Викторина "Птицы и природа"
план-конспект занятия (старшая группа)

Торгашова Любовь Викторовна

Конспект викторины

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_23_g.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска

детский сад № 56 «Северяночка»

ВИКТОРИНА –

Птицы и природа

Подготовила: Торгашова Л.В.

Г. Нижневартовск 2023

Цель:  Систематизировать знания детей о птицах России, их внешнем виде, голосе.

Образовательные задачи:

- Способствовать формированию у детей целостного представления о сезонных изменениях в природе;

-  Способствовать уточнению и закреплению знаний детей о жизни птиц , их повадок, особенностях образа жизни;

-  Создать условия для расширения и активизации словаря детей по теме;

- Создать условия для развития наблюдательности зрительного и слухового внимания, памяти;

- Подвести детей к умению дифференцировать понятия «перелётные» - «зимующие»- «домашние» птицы.

Развивающие задачи:

- Обеспечить развитие восприятия произведений литературы;

- Способствовать развитию логики, быстроты реакции;

- Обеспечить развитие познавательной активности, творческого воображения. Воспитательные задачи:

- Способствовать развитию интереса к нашим соседям по планете – птицам, желанию узнавать новые факты из их жизни;

-  Способствовать формированию экологического сознания детей.

Занятие проведем в виде игры-викторины, соревнование 2-х команд.

1 Задание «Разминка» :

- Как называют птиц, которые улетают зимовать в тёплые края?

- Почему птицы улетают в тёплые края?

- На каких птицах отправилась в путь лягушка-путешественница?

- Камень тяжёлый, а пух?

- Что за птица снега не боится?

- На каком дереве сидит ворона во время проливного дождя?

Беседа о птицах :

- Как птицы к зиме готовятся (линяют, оперяются, делают запасы)

- Чем питаются зимующие птицы?

Чтение отрывка и рассказа Н. Сладкова «Синичкина кладовая» :

- Почему птицы перемещаются ближе к людям?

- Как есть птица? Есть ли у неё зубы?

- Чем заняты зимой птицы?

- Что умеют делать птицы?

- Слышат ли птицы? Кого боятся птицы?

(Жюри оценивает результаты разминки и беседы)

Задание 2 «Скажи правила поведения в природе»

(на столах иллюстрации о положительных и отрицательных примерах поведения людей в природе)

Дети формулируют выводы:

- По лесу ходи, под ноги смотри.

- Нельзя шуметь и громко слушать музыку в лесу.

- Нельзя забирать птенцов у птиц, трогать ее кладку (яйца, разорять птичьи гнёзда.

- Нельзя ломать ветки, вредить деревьям.

- Не обижать всё живое вокруг, не ловить насекомых.

- Не рвать цветы, ягоды, топтать грибы.

Чтение стихотворения К. Кулиев:

Не разоряйте птичьи гнёзда,

Так счастлива своём жилище птица

Она в гнезде спокойнее тогда,

Когда над рощей буря злится

Храните дерево от топора-

Оно высокое и вековое

Даёт нам тень, когда стоит жара,

Оно чарует всё живое

Не разоряйте птичьи гнёзда!

Физкульминутка

Воспитатель:

В каких местах (средах) зимуют птицы?

- В снегу и во льдах (полярные совы, куропатки, пингвины).

- У воды (утки, лебеди, чайки).

- В небе (орлы, соколы, ястребы).

- На земле (голуби, галки, вороны).

- В поле (воробьи, синицы).

Почему птиц называют умелыми строителями?

Что это : без рук, без топора, построена изба (гнездо птицы)

Но птицы оказывается помогают и другим выживать. Об этом рассказал писатель- натуралист Н. Сладков в своём рассказе «Кто в дупле живёт?».(чтение рассказа)

Н. Сладков написал о птицах :

Это тайна и красота.

Это песня и полёт.

Дети радуги,

Вестники радости,

Верные наши помощники.

Почему так сказано о птицах? Почему вы так думаете (ответы детей)

- Птицы сбиваются в стайки не случайно:

Кто первый увидел врага должен пискнуть или свиснуть, предупредить всех, чтобы стая успела броситься в рассыпную.

- Если кто попал в беду, стая подлетает создавая шум и гам на страх врагам.

- Для птенцов в стае неписанный закон- во всё м подражать старшим:

Старшие спокойно клюют зёрнышки, и ты клюй

Подняли головы, не шевелятся, и ты замри

Старшие наутёк, и ты наутёк

Обязательны тренировки, игры: молодые птицы обучаются танцам, гимнастике, скачут, кружатся, взлетают и приземляются, выкидывают хитрые коленца. Есть упражнения трудные : подбросить камешек и поймать его клювом.

Есть и другие тайны у птиц, ведь птицы – барометры погоды.

Вот угадайте, что это за птица :

Эта птица у природы

Как живой прогноз погоды

Громче всех она орёт

Если скоро дождь пойдёт! (ворона)

Народные приметы:

Если вороны кружат в небе хороводом – к снегопаду.

Гусь стоит на одной ноге – к морозу.

Воробьи купаются в лужах – к хорошей погоде.

Ласточки низко летают к земле – к дождю.

Птицы – санитары, охранники лесов, полей, верные помощники человека. Но некоторые птицы из-за человека стали редкими. И теперь люди задумавшись, стали охранять их. Редкие птицы занесены в Красную книгу, они охраняются законом. Созданы заповедники, заказники, где запрещается охота на птиц.

