«Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»
материал (подготовительная группа)

Морозова  Елена Александровна

Игра-викторина

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

в подготовительной к школе группе № 8

«Экономическое воспитание дошкольников:

формирование предпосылок финансовой грамотности»

Воспитатель:

Морозова Е.А.

Тема: «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»

Форма проведения: игра - викторина.

Цель:формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через взаимодействие с семьей посредством игры. Привлечение родителей к сотрудничеству своспитателями в образовательном процессе.

Задачи.

  1. Сформировать элементарные экономические знания у родителей.
  2. Содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения.
  3. Повышать интерес детей к познанию нового в сфере финансовой грамотности.
  4. Учить детей творчески использовать в игре знания о финансовых понятиях.
  5. Познакомить детей с различными видами интеллектуальных вопросов.
  6. Развивать командный дух, умение действовать согласованно.

Присутствовало 22 родителя

Повестка дня:

  1. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности.
  2. Игра – Викторина (дети – родители).
  3. Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
  4. Памятки:«А как же понять, финансово грамотны мы сами или нет?», «Образ финансово-грамотного человека таков»,«Как и за что давать ребёнку деньги?», «Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!»;
  5. Буклеты: «Финансовая грамотность дошкольников».
  6. Разное.
  7. Рефлексия.

Ход собрания:

Здравствуйте, уважаемые родители.

«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным»

Роберт Кийосаки

«Можно смотреть на деньги свысока, но ни в коем случае нельзя упускать их из

виду».  А. Прево

Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами. Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного и младшего школьного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

Финансы, экономика и ребенок лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни. Многие ее стороны требуют объяснений, особенно те, что вызывают у ребенка живой интерес или усвоены в искаженной форме. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.

Задача педагогов и родителей помочь дошкольнику адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь. В рамках работы дошкольной организации с этого учебного года ввели раздел Программы «Азы финансовой культуры для дошкольников».

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком.

Цель Программы: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старших и подготовительных групп детских садов.

1. Образовательные задачи:

  • познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
  • раскрыть взаимосвязь понятий: труд – продукт (результат труда) – деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
  • сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
  • подготовить к принятию своих первых финансовых решений;
  • заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
  • научить соотносить понятия надо, хочу и могу;
  • обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:

- трудиться, работать и зарабатывать;

- деньги, доходы;

- покупать, тратить, расходовать, транжирить;

- откладывать, копить, сберегать;

- одалживать, занимать, отдавать, возвращать;

- планировать, экономить.

  • способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово – экономических отношений между людьми в обществе;
  • подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться (личные) карманные деньги.

   2. Воспитательные задачи:

  • активизировать коммуникативную деятельность детей;
  • стимулировать интерес к изучению мира финансов;
  • сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;
  • способствовать повышению ответственности и самоконтроля – качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;

- обеспечить психолого – педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребенка. Личностные результаты:

  • разбирается в значении основных экономических и финансовых понятий;
  • осознает, что труд – основа жизни, любой труд – это хорошо, плохо – сидеть без дела;
  • знает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
  • понимает, что бережливость и экономия – это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), умеет ценить результаты труда, умеет делиться и отдавать, в случае острой необходимости придет на помощь ближнему, делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;
  • осознает необходимость выделения главного (умеет видеть преимущества того или иного предмета, действия).

Практические результаты:

  • освоил начальные навыки обращения с деньгами, осознал необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;
  • умеет принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносит понятия хочу и могу;
  • освоил начальные навыки планирования: интересно и с пользой использует свободное время, принадлежащие ему вещи (игрушки, канцтовары и пр.), денежные средства и пр.;
  • заложены нравственно – этические привычки (возвращает долги уважает свой и чужой труд, сопереживает, делится и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.

Пожалуй, самая полезная экономическая игра для дошкольников – сюжетно-ролевая игра в магазин. Благодаря ей можно объяснить ребенку многие вещи: что такое деньги и зачем они нужны, откуда деньги берутся, как грамотно их тратить и т. п. Сейчас продается множество аксессуаров для такой игры: бумажные «деньги» (кстати, их могут заменить желуди, листочки и др.), кассовые аппараты, весы, тележки, наборы «товаров». Поход в магазин можно превратить в увлекательное развивающее занятие. Именно в магазине или на рынке лучше всего осваивать азы математики и экономики. Нужно лишь подключить к этому мероприятию чуть-чуть фантазии… По большому счету, для того чтобы ваш малыш вырос экономически грамотным, вам просто нужно больше с ним разговаривать, рассказывать, пояснять, обсуждать.

