Инновационный проект "ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТРИЗ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ"
календарно-тематическое планирование по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Криворучко Людмила Юрьевна

 

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, та­кова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обу­чать ребенка под девизом «Творчество во всем!».

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, под­вижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой разработа­ны содержание программы по ТРИЗ, а также формы и методы обучения.активнос­ти, стремле-ния к новизне; речи и творческого воображения.

Вместе стем ТРИЗ-технология в систему работы дошкольных учрежде­ний массово не внедряется, поскольку недостаточно разработа­ны содержание программы по ТРИЗ, а также формы и методы обучения.

Данный инновационный проект основывается на материалах пособий С.Гин, которые представляют собой практический материал по сис­темному использованию ТРИЗ-технологии в детском саду, опробированный в дошкольных учреждениях № 10 и 163 Гомеля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_LYu.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 1

СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТРИЗ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Авторы: Криворучко Людмила Юрьевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 1 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район первой квалификационной категории

Новикова Наталья Викторовна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 1 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район высшей квалификационной категории

Дырул Анна Михайловна, музыкальный работник муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 1 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район высшей квалификационной категории

ст. Ленинградская

2011


Проблема,  на решение которой направлен проект

Расположенность к творчеству  - высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное в любой сфере человеческой деятельности.

В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных перемен, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал.

На протяжении длительного периода воспитания в дошкольном учреждении ориентировалось на формирование, прежде всего знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности.

Среди инновационных технологий обучения детей творчеству ведущее место, на наш взгляд, занимает технология Г.С. Альтшуллера - теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

К числу базисных идей ТРИЗ относятся следующие: теория - катализатор творческого решения проблемы; знания - инструмент творческой работы, творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все); творчеству, как и любой деятельности, можно научиться. Особое место в обучении занимает курс Развития Творческого Воображения (РТВ), предназначенный для преодоления стереотипов мышления, выработки умения работать с нетривиальными идеями.

В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением.

Общими чертами названных технологий являются:

  1. сама идея развивающего воспитания и развивающего образования;
  2. деятельностный подход в воспитании
  3. направленность на формирование теоретических обобщений;
  4. использование в обучении проблемных задач.

В то же время между названными технологиями существуют отличия, которые для наглядности представлены таблицей:

Система развивающего обучения

Обучение ТРИЗ

  1. акцент делается на развитии теоретического мышления
  1. акцент делается на развитии творческого, нестандартного мышления
  1. отсутствуют методики получения творческого продукта;
  1. разработаны методики получения творческого продукта
  1. нет способов (алгоритмов) поиска решения проблем (используется метод проб и ошибок под управлением воспитателя);
  1. существуют алгоритмы решения задачи, учащиеся способны самостоятельно выйти на решение проблемной задачи;
  1. нет критериев оценки предложенного решения воспитатель является «носителем» правильного ответа;
  1. существуют объективные критерии оценки правильности решения
  1. разработано на теоретическом уровне, существуют учебные программы, учебники, методическое обеспечение
  1. разработано на уровне отдельных методик получения творческого продукта, авторских программ, алгоритмов выполнения творческих заданий

Первоначально ТРИЗ была создана для применения в инженерной деятельности, но те закономерности, на которых она основана, позволяют ее использовать и в других областях, в том числе с 1989 гг. - в педагогике (ведущие разработчики ТРИЗ-педагогики Березина В.Г., Гафитулин М.С., Гин А.А., Злотин Б.Л., Зусман А.В., Кавтрев А.Ф., Камин А.Л., Мурашковская И.Н., Мурашковский Ю.С., Нестеренко А.А., Сидорчук Т.А., Тимохов В.И. и др.)

