Консультация для родителей «Влияние речевой среды на формирование и развитие детской речи»
консультация

В консультации перечислены положительные и отрицательные факторы, влияющие на становление речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Влияние речевой среды

на формирование и развитие детской речи»

Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Речь - одна из наиболее сложных высших психических функций человека.Речь человека формируется на протяжении всей жизни, с самого его рождения.

Существует множество факторов, влияющих на формирование и развитие речи ребенка. Сегодня мы подробно остановимся на таком факторе, влияющем на развитие речи, как речевая среда.

Речевая среда – это совокупность речевых влияний на человека: речь окружающих людей, читаемая литература, игры, телепередачи и пр. Речевую среду создает ближайшее окружение ребенка. Чаще всего это ближайшие родственники (родители) и педагоги детского сада.

Полноценное речевое развитие маленького человека невозможно без полноценной речевой среды. Речевая среда может быть благоприятной и неблагоприятной. Благоприятная речевая среда - это совокупность положительных факторов, влияющих на нормальное развитие речи ребенка. Неблагоприятная среда– это совокупность факторов, негативно влияющих, тормозящих нормальное развитие речи ребенка.

Остановимся подробнее на неблагоприятной речевой среде.

Что негативно влияет на развитие речи ребенка?

  • Отсутствие речи, общения - если близкий взрослый (родитель или педагог) выполняет только свои функции: кормит, переодевает, но при этом не общается с ребенком, не разговаривает, и ребенок чаще всего предоставлен сам себе, то его речевое развитие может задержаться. Речь ребенка формируется и развивается только в полноценной речевой среде. Некоторые взрослые ошибочно полагают, что, если ребенок еще не говорит, с ним нет необходимости общаться. На самом деле, в тот период, когда ребенок еще не разговаривает, а только умеет слушать, формируется его пассивный словарный запас. В дальнейшем пассивный словарный запас перейдет в активный. И чем богаче у ребенка пассивный словарный запас, тем в последствии объёмнее и качественнее будет активный.
  • Неправильная речь взрослых -если речь взрослого (родителя или педагога) неграмотна, либо взрослый имеет нарушения звукопроизношения, дикции, темпо-ритмической стороны речи, ребенок будет перенимать все эти нарушения по подражанию. Существует множество примеров, когда у ребенка возникало заикание, нарушение звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи по подражанию за родителем, старшим братом/сестрой (педагогом).
  • Злоупотребление гаджетами, просмотром телевизора - речь в мультфильмах несколько быстрее, чем обычная живая речь. Такой темп не способствует благоприятному развитию речи. Кроме того, просмотр телевизора способствует развитию непроизвольного внимания. А для овладения речью необходимо именно произвольное внимание (требующее усилий). Отдельно стоит выделить темпы развития технического прогресса. Часто родителям проще включить ребенку телевизор, компьютер, нежели почитать ему или спросить, как прошел его день. Дети, не освоив речевую систему, знают, где включается компьютер. Злоупотребление гаджетами и просмотром телевизора может привести к появлению зависимости от них.
  • Неблагополучная психоэмоциональная обстановка в с семье/группе/классе - ребенку грозит задержка развития в ситуациях, когда в семье присутствует отвержение, безразличие, гипоопека, гиперопека, нестабильный эмоциональный климат, тревожность родителей, эмоциональное давление. В таких случаях тормозится психоэмоциональное развитие, и как следствие речевое. Ведь в состоянии стресса развитие не происходит, или происходит с задержкой.
  • Билингвизм (двуязычие) - билингвизм чаще всего негативно сказывается на формировании и развитии речи. При овладении сразу двумя языками, ребенок сталкивается с проблемами, т.к. обе языковые системы влияют друг на друга. А именно: одна из двух систем становится доминирующей, и оказывает большее влияние на другую. В результате возникают трудности в речи у ребенка: нарушения звукопроизношения, возникновение акцента, нарушение лексико-грамматического строя речи, и как следствие нарушения письма и чтения.

Что положительно влияет на формирование и развитие речи?

  • Общение с ребенком
    Общение с ребенком с самого рождения благоприятно сказывается на речевом развитии. Важную роль играет интонация, с которой родитель общается с ребенком. Интонация должна быть мягкой и в то же время, эмоционально окрашенной.
  • Правильная, грамотная, выразительная речь взрослых
    Если у родителя грамотная, выразительная, «чистая» речь, то и у ребенка, по подражанию, речь будет формироваться благополучно. Речь родителя – очень важный фактор, влияющий на речевое развитие ребенка, это пример для подражания.
  • Чтение и рассказывание сказок, стихотворений
    Родитель, который читает ребенку сказки, стихотворения, рассказы, делает большой вклад в его речевое развитие. Происходит пополнение, обогащение словарного запаса, развивается связная речь, формируется умение эмоционально окрашивать сказанное. Но еще больший вклад в развитие делает родитель, который не только читает, но и рассказывает сказки ребенку.
  • Благоприятный психологический климат в семье/группе
    Развитие ребенка в целом, и развитие речи в частности, наиболее благополучно происходит в семьях, в которых стабильный эмоциональный климат, теплые взаимоотношения, любовь, поддержка и уважение.

Если подытожить написанное, то можно выделить несколько основных правил, которые помогут ребенку в преодолении речевых дефектов и полноценном становлении его речи:

  1. Правильная, грамотная и выразительная речь взрослых.
  2. Четкое проговаривание неправильно сказанных ребенком слов, акцентирование его внимания на правильном образце.
  3. Создание благоприятной речевой среды, организация игр, провоцирующих речевую активность детей.
  4. Создание благоприятного климата в семье, располагающего к общению всех членов семьи.
  5. Организация свободного времени ребенка с помощью секций, общения со сверстниками.
  6. Своевременное обращение за консультацией к специалистам.

Конечно, соблюдение этих правил не является панацеей от всех речевых проблем. Но, стоит отметить, что их соблюдение способно существенно облегчить жизнь и ребенку и родителю!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Влияние мультфильмов на формирование и развитие психики детей дошкольного возраста"

Статья посвящена вопросам телевизионных предпочтений детей дошкольного возраста, а также проблеме влияния  мультфильмов на детскую психику. В статье приводятся результаты соответствующего исследо...

Консультация для родителей. «Влияние мультфильмов на формирование психики развитие детей»

Важные этапы формирования личности детей происходят до 7 лет. От того, что заложено в ребенка в эти годы, зависит гармоничное развитие его психики в последующем. Игры, чтение, совместные занятия со вз...

Консультация для родителей. 7 советов, которые помогут ускорить развитие детской речи

Консультация для родителей. 7 советов, которые помогут ускорить развитие детской речи...

Консультация для родителей"Влияние игры на формирование и развитие личности ребенка"

Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период её особенно интенсивного развития – в детстве – она приобретает особое значение....

Консультация для родителей: 7 советов, которые помогут ускорить развитие детской речи.

1. Описывайте все, 2  задавайте вопросы, 3 рассказывайте истории, 4 будьте позитивны, 5 исключите детскую речь, 6 жестикулируйте, 7 остановитесь и слушайте....

Консультация для родителей дошкольников "Влияние речевой среды на формирование и развитие детской речи"

Консультация для родителей дошкольников "Влияние речевой среды на формирование и развитие детской речи"...