Итак, вырастить ребенка экономически грамотным совсем не сложно. Делайте вместе с ним покупки, планируйте семейный бюджет, объясняйте, когда и почему необходимо экономить, обсуждайте те или иные профессии, одним словом, впустите его в свою жизнь. Удачи вам!

А теперь поиграем. Предлагаю провести небольшую разминку

Труд является важной категорией в экономике, поэтому в качестве разминки предлагаю вам отгадать загадки о профессиях.

У певицы есть соседи –Близнецы Денис и Федя.

Воду варят вечерами, значит будут. (поварами)

Повара с Валерой в ссоре, он опять о вкусах спорит.

Очень любит он дебаты, значит будет. (депутатом)

Депутат с Мариной дружит. Той, что вечно в танце кружит,

Ведь красавица Марина стать мечтает. (балериной)

Балерина дружит с Дашей. Даша кормит с ложки кашей

Куклу-капризулю Катю - подрастает. (воспитатель)

Воспитатель ходит в школу вместе с мальчиком веселым.

Ян жонглирует мячом, значит, будет. (циркачем)

Ян-циркач знаком с Иваном, недоверчивым и странным.

Он следит за дядей Дроном и мечтает стать. (шпионом)

У шпиона есть братишка. Коля любопытный слишком,

Он наукой увлеченный, значит, вырастет. (ученым)

Наш ученый с другом Васей плавал дома на матрасе.

Ловко обогнул диван, Вася, храбрый. (капитан)

Капитана Ксюша с Жанной заразили кашей манной

А потом лечили щами. Стать хотят они. (врачами)

Молодцы!

Вопросы:

  1. Какую нашу валюту в давние времена «отсчитывали» топором? (рубль)
  2. Если команда готова ответить поднимаем флажок.
  3. Из какого металла изготавливали монеты? (золота).
  4. Почему копейка так называются? (копейка – от изображённого на ней всадника с копьём).
  5. Что такое финансы? (это деньги).
  6. Для чего нужны деньги? (для покупок, для оплаты за квартиру, телефон, поездку).
  7. Что с ними можно делать? (тратить, менять, копить).
    Вопросы по сказкам

1. Какое «удобрение» увеличивало урожайность золотых монет на Поле Чудес в Стране дураков? (заклинание «Крекс – фекс – пекс»)

2. Героиня, какой сказки нашла денежную единицу и сделала выгодную покупку к своим именинам? (Муха-Цокотуха)

3. В какой сказке сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)

4. В какой сказке из-за своей жадности старуха осталась у разбитого корыта? (Сказка о рыбаке и рыбке)

5. В какой сказке главная героиня приехала домой с сундуками золота, а её сестра на свиньях? (Морозко).

Игра на логику «Ситуации»

Первая ситуация: «Медведь на своем огороде выращивает  малину, а заяц на своей даче выращивает овощи. Медведь сырые овощи не очень любит, а вот пирожки с капустой, морковную запеканку или тыквенный суп, обожает. Заяц любит малиновое варенье, особенно зимой. Купить товар они друг у друга не могут, так как у них нет денег. Внимание, вопрос ребята, как вы думаете, как должны поступить звери в данной ситуации?  (обменяться товаром, бартер).

Втораяситуация: «Свинка Пепа живёт в Америке, у неё прохудились сапоги, чтобы купить новые ей не хватает денег.  Из России свинке Колобок отправил деньги, но в магазине их не приняли. Почему?»  (ответы детей). А какие деньги в России (рубли), а в Америке (доллары), а что надо сделать свинке? А где она может обменять деньги?

Третья ситуация. В семье Яшкиных живут мама, папа, бабушка - пенсионерка, сын - студент и дочь - школьница. Недавно их семья получила письмо из налоговой инспекции. Определите, какие налоги и какого уровня они должны заплатить, если они проживают в 4 –х комнатной квартире, она оформлена на маму и папу, папа имеет автомобиль, сын – мотоцикл, бабушка – дачу, гараж оформлен на папу. (Виды налогов: федеральные, региональные, местные).

Игра «ДА - НЕТ»

Я буду говорить высказывание, а вы, если оно правильное, говорите «ДА, НЕТ».

  • Уходя из дома, не забывайте выключать свет; Почему?
  • Чаще обедайте в ресторанах и кафе? Почему?
  • Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете? Почему?
  •  Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику? Почему?
  • Сходил в магазин, оставь себе сдачу? Почему?
  • Бережно относись к своим вещам? Почему?
  • Чаще пользуйтесь услугами такси? Почему?
  • Старайся больше ходить пешком? Почему?
  • Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями? Почему?
  • Молодцы, все дружно отвечали на вопросы!

Блиц - опрос

  • Что делает с рублём копейка? (бережёт)
  • Что известная пословица предлагает взамен ста рублей? (сто друзей)
  • Какое животное всегда при деньгах? (поросёнок)
  • Какие деньги родители выделяют своим детям? (карманные)
  • Как говорят о деньгах, если они пропали в пустую? (плакали денежки)
  • На товаре должна быть обязательно (цена)
  • Коль трудился целый год будет кругленький (доход)
  • Люди ходят на базар там дешевле весь (товар)
  • И врачу и акробату выдают за труд (зарплату)
  • Очень вкусная витрина у овощного (магазина)
  • Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар)
  • Мотоцикл экономит время, а велосипед экономит (деньги)
  • Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры)
  • Учреждение, в котором хранят деньги (банк)
  • Чтобы дом купить я смог, взял кредит, внеся (залог)
  • И врачу и акробату выдают за труд (зарплату)

Сегодня мы будем говорить о финансах. Что такое финансы в вашем понимании (деньги)

  • А как вы думаете где берут деньги (зарабатывают)
  • Ребята как вы думаете, за что платят зарплату (ответы детей). Люди трудятся на работе и за это им платят зарплату.
  • Зарплата -это деньги, которые платят за труд.

Конкурс пословиц

 А сейчас я буду задавать вопрос. Кто будет готов дать ответ - отвечает. Готовы?

-Труд человека кормит, а лень…(портит).

-Дерево сильно корнями, а человек…(трудами).

-Землю солнце красит, а человека…(труд)

-Кто не работает тот не…(ест)

-Делу время потехе…(час)

-Скучен день до вечера когда делать…(нечего)

-Дело мастера…(боится)

-Деньги куры…(не клюют)

- Кто рано встает у того копейка…(растет).

Конкурс Нумизматика

Злотый (Польша),Рупия (Индия),Донг (Вьетнам),Шекель (Израиль),Юань (Китай), Доллар (США),  Тугрик (Монголия), Фунт (Англия), Иена (Япония)

Планирование

Перед вами лист бумаги, маркер и ножницы. Нарисуйте на первой стороне листа яблоко, а на другой грушу. А теперь вырежьте и яблоко, и грушу.

Вывод: если мы изначально хотим вырезать оба рисунка, необходимо заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами - их нужно планировать заранее.

Вначале нашей встрече мы рассказали вам о том, что означает понятие финансовой грамотности у детей раннего возраста. Это воспитание бережного отношения ко всему, что его окружает, воспитание привычки к труду. Попробуем на примере детских потешек раскрыть эту тему. Я буду читать текст, а вы изображать действия.

Сорока – белобока кашу варила. Деток кормила

Этому дала – он в лес ходил

Этому дала – он дрова рубил

Этому дала - он воду носил

Этому дала – он печку топил

А этому не дала – он ничего не делал.

 Вывод: Чтобы что-то получить, необходимо трудиться

Разминка

Что считать в чужом кармане не хорошо, но очень интересно? (деньги)

Делать это ни в чужом, ни тем паче в своем доме не стоит, деньги выжить  

можно? (свистеть)

Что сколачивают из денег? (капитал)

Блиц – опрос для родителей 

1. Что делает с рублём копейка? (бережёт)

2. Что известная пословица предлагает взамен ста рублей? (сто друзей)

3. Как называется место продажи Новогодних ёлок? (ёлочный базар)

4. Месяц школьных базаров - это …(август)

5. О каком любимом детьми продукте экономисты говорят: «это умение продать одну картофелину по цене килограмма»? (чипсы)

6. Главный рекламный агент болота – это… Кто? (лягушка)

7. Продукцию, какого народного промысла часто называют золотой? (хохлома)

8. «Жила-была монетка. Она только что вышла из чеканки – чистенькая, светленькая, – покатилась и зазвенела: «Ура! Теперь пойду гулять по белу свету!» Назовите автора сказки (Андерсен «Серебряная монетка»).