Кроме того, ТРИЗ имеет ряд других ценностей:

  1. Обучение детей методикам ТРИЗ подразумевает  воспитание нравственности, т. к. каждая идея проверяется на нравственность и на возможность воплощения в реальных условиях.
  2. Систематическое изучение  тризовских методик и использование их на практике способствует разностороннему развитию личности дошкольника. Ученики, умеющие применять методы и приемы ТРИЗ, обладающие нестандартным мышлением, более успешны в освоении предметов.
  3. ТРИЗ-педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это педагогика сотрудничества.
  4. Методики ТРИЗ – идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения. Позволяют сделать и традиционное обучение развивающим.
  5. В дошкольном возрасте крайне важна мотивация детей. Использование методов и приемов ТРИЗ позволяет не только заинтересовывать детей, но и помогает учащимся прочно овладеть знаниями, а в дальнейшем грамотно их применять в жизни.
  6. ТРИЗ-педагогика помогает воспитать у детей стремление к самосовершенствованию. Раскрытие способностей детей, создание благоприятных условий для реализации этих способностей, а также условий для самосовершенствования – одна из важнейших задач воспитателя, так как решение этой задачи приводит к очень важному результату: ребенок чувствует свою силу (интеллектуальную, творческую, спортивную), становится увереннее, усиливается мотивационный аспект.
  7. Для детей среднего и старшего дошкольного возраста  характерна непосредственность, эмоциональность, фантазия. Методы ТРИЗ и РТВ помогают научить детей демонстрировать свои знания.

Анализ ценности ТРИЗ-педагогики говорит о необходимости разработки и реализации проекта по внедрению ТРИЗ-технологий в образовательное пространство дошкольного учреждения.

Сфера использования, объект проекта – образовательное пространство дошкольного учреждения

 Круг пользователей – педагоги дошкольных учреждений.

Цель проекта

Разработка и апробация механизмов внедрения ТРИЗ-педагогики  при организации образовательного процесса в средней – подготовительной группах дошкольного учреждения

Задачи проекта

- Сформировать рабочие группы педагогов по использованию ТРИЗ в традиционных занятиях по различным образовательным предметам.

- Модернизировать формы воспитательных занятий в соответствии с применением ТРИЗ-технологии и возрастными психолого-педагогическими особенностями дошкольников.

- Создать службу мониторинга результатов эксперимента по внедрению ТРИЗ-технологии.

- Внедрить компетентностный подход в учебно-воспитательный процесс для формирования успешной личности дошкольников и повышения профессионализма педагогов.

- Развивать у дошкольников навыки сильного мышления и творческого воображения с помощью специальных упражнений и методов работы, с использованием в образовательной деятельности элементов ТРИЗ.

- Развивать поисковую активность воспитанников, обучать решению нестандартных творческих задач: изобретательских, исследовательских и т.д.;

- Учить коллективной познавательной деятельности, ведению проблемного диалога,       терпимости и в то же время сомнению при соприкосновении с необычной, отличающейся точкой зрения;

- Воспитывать у дошкольников позитивное и конструктивное отношение к окружающей действительности.

Гипотеза:

При внедрении в образовательное пространство дошкольного учреждения методов и приемов ТРИЗ будут созданы условия для достижения творческого уровня развития личности, построения воспитателем индивидуальной образовательной траектории воспитанников на основе выявления и развития их творческих способностей и индивидуализации (поисковая, изобретательская деятельность, учебно-исследовательская деятельность).

Обоснование актуальности разработки

Идеями ТРИЗ-педагогики заинтересовались многие педагоги, так как в современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, та кова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обу чать ребенка под девизом «Творчество во всем!».

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, под вижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой разработа ны содержание программы по ТРИЗ, а также формы и методы обучения.активнос ти, стремле-ния к новизне; речи и творческого воображения.

Вместе стем ТРИЗ-технология в систему работы дошкольных учрежде ний массово не внедряется, поскольку недостаточно разработа ны содержание программы по ТРИЗ, а также формы и методы обучения.

Новизна разработки

Данный инновационный проект основывается на материалах пособий С.Гин, которые представляют собой практический материал по сис темному использованию ТРИЗ-технологии в детском саду, опробированный в дошкольных учреждениях № 10 и 163 Гомеля.

Занятия рекомендуется проводить в тече ние двух лет с детьми пятого и шестого года жизни. В программе первого года обучения предлагается изучить следующие темы: «Противоречия», «Системный оператор», «Метод маленьких чело вечков», «Ресурсы», «Сочинение загадок» (по методике А. А. Нестеренко).