Чтение стихотворения «Красная книга» :

Охраняется красной книгой

Столько разных животных и птиц,

Чтобы выжил простор многолетний

Ради света грядущих зарниц

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы

Красная книга, Красная!

Значит природа в опасности!

Рассказ воспитателя о Красной книге

Воспитатель:

Задание 5 «Загадки о птицах»

Команда «Зелёных» и команда «Экологов» загадывают друг другу по очереди свои загадки (домашнее задание)

Загадки команды «Зелёных» :

1. Длинношеяя та птица

Грациозна как царица

Гладью водной проплывает

Чудно шею изгибает (лебедь)

2. Пёстрая крякушка

Ловит лягушек (утка)

3. Гребень имею, не пользуюсь им

Шоры имею, не езжу верхом (петух)

4. Без разгона я взлетаю

Стрекозу напоминаю

Отправляюсь я в полёт

Кто я (вертоёт)

Загадки команды «Экологов» :

1. На ноге стоит одной

Кружит, вертит головой

Нам показывает страны

Реки, горы, океаны (глобус)

2. Спинкой зеленовата

Животиком желтовата

Чёрненькая шапочка

Что это за птица? (синица)

3. Красногрудый, чернокрылый

Любит зёрнышки клевать

С первым снегом на рябине

Он появится опять (снегирь)

4. Большая голова на пеньке сидит

Во все стороны глядит (сова)

Задание 6 «Доскажи словечко» :

- На дворе замёрзли лужи

И чирикая детей

Поджидает…. (воробей)

- Встретит гогочет

Накинуться хочет

А я иду и не боюсь

Чего бояться….это (гусь)

- Удивительный ребёнок

Только вышел из пелёнок

Может крякать и нырять

Как его родная мать (утёнок)

- Он соло пел среди ветвей

Его назвали….(соловей)

- Окраской сероватая

Повадкой вороватая

Крикунья хрипловатая

Известная персона ….это….(ворона)

- Верещунья белобока

И зовут ее (сорока)

- Угадайте что за птица

Света яркого боится

Клюв крючком, глаза пучком

Ушастая голова….это….(сова)

- В лесу под щебет и под свист

Стучит лесной телеграфист

Здорово дрозд – приятель

И ставит подпись (дятел)

- Зимой на ветках яблоки

Скорей их собери

И друг спорхнули яблоки

Ведь это….(снегири)

Задание 7 (от жюри) «Реши задачку» :

- Девять ягодок рябины

Воробей на землю скинул

С веточки в глубокий снег,

Но одну склевать успел,

Три из снега смог достать, а в снегу осталось….

- Вот синички у кормушки

И воробышки – пичужки.

Шесть воробышков опять

Зёрнышки взялись клевать.

А вблизи кусочек сала

Две синички смаковали.

Посчитайте-ка в Андрюшкой:

Сколько птичек у кормушки?

(жюри подводит итог выполнения заданий)

Стук в дверь

Воспитатель:

Телеграмма «В зимний день среди ветвей, стол наройте для друзей!»

Это телеграмма от наших зимующих птиц. Ведь зима – это самое трудное время, им требуется больше корма, чтобы выжить, чтобы не замерзнуть. Давайте поможем птицам – наполним наши кормушки угощением для птиц.

Воспитатель презентует кормушку из сосновой шиши (или кедровой, начинённую семечками, сыром, салом, ягодами калины. На столах возле кормушек приготовлены тарелочки с зерносмесью, тыквенными семечками, семенами подсолнуха, ягоды калины, кусочки сыра, сала.

Воспитатель предлагает членам жюри принять участие в экологической акции «Стану я природе другом».

Воспитатель:

Сегодня мы с вами подарили вместе с угощением частичку нашей доброты. Мы повесим кормушки на деревьях вокруг детского сада.

Вам здание: на прогулке понаблюдайте за тем, какие птицы посетили птичью столовую. Прислушайтесь к птичьим голосам, постарайтесь понять понравилось ли м наше угощение.

 «Синички»

- Мё рзнут лапки у синичек:

Плохо им без рукавичек,

Да и голодно в мороз…

Я им семечек принё с:

- Посмотрит-ка сюда,

Это вкусная еда!

На ладонь ко мне садятся,

Греют лапки.

Не боятся.

«Покормите птиц зимой»

- Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма :

Горсть зерна всего нужна,

Пусть одна, и не страшна

Будет им зима.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло,

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались заодно

Зимовать с людьми.

Приучит птиц зимой

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

«Прилетайте под окно»

-Снег –снежок, снег – снежок

Весь в следах от птичьих ног,

Воробьи вокруг скакали,

Видно, корм себе искали,

Время трудное пришло:

Зёрна снегом замело.

Куцехвостая семья,

Наши гости и друзья,

Прилетайте под окно-

Есть в кормушках вам зерно.

«Всем нужны друзья»

- Мне не нужно ни игрушек,

Ни цветных карандашей,

Потому что у кормушки

Поселился воробей.

Я решил на всякий случай

Птичий выучить язык,

Чтобы слушался получше

Этот хитрый озорник.

Сколько вкусных бутербродов

Искрошил в кормушку я.

Очень трудная работа –

Дрессировка воробья.

Но зато в районе нашем

Удивляется народ-

Воробей вприпрыжку пляшет,

Песни весело поёт.

Итог занятия :

Воспитатель: кто хочет рассказать о своих впечатлениях? Что вам больше всего понравилось? Вы молодцы. И птицы обязательно к нам прилетят еще!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...