Игра «Доход – расход» с мячом в кругу
-Хотите поиграть с мячом в «Доходы и расходы»? Вставайте в круг. Я буду называть действие и бросать мяч, а вы должны назвать, доход это или расход.
- Папа получил зарплату – доход
- Заболела бабушка – расход
- Мама выиграла приз – доход
- Сестра потеряла кошелек – расход
- Заплатили за квартиру – расход
- Сын получил стипендию – доход
- Купили телевизор – расход
- Бабушка продала пирожки – доход
- Брат порвал куртку – расход
- Купили путевку на море – расход
- Как вы думаете, чего должно быть больше в семье: доходов или расходов? Почему?

- Как нужно относиться к деньгам? (бережно)

Реклама

Ребята, представьте, что вы работаете закройщиками в ателье. Вам заказали сшить девочкам для выступления юбки. У каждого имеется ткань (лист бумаги) и выкройка юбки. Расчертите выкройки на ткани. Придумайте способы, чтобы заработать больше денег. Дети выполняют задание.
-Давайте посчитаем, сколько юбок у вас получилось. 
- Кто экономнее раскроил ткань? Кто больше заработает денег?

Загадки

1. Это крупный магазин,

У него не счесть витрин.

Всё найдётся на прилавке -

От одежды до булавки. (Супермаркет)

2. Всё, что в жизни продаётся, Одинаково зовётся:

И крупа и самовар - называются … (Товар)

3. Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам … (Продавцы)

4. Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно … (Весы)

5. За сметану, хлеб и сыр. В кассе чек пробьёт … (Кассир)

6. В фирме прибыль он считает,

Всем зарплату начисляет.

И считать ему не лень

Все налоги целый день. (Бухгалтер)

7. Люди ходят на базар. Там дешевле весь … (Товар).

8. И врачу, и акробату. Выдают за труд … (Зарплату).


9. Половинку от зарплаты
Называют как, ребята? (Аванс)

10. В этой фирме все бывают,
Бланк сначала заполняют,
Вносят в кассу платежи.
Что за фирма, подскажи? (Банк)


11. Из какого аппарата. Выдаётся нам зарплата? (банкомат)

12. Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким…(Доход)

13. Чтоб хранить свои доходы
На карманные расходы,
Хрюшка требуется мне,
Та, что с дыркой на спине. (Копилка)

14. На рубль — копейки, на доллары — центы,
Бегут-набегают в банке…(Проценты)

15. Эта резвая купчиха 
Поступает очень лихо! 
В телевизор залезает 
И товары предлагает: 
От компьютеров до хлама. 

Имя у нее…(Реклама).

Решение родительского собрания:

  1. Принимать активное участие в создании в дошкольном образовательном учреждении единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе
  2. Глубже ознакомиться и взять на вооружение консультации воспитателей по теме элементарного экономического развития.
  3. Повысить уровень мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения.
  4. Повысить интерес детей к познанию нового в сфере финансовой грамотности.
  5. Учить детей творчески использовать в игре знания о финансовых понятиях в домашних условиях.
  6. Продолжать знакомство детей с различными видами интеллектуальных вопросов в домашних условиях.

Секретарь

Памятка

1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.

2. Сначала зарабатываем – потом тратим. Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.

4. Деньги любят счет. Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.

5. Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.

6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса. Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.

7. Не все покупается. Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.

8. Финансы – это интересно и увлекательно!

А как же понять, финансово грамотны мы сами или нет?

Образ финансово-грамотного человека таков:

1. Ведёт учёт собственных доходов и расходов (т.е. важно знать какой доход вы получили, на что потратили деньги, какова разница между доходами и расходами – в идеале должно что-то оставаться и это “что-то” нужно приумножить для достижения будущих финансовых целей).