С детьми 4-5-летнего возраста и с учетом их психофизиологических особенностей занятия необходимо (желательно) проводить в форме свобод ного общения, в виде диалогов, в которых воспитатель играл бы направля ющую и организующую роль. Продолжительность занятия 15-20 мин.

В программе второго года обучения кроме занятий предлагается се рия познавательных упражнений, которые воспитатели могут использо вать в повседневном общении с детьми. Кроме того, в каждое основное занятие включается практическая деятельность (рисование, лепка, аппли кация) на тему занятия. Продолжительность всего занятия 25-30 мин.

Второй год обучения предполагает обучение приемам фантазирова ния, придумывания нового объекта, рассказу по картинке (методика И. Н. Мурашковской), обучение навыку классификации (методика Т. А. Сидорчук).

В результате обучения у детей возникает положительное эмоцио нальное отношение к занятиям, возрастают познавательная активность и интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощен ными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь становится более образной и логичной, знания по ТРИЗ начинают «работать» на других занятиях и в повседневном общении.

Конкретные ожидаемые результаты проекта

Вопросы

Ответы

Какими способами,

формами, документами

будет подтверждено

1. Как выполнение проекта повлияет на

реальную ситуацию

воспитательного

процесса?

Возникнет возможность более эффективного использования дифференциации и индивидуализации воспитания, которое позволит

за счёт изменений в структуре,

содержании и организации ВП

наиболее полно учитывать интересы, способности дошкольников,

создавать условия  для достижения творческого уровня развития личности учащегося

Разработка содержания обучения с применением

ТРИЗ - педагогики педагогами ДОУ

Выбор индивидуальной темы поисково-исследовательской - экспериментальной работы педагогами.

2.Соответствие результатов задачам

проекта

Формирование рабочих групп по

разработке внедрения ТРИЗ в образовательный процесс.

Нормативное обоснование введения ТРИЗ - педагогики

в дошкольное учреждения.

Создание службы психолого-педагогического  мониторинга и мотивации дошкольников к введению ТРИЗ – педагогики

Список состава рабочих групп, план-график работы каждой группы,

протоколы заседаний групп.

Разработка и корректировка

локальных актов.

Положение о мониторинге по каждому направлению.

3.Обновление содержания образования

Создание  программ занятий для дошкольников, дополнительных образовательных услуг по ТРИЗ -  педагогике

Компьютерное обеспечение эксперимента, подготовка дидактического и раздаточного материала, банка задач по различным учебным дисциплинам с использованием ТРИЗ

Содержание воспитания в группах дошкольного учреждения

Научно-методическое

обеспечение.

Экспертиза программ.

4. Развитие системы

повышения

квалификации кадров, педагогического

творчества

Организация повышения квалификации кадров в связи с внедрением  ТРИЗ - педагогики

Организация деятельности педагогов по обновлению содержания образования

План-график курсовой подготовки

Рекомендации по разработке программ


Содержание проекта

 I этап: март – август 2011 года – аналитический.

На данном этапе предполагается изучить практику внедрения ТРИЗ-технологий в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения в г. Гомеле, г. Перми.

Предполагается также показать родителям ценность ТРИЗ-технологии для воспитательного процесса в дошкольном учреждении. Данную работу планируется проводить через организацию открытых занятий с разными группами детей: по возрастам и по уровню подготовленности к изучению ТРИЗ и РТВ; через презентацию проекта, а также через тренинги для родительской общественности и педагогического состава.  

Выявление группы воспитателей, проявивших интерес к данным методикам, позволит сформировать творческую группу, которая пройдет дистанционное обучение.

Актив родителей также организует творческую группу,  которая в дальнейшем будет оказывать помощь в организации воспитательной деятельности и исследовательской работе.

II этап: сентябрь 2011 – декабрь 2011 года – подготовительный этап проекта.

На данном этапе будет создана методическая база, необходимая для реализации проекта. В эту базу должны войти:

  1. программы;
  2. разработки воспитателей по использованию ТРИЗ и РТВ в процессе занятий (конспекты, презентации, раздаточный материал);

В этот же период будет разработана система диагностики уровня усвоения материала по двум направлениям:

  1. определение качества усвоения курсов ТРИЗ и РТВ;
  2. определение качества усвоения учебного материала по разным предметам, преподавание которых ведется с использованием методов и приемов ТРИЗ и РТВ.

