Лексическая тема недели "Зимующие птицы"
материал (старшая группа)

Макушева Светлана Васильевна

Рекомендации родителям по развитию и обогащению словаря ребенка (предметный, глагольный, словарь признаков по изучаемым темам), формированию грамматических умений, развитию мелкой моторики рук, развитию речевого дыхания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx324.52 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема недели

в старшей логопедической группе

«Зимующие птицы»

Подготовила:

учитель-логопед

Макушева С.В.

г. Туймазы – 2024

Предметный словарь: птица, ворона, сорока, снегирь, синица, голубь, сова, дятел, галка, кормушка, корм, помощь, голова, глаза, клюв, туловище, грудка, крылья, хвост, перья, ноги, лапки, зерно, крошки, семечки.

Глагольный словарь: чирикать, каркать, ворковать, тинькать, стрекотать, зимовать, голодать, кормить, нахохлиться.

Словарь признаков: зимующий, голодный, сытый, быстрый, шустрый, суетливый, взъерошенный, драчливый, яркий, пестрый, маленький, ночной.

Словарь наречий: голодно, морозно, холодно, тяжело, шустро, важно.

Родителям рекомендуется

  • Рассмотреть на иллюстрациях зимующих птиц: снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, галку, сороку, дятла, клеста; вспомнить их названия, характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина), где они живут, чем питаются (хлебом, семечками, зерном; снегирь- ягодами рябины, синица-семечками, салом), почему называются зимующими;

  • Во время совместной прогулки в парке или на улице рассмотреть встретившихся зимующих птиц, обратить внимание на то, какие птицы часто прилетают во двор;

  • Провести беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой;

  • Изготовить совместно с ребенком кормушку и повесить ее на улице.

Поиграйте вместе с детьми

Игра «У кормушки»

(Падежное управление)

Педагог: посмотрите, на нашу кормушку прилетело много птиц.

  • Скажите, кого и чем вы накормите (Дети на ковролине соединяют изображение птицы и корма.

Дети: 

  • Синицу накормим салом.
  • Воробья накормим хлебными крошками.
  • Снегиря накормим рябиной.
  • Ворону накормим гречкой.
  • Голубя накормим семечками.
  • Сороку накормим пшеном.

«Кто как голос подает?»

(По возможности послушайте голоса этих птиц в природе)

Воробей – чирикает,

голубь – воркует,

сова – ухает,

сорока – трещит,

ворона – каркает,

синица – тенькает.

 «Угадай-ка» 

Педагог предлагает заполнить пустые клеточки картинками так, чтобы ни одна картинка не повторялась в строчках и столбцах большого квадрата.

Используя первоначальные картинки – подсказки на поле, необходимо заполнить оставшиеся свободные клетки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце каждая картинка встречалась только один раз. Для начала нужно рассмотреть задание, затем найти ряды, в которых уже по условию известны картинки. Найти необходимые картинки и поставить на пустую клетку игрового поля. Проверить и потом двигаться дальше. И так до тех пор, пока не заполнятся все пустые клетки на поле.

     

     

Загадки

(Составить описательные загадки о зимующих птицах)

Эта птица маленькая. У нее короткие крылышки, короткие лапки, спинка коричневая, на крыльях светлые полоски. Целый день чирикает и прыгает. – Воробей.

Дыхательное упражнение

«Дятел на дереве»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 – вдох носом, подняться на носки, руки вытянуть вверх, в стороны; 2 – вернуться в и.п., на выдохе произнести «Тук-тук-тук!». Повторить 3 – 4 раза.

Физкультминутка «Снегири»

(Координация речи с движениями.)

Вот на ветках посмотри (По 4 поворота головы в каждую сторону поочередно)

В красных майках снегири.

Распушили перышки, (Потряхивание кистей рук и по 2 удара ладонями по бокам)

Греются на солнышке.

Головой вертят (Повороты головы)

Улететь хотят (Машут руками)

Кыш! Кыш! Улетели! (Кисти рук разжимают – «кыш», машут руками)

За метелью, за метелью!

Пальчиковая игра «Кормушка»

 (Дети говорят и выполняют движения)

Ребята дощечки пилили, пилили

(«пилят» ребром одной ладошки по другой)

И дружно кормушку для птиц смастерили

(постукивание кулачком по ладони)

В нее мы насыплем для птиц угощенье:

(щепоткой «сыплют»)

Немного семян и остатки печенья,

И сала на ветки развесим немножко.

(загибают пальцы на обеих руках)

А чтобы на птичий обед посмотреть,

(смотрят через «очки»)

Чуть-чуть отойдем («шагают» пальцами по столу)

И не будем шуметь (указательный палец к губам)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комбинированного занятия по ФЭМП и ознакомлению с окружающим миром на тему: Число 5. Порядковый счет до 5 на основе лексической темы «Домашние птицы».

Особенности формирования математических представлений  у дошкольников с ограниченными  возможностями здоровья  в процессе игровой деятельности.Конспект  комбинированного заня...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) Тема "Мой дом, мой город" Лексическая тема "Перелетные птицы. Водоплавающие птицы.Подготовка к отлету"

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему:  Тема «Мой дом, мой город»  Лексическая тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка...

Картинный материал для игры "Сосчитай птиц" по лексической теме "Зимующие птицы"

Картинный материал для игры «Сосчитай птиц» (лексическая тема "Зимующие птицы")Цель игры: упражнять в умении согласовывать числительные с существительными.   ...

Картинный материал для игры "Угощение для птиц" по лексической теме "Зимующие птицы"

Картинный материал для игры «Угощение для птиц» (лексическая тема "Зимующие птицы")Цель игры: закрепить знания о зимующих птицах и о том, чем они питаются; упражнять в составлени...