2. Тратит меньше, чем зарабатывает — у финансово грамотного человека нет кучи кредитов в разных банках и/или МФО, он умеет жить по средствам (тратит, что сам заработает) и сберегает свободные денежные средства.

3. Ориентируется в мире финансов (знает, где найти нужную информацию). За всем уследить, конечно, невозможно, но нужно знать и понимать, где взять необходимую информацию (из надёжных источников) и использовать её с максимальной выгодой для себя.

4. Осуществляет рациональный выбор финансовых услуг. Необходимо следить за надёжностью финансовых организаций, чтобы не потерять свои деньги.

5. Имеет собственный резервный фонд – «подушку безопасности» (на случай непредвиденных обстоятельств). Это одно из самых важных правил финансовой грамотности. Вы можете потерять работу, заболеть и надолго уйти на больничный, а денежные средства из резервного фонда помогут вам жить и оплачивать собственные нужды и обязательные платежи без существенного ущерба качеству жизни.

6. Знает, как защищены права потребителя финансовых услуг – т.е. человек знает, куда нужно обратиться, если его права на финансовом рынке нарушены.

«Как и за что давать ребёнку деньги?»

  • Ярко выраженная потребность вашего любимого чада иметь собственные деньги – это похвальное стремление стать взрослее и казаться более самостоятельным.
  • Никогда явно не контролируйте ребёнка и не навязывайте ему своего мнения по поводу траты сэкономленных или накопленных денег.
  • Отказываясь, что – либо купить ребёнку, лучше не объяснять это отсутствием денег, особенно если он прекрасно видел у вас в кошельке крупные купюры. Объясните, что на сегодняшний день у вас все покупки запланированы и на желанную ему вещь денег не предусмотрено. Учите ребёнка планировать траты. Например, собираетесь гулять, обсудите с ним, сколько денег и на что вы их потратите;
  • Если вы предложили ребёнку накопить денег, то давайте возможность ему пополнять копилку. Пусть он, например, оставит себе сдачу после похода в магазин. Иначе для пополнения своих средств, он может найти другой источник, не всегда законный;
  • Если ребёнок, копивший деньги на определённую вещь вдруг передумал её покупать, и решил потратить деньги на что – то другое, не следует ему препятствовать. Но он должен понимать, что вы ему этой вещи тоже не купите.
  • С ребенком, взявшим деньги без спросу, следует серьезно по говорить. Ни в коем случае не следует называть этот поступок воровством или угрожать ему тюрьмой. Скажите ему: «Мы привыкли тебе доверять, и нас очень огорчает то, что ты не спросил у нас, прежде чем взять эти деньги. А вдруг они были отложены на что- то важное, например, на твою новую куртку, и нам не хватает именно той суммы, которую ты взял?».
  • В семьях с высоким уровнем доверия обычно:

- не бывает домашних краж или они случаются крайне редко;

-  дети сами рассказывают, на что они потратили или собираются тратить  

деньги;

- дети открыто высказывают свои потребности в деньгах;

-дети не склонны скрывать свои дополнительные источники дохода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в подготовительной группе «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Для старших дошкольников.

Помочь детям 5-7 лет войти в социально- экономическую жизнь, способствовать формированию основ грамотности у детей данного возраста....

Викторина для педагогов «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»

Цель: Повысить интерес педагогов к дальнейшему развитию практик в сфере финансовой грамотности....

Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности для детей 5-7 лет

Программа по дополнительному  образованию финансово-экономической грамотности для старших дошкольников...

Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности.

Презентация о финансовой грамотности и ее важности в жизни дошкольника. Приречислены главные истины о деньгах, которые необходимо знать дошкольнику. Подобран список литературы для обучению детей финан...

Программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей группы старшего дошкольного возраста 6-7 лет»

Одной из важнейших задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является социализация личности ребенка, то есть усвоение им норм и ценностей, которые позволят ему стать полноценным членом об...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Рабочая программа «Азбука юного финансиста» по финансовой грамотности в рамках примерной парциальной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» МДОУ «Центр развития ребенка «Дубравушка» - детск

1.1.1. Цель и задачи Программы.Цель Программы: совершенствование образовательного процесса в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка «Дубравушка» ...