III этап: январь 2012 – декабрь 2012 года – внедренческий этап проекта.

На данном этапе будут созданы продукты творческой деятельности дошкольников (проектные работы, исследовательские работы, презентации, работы по изо и труду, выполненные с использованием приемов РТВ).

Будет создан сайт для демонстрации творческих продуктов воспитателей и воспитанников, а также изданы публикации о промежуточных достижениях по работе проекта.

IV этап: январь 2013 – май 2013 года – анализ проделанной работы, мониторинг, подведение итогов.

Данный этап предполагает подведение итогов:

Изучение мнения родителей, демонстрация полученных умений и навыков по использованию приемов РТВ (открытые занятия, Фестиваль фантазеров, результативность участия в конкурсах, организованных Всероссийской и Международной ассоциацией ТРИЗ), демонстрация полученных знаний через проектные работы.

Также будет осуществлен самоанализ собственной педагогической деятельности, рефлексия.

План – график

Сроки

Мероприятия

Результат

Март – май 2011

Проведение диагностики воспитанников на входе

Справка по итогам диагностики, диаграммы сформированности ключевых компетентностей

Май 2011

Создание творческой группы педагогов, реализующих инновационный проект

Протоколы заседаний творческой группы

Май-сентябрь 2011 года

Дистанционное обучение педагогов

Сертификаты о прохождении обучения

Май – сентябрь 2011

Подача заявки на включение воспитателей, работающих в проектном режиме, в члены РА ТРИЗ

Протокол собрания членов РА ТРИЗ

Июль – август 2011

Разработка (корректировка) программ курсов по ТРИЗ и РТВ для разных возрастных групп

Программы, готовые к рецензированию

Июнь-август 2011

Изучение потребностей воспитанников и запросов семьи

Создание индивидуальных образовательных маршрутов

Август – сентябрь

2011

Родительские собрания «Внедрение  образовательное пространство дошкольного учреждения методов и приемов ТРИЗ как средства формирования ключевых компетентностей дошкольников»

Протоколы родительских собраний

Август 2011

Тренинги для родительской общественности и педагогического состава «Изобретать – это так просто!»

Создание творческой группы родителей

Сентябрь – декабрь 2011

Создание древа компетентностей, инструментария оценки ключевых компетентностей дошкольников

Протокол заседания творческой группы родителей, педагогов

Сентябрь-ноябрь 2011

Рецензирование программ курсов по ТРИЗ и РТВ для разных возрастных групп в Российской ассоциации ТРИЗ

Программы, готовые к реализации

Сентябрь 2011

Подготовка презентации проекта

Презентация проекта для педагогов ДОУ

Январь 2012-январь 2013

Смотр знаний воспитанников (2 раза в год по полугодиям)

Публикация результатов в печатных изданиях, демонстрация творческих продуктов на сайте.

Март 2012

Открытые занятия по ТРИЗ и РТВ для родителей

Сценарий, протокол

Апрель 2011

Мастер-класс на разных возрастных группах дошкольников

Публикация материалов

Сентябрь  2011,

2012, 2013

Диагностические занятия в ТРИЗовских группах, 2 раза в год

Фиксирование результатов, составление сравнительного анализа с предыдущими показателями

Январь 2012– декабрь 2013 года

Фестивали творческих работ по каждой возрастной группе.

Демонстрация работ на сайте, рекомендации для участия лучших работ в конкурсах разного уровня.

Апрель 2012 – май 2013

Консультации по подготовке к конкурсам по ТРИЗ разного уровня (Всероссийских, предлагаемых Российской ассоциацией ТРИЗ, Международных)

Участие в конкурсах по ТРИЗ дошкольников и педагогов

Апрель – май 2012

Круглый стол для родителей

Выявление отношения к данному проекту.

