"Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы)".
статья (старшая группа)

Буянова  Виктория  Викторовна

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют "почемучками".

Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы - ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно - исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т. д.

Проектный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

Проектная деятельность - это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребёнка и одновременно формирование личностных качеств ребёнка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребёнок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно - образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

* комплексные блочно - тематические занятия;

* занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования т. д.;

* метод проектов:

        - форма организации образовательного пространства;

        - метод развития творческого познавательного мышления;

* интеграция:

        - частичная интеграция;

        - полная интеграция.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:

1. на основе изученных проблем детей поставить цель проекта;

2. разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями);

3. привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта;

4. составление плана - схемы проекта;

5. сбор, накопление материала;

6. включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности;

7. домашние задания для самостоятельного выполнения;

8. презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов:

1. целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени;

2. разработка проекта - план деятельности по достижению цели:

    - к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

    - в каких источниках можно найти информацию;

    - какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

    - с какими предметами научиться работать для достижения цели;

3. выполнение проекта - практическая часть;

4. подведение итогов - определение задач для новых проектов

В настоящее время проекты классифицируются:

1. по составу участников;

2. по тематике;

3. по целевой установке;

4. по срокам реализации;

5. в практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

    исследовательско - творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизаций, детского дизайна;

    ролево - игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по - своему поставленные проблемы);

    информационно - практико - ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социалные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

   творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например "Театральная неделя").

Ролевой проект.

Цель: решение проблемных ситуаций в игре.

Результат: осознание проблем в игровой ситуации.

Ценность: ребёнок проживает предполагаемую ситуацию в игре.

Структура: создание проблемной ситуации - распределение ролей - игра - представление результатов.

Форма продукта: игра.

Возможная форма презентации: фильм, альбом, портфолио.

Оценка: оценивается деятельность в соответствии с принятой ролью. Участники проекта принимают на себя определённые роли, обусловленные его характером и содержанием. Пример: "Школа", "Профессия

пожарный".

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролевые - игровые и творческие проекты: "Любимые игрушки", "Азбука здоровья" и др.

Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2. развитие познавательных способностей;

3. развитие творческого воображения;

4. развитие творческого мышления;

5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте - это:

* вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

*активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

*формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте - это:

*формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

*развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

*формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

* желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Метод ролевого проекта актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что

позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

 

Литература:

 

1. Киселёва Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ /  Авторы - составители: Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина, Т. С. Ладога,

М. Б. Зуйкова - 3 - е издание. М.: АРТИ, 2005.

 

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика - Синтез, 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Статья. «Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации».

Статья знакомит с новыми видами инновационных технологий  в работе педагогов ДОУ. Одной из таких технологий является проектная деятельность (метод проектов)....

Статья на тему "Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации"

Проектная деятельность в ДОУ – это прежде всего  сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители....

Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы).

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением, как компонент системы продукти...

Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации.

Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации....