Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
консультация (старшая группа)

Горшкова Светлана Геннадьевна

Рекомендации для педагогов и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации  родителям  по  развитию  познавательных  процессов  у  детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

       Методические рекомендации адресованы педагогам и родителям детей с ЗПР.

Данный  материал  позволит  педагогам  и  родителям  научиться  понимать  и использовать различные способы взаимодействия с детьми с ЗПР для организации коррекционно-развивающей  работы  в  детском  саду  и  дома.

Если ребенок имеет особые потребности в своем развитии, то родителю следует получить  особые  знания.  Приступая  к  занятиям  с  ребенком,  прежде  всего родителям  следует  посоветоваться  с  профессионалами  –  педагогом  и  врачом-психоневрологом, чему, прежде всего, учить ребенка.  

      Основная  задача  обучения  определяется  с  учетом  специфики  сохранных  и нарушенных  функций,  ведущего  дефекта  развития,  состояния  интеллекта, моторики, уровня речевого развития и медицинского диагноза. Необходимо четко определить  цели,  которые  желательно  достичь  в  процессе  обучения.  Перед началом  обучения  тщательно  обследуют  ребенка  и  составляют  этапную индивидуальную программу обучения.  

       На  начальной  стадии  обучения  большинство  заданий  можно  и  нужно выполнять  в  процессе  повседневного  ухода  за  ребенком.

    Для  того  чтобы  помочь  ребенку  показать  себя  с  лучшей  стороны,  следует:

- предлагать ребенку короткие задания, стараясь делать их более разнообразными, чередовать разнообразные виды деятельности;

-  начинать  и  заканчивать  каждую  серию  заданий  ситуацией  успеха;

-  сочетать  новые  более  трудные  задания  с  уже  известными  заданиями,  более легкими;

-  оценивать  навыки  самообслуживания  в  соответствующей  обстановке;

- привлекать членов семьи к оценке сформированных навыков;

- помнить, что регулярные оценки выполнения заданий помогут вам проследить динамику достижений;  

- старайтесь проводить оценку достижений ребенка в развитии в виде интересной игры;

-  включайте  в  программу  обучения  развитие  нескольких  навыков,  которые способствовали бы дальнейшему развитию какой-нибудь одной из относительно сохранных  функций.  Таким  путем  у  ребенка  легче  может  появиться  интерес  к занятиям;

-  составлять  план  занятий  примерно  на  2-3  недели  с  помощью  педагога.

        В процессе обучения могут возникнуть определенные трудности, к которым родители  должны  быть  готовы.  Например,  когда  ребенок  может,  но  не  хочет выполнять задания. В таких случаях ребенка необходимо, прежде всего, научить подчиняться требованиям взрослых.

            Известно  также,  что  наиболее  часто  невыполнение  заданий  может  быть связано  с  нарушениями  внимания.  Предлагается  три  главных  ступеньки, преодолевая  которые  ребенок  учится  концентрировать  внимание:

               1.  Концентрация  внимания  на  человеке  –  обычно  путем  поддержания зрительного контакта.

               2.  Концентрация  внимания  на  предмете  или  звуке.

               3.  Концентрация  внимания  на  предмете  одновременно  с  другим

человеком (так называемое «совместное внимание»).

    Развитие  совместного  внимания  имеет  важное  значение  для  психического развития ребенка. Без этого навыка ребенок не научится овладевать социальными навыками  и  навыками  общения,  а  также  в  дальнейшем  и  навыками  тонкой моторики и общения.

Процесс  обучения  ребенка  родителям  следует  сделать  трехступенчатым:

1.  Вначале  ребенку  объясняют,  что  он  должен  делать.

2.  Затем  при  необходимости  оказывают  ту  или  иную  помощь.

3.  Создают  ситуацию  успеха  и  поощряют  за  выполненное  задание.

Примерные игры и упражнения для детей с ЗПР, которые можно использовать в домашних  условиях.  Они  просты  и  понятны  детям  уже  с  самого  младшего возраста, но выполняя их, можно развить многие психические процессы.

Кто, что любит?

Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных.  

Перед  ребенком  раскладывают  картинки  с  животными  и  отдельно  картинки  с изображением пищи, предлагают всех "накормить".

Назови одним словом.

Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом.  

Например:  лиса,  заяц,  медведь,  волк  -  дикие  животные;  лимон,  яблоко,  банан, слива - фрукты.

Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и  предлагая  им  назвать  конкретные  предметы,  относящиеся  к  обобщающему слову. Транспорт -.  Птицы -.

Классификация

Ребенку  дают  набор  картинок  с изображением различных  предметов.  Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими. Найди лишнюю картинку

Игра  направлена  на  развитие  мыслительных  процессов  обобщения,  отвлечения, выделения существенных признаков.

Примеры:  Старый, дряхлый, маленький, ветхий.

Игра «Черный ящик».

Ирга направлена на развитие мыслительных операций.

Детям показывают «черный ящик» или просто сумку, портфель и предлагают за 10 вопросов отгадать - что там?  
Например:  -  Там  рукотворный  предмет?  Там  что-то  мягкое?  Там  что-то

металлическое? И т. д.

Игра «Хлоп-хлоп».

Игра направлена на развитие устойчивости и переключения внимания.

Детям называют различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и  т.д.  Они  внимательно  слушают  и  хлопают  в  ладоши  тогда,  когда  встретится слово,  обозначающее,  например,  животное.  Если  ребенок  сбивается,  игра повторяется с начала.

 Игра «Кто это?»

Игра  направлена  на  уточнение  знаний  о  названиях  профессий.

1  вариант:  Задаем  вопросы:  кто  лечит  больных?  Кто  учит  детей  в  школе?  Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?

2  вариант:  Вопросы:  что  делает  дворник?  Что  делает  доктор?  Что  делает электромонтер? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?

Необходимо  помнить  о  том,  что  только  терпеливое  отношение  взрослых  к проблемам  детей  с  ЗПР,  системный  подход  к  организации  коррекционно-развивающего процесса не только в детском саду, но и дома даст положительные результаты.  Дети  смогут  социализироваться  и  адаптироваться  в  дальнейшей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по познавательному развитию, музыки и художественному творчеству для старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на тему: «Какая она зима»

Программное содержание.Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию.Продолжать знакомить с пейзажной живописью. Вызывать эм...

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО–ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Каждый  дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.Поэтому развивая интеллектуально – творческие способности детей дошкольного возраст...

Коррекционная работа по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через изодеятельность

Возникающее в дошкольном возрасте творческое вооброжение  важный показатель развития не только познавательной сферы, но и формированияличности ребенка в целом....

Проект: «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности»

Можно  утверждать,  что  театрализованная  деятельность  является  источником  развития  чувств,  глубоких  переживаний  и  открытия...

Конспект занятия по развитию речи с элементами логоритмики по теме "Зимовье зверей" для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи

Данное занятие направлено на развитие речевой активности с помощью приемов логоритмики у детей 5 лет с  общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития). В ходе занятия у детей актуализир...

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПРЕАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩИХ И ОБУЧАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА РАЗВИТИЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПРЕАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ  РАЗВИВАЮЩИХ И ОБУЧАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР....

Статья "Использование элементов методики мнемотехники в развитии образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"

Данная научно-практическая статья посвящена развитию образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью элементов методики мнемотехники. В статье описыва...