Январь 2012 – май 2013

Тренинги по темам курса для воспитанников

Проектные и исследовательские работы с использованием инструментария ТРИЗ и РТВ

Январь 2012– май 2013

Создание методических разработок по ТРИЗ и РТВ

Издание сборника материалов

Февраль 2013

Семинар для педагогов ДОУ района

 «ТРИЗ в дошкольном учреждении»

Знакомство педагогов с методами и приемами ТРИЗ-технологий, возможность их использования в образовательном пространстве детского сада

Январь  – май 2013

Разработка информационного материала, презентаций по итогам проекта

УМК, сайт «Мир другими глазами» (рабочее название)

Продолжительность реализации (внедрения) разработки –

с марта 2011 по май 2013 года.

Дополнительные возможности реализованной разработки

Данная инновационная разработка может быть реализована как сквозной проект ДЕТСКИЙ САД – ШКОЛА, так как методы и приемы ТРИЗ-технологии способствуют повышению уровня коммуникативной, информационной, проектной компетентности воспитанников, что особенно актуально в условиях внедрения  федерального государственного стандарта.

Перспективы  дальнейшего     развития     разработки,     возможности распространения опыта

  1. Изменения в организации воспитательного процесса (проблемное воспитание)
  2. Внесение изменений в тематическое планирование, обусловленное возможностью ТРИЗ-технологий интегрировать темы занятий
  3. Просвещение родительской общественности.
  4. Расширение возможностей для реализации творческих потребностей учащихся: проектные и исследовательские работы, участие в конкурсах и фестивалях.
  5. Организация сквозного курса, охватывающего две группы в дошкольном учреждении
  6. Создание программ специализированных курсов, методических разработок, наглядных материалов, в том числе и электронных.
  7. Издание сборника материалов по работе проекта.

ЛИТЕРАТУРА

  1. И тут появился изобретатель/ Альтов Г. – Москва.- 1989
  2. Как стать гением: Жизненная стратегия твор ческой личности / Альтшуллер Г. С, Верткий И. М. — Минск: Беларусь.- 1994
  3. Детство творческой личности: Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель/ Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. — Санкт-Петербург.- 1995
  4. Бухвалов В. А., Мурашковский Ю. С. Изобретаем черепаху: Как применять ТРИЗ в школьном курсе биологии: Книга для учителей и учащихся. — Рига, 1993.
  5. Викентьев И. Л., Каиков И. К. Лестница идей: Основы ТРИЗ в примерах и задачах. — Новосибирск, 1992.
  6. Вопросы психологии. —1975. — № 5. — С.166
  7. Гин А. «Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность»
  8. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. — 112с.
  9. Гин С. И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителей 2—3 классов. — Гомель.- 1995
  10. Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие/ Дыбина О.В.- Тольятти.-ТГУ.-2009.-114 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей связной речи в условиях единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи в реализации инновационных образовательных проектов.

Речь - это универсальное средство воспитания культурного человека и развития личности. Главная задача развития речи детей - это совершенствование монологической речи. В своей работе я использую обще...

Проект «Методы и приемы ТРИЗ- как средство развития речи и творчества дошкольника»

Содержание1 Введение2. Актуальность проекта.3 Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты.4 Аннотация проекта .5 Этапы реализации проекта программы.6. Этапы реализации проекта7. Ресурсное обеспечени...

План по самообразованию «Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста».

С самого раннего детства можно научить ребенка системно мыслить, придумывать сказки, стихи, решать задачи творческого характера и многое другое. Одним из направлений развития интеллектуальных способно...

Проект ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТРИЗ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Цель проектаРазработка и апробация механизмов внедрения ТРИЗ – педагогики  при организации образовательного процесса в средней, старшей подготовительной группах дошкольного учреждения...

«Методы и приемы ТРИЗ как средство развития речи и творчества дошкольника» (Из опыта работы)

Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд человечества в будущее. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутнико...

Региональном семинар «Эффективные практики по формированию ключевых компетентностей дошкольников в преемственной образовательной среде «Детский сад - начальная школа» Квест-игра «Радуга здоровья»

Квест игра «Радуга здоровья» Цель: формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью и потребность к здоровому образу жизни.Задачи:Обучающие: -закрепить знания дете...