.Б. Кабалевский так говорил о его значении для детей: «оставляя неизгладимые впечатления на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки нравственности, морали и идейности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет дальнейшее развитие духовного мира детей» |21, стр. 153|

Огромное значение народному искусству в деле патриотического воспитания подрастающего поколения придавали советские педагоги Н.К.Крупская, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Все они в своих речах, статьях, практической работе с детьми раннего возраста обращали внимания на широкое применение произведений народного искусства в патриотическом воспитании детей.

Вопросы использования народного творчества в воспитательно - образовательной работе с дошкольниками изучались Е.И. Тихеевой, Е.А.Флериной, А.П. Усовой, Н.П. Саккулиной, Н.П. Карпинской, Е.И. Радиной, Е.И. Водовозовой и др. /23, 44, 49, 52/. Они рассматривали народное творчество как средство, которое закрепляет духовную связь с народом, представителем которого является ребенок, создает общность мировоззрения.

Искусство заставляет ребенка задуматься над очень многим и почувствовать то, что затруднительно для него или вообще невозможно в повседневной жизни.

В патриотическом воспитании особое место занимает использование худшего слова, которое приводит к тому, что у ребенка происходят большие изменения в нравственно – эмоциональной сфере, способствует появлению живого отклика на различные события жизни.

Каждое произведение народного творчества, будь то сказка или предмет декоративно – прикладного искусства, вбирает в себя специфические черты данного народа.

В педагогике ставился вопрос о доступности различных жанров народного творчества пониманию дошкольника. В исследованиях психологов Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Б.М.Теплов и др. и педагогов А.П.Усова, Р.И. Жуковская, М.М. Конина и др. доказана способность детей старшего дошкольного возраста понимать идейный смысл произведений фольклора, мотивы поступков героев, активно переживать изображаемым обстоятельствам, в результате чего создаются, как отмечал Б.М. Теплов, «Определенные оценки имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваемые»./ 12,13, 25,52/

Многие выдающиеся педагоги рассматривали родное слово как самый верный путь к воспитанию патриотических чувств детей.

Народное творчество давно привлекало внимание исследователей разных времен. Еще в середине семнадцатого столетия уральский казак Киряна Данилов стал записывать былины. Веком позже А. Афанасьев собрал русские народные сказки, а В. И. Даль – пословицы и толковый словарь живого русского языка.

Обращался к фольклору и А. С. Пушкин. В основе его знаменитых сказок лежат народные сюжеты и народные поэтические образы.

Подбор сказок в соответствии с целями воспитания и возрастными особенностями ребенка, мастерство рассказывания, преломление образов послушанной сказки в творчестве деятельности дошкольника, по мнению А. В. Запорожца, оказывают глубокое влияние на развитие, как отдельных психологических процессов, так детской личности в целом./13/

Восприятию народной сказки детьми дошкольного возраста посвящены работы Н.С. Карпинской. Она на основе анализа народных сказок и восприятия их детьми показывает, что хорошие поступки награждаются, а плохие наказываются./23/

Сказка – это большой нравственный урок, вызывающий жалость, сострадание, это источник мудрости жизненного опыта многих покаленей. Нравственные и психологические законы народ облекают в форму сказки, являясь кротчайшим путем к созданию эмоций у ребенка.

Н. К. Карпинская делает выводы, что русская народная сказка представляет собой жанр, являющийся важным средством патриотического воспитания дошкольников. «Силой своего искусства, радостного, жизнеутверждающего, сказка вызывает глубокие нравственные переживания, обострение эмоций». / 22, с.45/

Так же средством воспитания дошкольников является пословицы и поговорки, которые отражают отношение к родному городу, к Родине. Их язык прост и понятен детям.

Загадка является полезным упражнением для ума: в поиске ответа дошкольника учится сравнивать, сопоставлять, обобщать, выявлять общественную значимость явлений. Загадки требуют определительных усилий, умственной деятельности ребенка, большой наблюдательности, умение представлять себе тот предмет, к которому надо приложить указанные признаки.

Таким образом, устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, частушки, колыбельные песни – это неоценимое богатство каждого народа, громадный пласт культуры как национальной, так и мирный показатель способностей и таланта народа.

Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народ, получает новые представления о ней.

Решая задачу формируя у детей патриотических чувств, мы должны помнить, что народное искусство, с его яркой образностью, выразительностью дает для этого благоприятную почву.

Ребенку доступна народная музыка и понятно народное творчество, которые способствуют воспитанию патриотических чувств, приобщают к миру прекрасного.

Мир фольклора – это мир, в котором человек гармонично живет с природой, где он зависим и одновременно всесилен, где он проситель и повелитель, это мир, помогает ребенку войти в атмосферу различных образов.

Исходя из этого, можно предположить, что в дошкольном учреждении народное искусство должно рассматриваться комплектно, в тесной связи всех видов фольклора, включаться как в процесс обучения, так и самостоятельную деятельность, художественное творчество детей дошкольного возраста и является средством патриотического воспитания ребенка.

Важной задачей является развитие нравственной личности, знающей сваю культуру, этику, имеющей в своих интеллектуальных началах нравственных воззрения наших предков.

Именно фольклор позволяет формировать нравственные отношения к действительности, развивать гамму патриотических чувств детей.

Интерес к фольклору – одно из появлений интереса к жизни народа в разные времена, к его думам, надеждам, личностям, к его языку и поэзии.

Воспитание патриотических чувств необходимо осуществлять, создавая педагогические условия в дошкольном учреждении и учитывая особенности народного искусства, оно может стать средством для формирования и развития детей.

Мастерство педагога заключается в том чтобы, учитывая индивидуальность детей, их склонности, уже с раннего дошкольного возраста развивать умение понимать и ценить богатство, красоту вековых народных традиций, обычаев, родного языка. Тогда личность ребенка будет духовной богатой, гармоничной.

Ценность народного искусства в воспитании детей имеет терапевтический характер. Народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует чувству удовлетворения, радости, что создает эмоционально благоприятную обстановку для воспитания детей.

Таким образом, фольклор является неисчерпанным источником в развитии патриотических чувств. Фольклор – достоинство и ум народа, напоминавший глубоким смыслом и содержанием всю ее размеренную жизнь, текущую по обычаям и образам, связанную с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов. Сегодня все это очень важно передать в душу наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология формирования и развития патриотических чувств у дошкольников

Технология состоит из теоретических выкладок, описания  системы работы, изложения опыта работы и её результатов. В приложении даны конспекты занятий, перспективные планы, консультации для родител...

Презентация "Развитие интереса к истории и культуре родной страны как условие воспитания гражданско-патриотических чувств дошкольников "

Обогащение конкретных представлений о государственном устройстве России, ярких исторических событиях, достижениях, победах России в прошлом и настоящем  - это основа и условие развития...

Консультация «Влияние дидактической игры на развитие речи младших дошкольников»

Консультация знакомит с дидактическими играми для младших дошкольников, способствующими развитию речи....

Консультация «Влияние личности педагога на развитие личности ребенка дошкольника»

Нет более гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии, как профессия – педагог. Именно она является фундаментом всех профессий в мире. Эта профессия по состоянию души, по зову с...

Роль праздников в развитии патриотических чувств дошкольников

         В настоящее время, каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Нравственно-патри...

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...