Подбор игр по формированию звуковой культуры речи
план-конспект по обучению грамоте по теме

Губарева Юлия Владимировна

представлены различные игры на развитие фонематического слуха, звукопроизношение, интонационную выразительнось и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подбор методик диагностики по формированию звуковой культуры речи  старших дошкольников.

Развитие фонематического слуха.

«Красный – белый».

Цель: Нахождение звука в слове, воспринятых на слух.

Оборудование: По два кружка на каждого ребенка (красный и белый).

Описание игры: Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет – поднимают белый кружок.

Задан звук а, лук – белый кружок, мак – красный кружок.

Задан звук к, капуста – красный кружок, мяч – белый кружок.

«Звенит – жужжит».

Цель: Дифференциация звуков з-ж. Развивать фонематический слух.

Описание игры: Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают каждый по одному слову, в названии которого есть звук з или ж. Водящий, вернувшись, подходит к каждому ребенку, и тот говорит ему слово. Если водящий слышит в слове звук з, то он говорит: «звенит», если слышит звук ж, то говорит «жужжит». Оцениваются и ответы водящего, и придуманные детьми слова.

Зонтик-звенит, желудь-жужжит

«Поймай рыбку».

Цель: Развивать фонематический слух. Активизировать словарный запас, автоматизировать отдельные звуки.

Оборудование: Металлические скрепки, небольшие предметные картинки, коробка и удочка с магнитом. Скрепки прикрепляются к предметным картинкам.

Описание игры: Дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы. Называют их. Определяют наличие или отсутствие в названии необходимого звука (например, р), его место в слове ( в начале, конце, середине слова). За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.

Рубашка- звук р находится в начале слова.

Мячик – звук р отсутствует

Звукопроизношение.

«Лес шумит».

Цель: Формировать правильное звукопроизношение и автоматизировать звук ш.

Описание игры: Педагог вспоминает с детьми, как летом они ходили в лес и видели там высокие деревья, у них зеленые верхушки, веточек и листьев много. Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят ш-ш-ш.

Педагог предлагает детям поднять руки вверх, как веточки у деревьев, и пошуметь, как деревья, когда на них дует ветер ш-ш-ш.

Вариант. Педагог расставляет детей – «деревья» так, чтобы они могли свободно двигать руками. На слова «шуми, ветерок» дети разводят руки в стороны и равномерно машут ими, одновременно произнося ш-ш-ш. Если педагог скажет: «Ветер веет», дети подражают шелесту ветра звуками Ф-Ф-Ф и еще быстрее машут руками.

«Жуки».

Цель: Формирование правильного произношения и автоматизация звука ж в связном тексте.

Описание игры: Дети (жуки) сидят в своих домиках (на стульях) и говорят;

                                  Я жук, я жук,

                            Я тут живу,

                            Жужжу, жужжу:

                             Ж-Ж-Ж-Ж.

По сигналу педагога жуки летят на поляну. Там они летают, греются на солнышке и жужжат: ж-ж-ж. По сигналу «Дождь» жуки летят в домики (стулья).

  «Чай Танечке».

Цель: автоматизация звука ч в предложениях.

Оборудование: кукольный чайный сервиз, четыре куклы, печенье, булочки,  калачи из пластилина.

Описание игры: Дети сидят перед столом педагога. На нем стоит кукольный стол с чайным сервизом, вокруг которого на стульчиках сидят четыре куклы. Педагог говорит: «Дети, давайте дадим куклам ласковые имена». Дети их называют: «Танечка, Валечка, Анечка, Манечка». Затем педагог вызывает одного ребенка и предлагает ему налить чай из чайника в чашку Танечке. Ребенок свои действия сопровождает словами: «Я беру чайник и наливаю чай в чашку Танечке. Даю Танечке печенье». Посадив ребенка на место, педагог спрашивает других детей: «Что делал Сережа?» Дети отвечают. Затем вызывается другой ребенок, и ему педагог предлагает выполнить задание.

Интонационная выразительность

Для правильного использования вопросительной и утвердительной интонации детям предлагается прочитать стихотворение «Каша».

                                 Говорила наша Маша:

                               - Не хочу я кушать кашу.

                                 Каша Машу услыхала-

                                 Зашипела, убежала.

Первую строчку можно предложить проговорить с вопросительной интонацией

одной подгруппе («Говорила наша Маша?»). Другая подгруппа должна ответить с утвердительной интонацией («Говорила наша Маша»). Для выработки умения выделять в тексте слова можно предложить сначала выделить слово Маша, а потом Каша.

«Скажи предложение».

Цель: учить передавать интонацией различные чувства (радость, безразличие, огорчение).

Воспитатель называет предложение : «Дождь идет». Дети должны повторить его с разной интонацией – так, чтобы было понятно, что они довольны. рады; что недовольны, их это огорчает и т.д. То же задание выполняется с другими предложениями (Солнце светит. Снег идет. Подснежник расцвел.)

«Узнай по интонации».

Цель: воспитание выразительности речи и мимики.

Описание игры: Каждый ребенок по очереди изображает или больного, или сердитого, или удивленного, или веселого человека. При этом нужно произносить с определенной интонацией коротенькие слова:

                                 Ай-ай-ай!

                                 Ой-ой-ой!

                                 Ах-ах-ах!

                                 Ох-ох-ох!

Остальные дети должны отгадать по выражению лица, всей позы говорящего и интонации, кого изображает ведущий. можно предложить детям объяснить подробнее поведение ведущего: отчего он грустный или чему он удивляется и т.д. За выразительность речи и за подробный рассказ дети поощряются.

 «Медведь и елка»

Цель: воспитание выразительности речи и умения изменять тембр голоса.

Оборудование: Маска медведя и любого другого  животного.

Описание игры: Педагог выбирает двух детей: один будет медведем, другой, например, лисой. Из разных концов комнаты они должны идти навстречу друг другу. При встрече между ними происходит диалог:

Лиса. Ты куда идешь, медведь?

Медведь. В город, елку приглядеть.

Лиса. Да на что тебе она?

Медведь. Новый год встречать пора.

Лиса. Где поставишь ты ее?

Медведь. В лес возьму, в свое жилье.

Лиса. Что ж не вырубил в лесу?

Медведь. Жалко, лучше принесу.

Произнося этот диалог, дети должны подражать голосам зверей, т.е. изменять тембр голоса. Кто наиболее удачно это сделает, поощряется. Игру повторяют, медведь может повстречаться и с другим зверем.

Ритмичность.

«Волшебное зеркало».

Цель: Развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.

Описание игры: Дети стоят в кругу или сидят на стульчиках. Водящий подходит к одному из ребят и говорит:

                                 Ну-ка, зеркальце, смотри!

                                  Все нам верно повтори!

                                  Встану я перед тобой,

                                  Повторяй-ка все за мной!

Водящий произносит любую фразу, сопровождая ее какими-либо движениями. Тот, к кому он обратился, должен точно повторить и фразу, и движение. Если ребенок допустил ошибку, он выбывает из игры. Новым водящим становится тот, кто все выполнит без ошибок. Педагог следит за правильностью дыхательных пауз и фразовой речи детей.

 Водящий говорит: Я, веселый звонкий мяч. (одновременно прыгает) Ребенок, к которому обращаются должен сделать так же.

«Дождик, дождик»

Цель: Развитие ритмичной и выразительной речи, координации движений и ориентировки в пространстве.

Оборудование: Детские стулья.

Описание игры: Стулья расставлены по кругу, на один меньше, чем играющих детей. Дети ходят в середине круга и говорят слова:

                                       Дождик, дождик, что ты льешь?

                                       Погулять нам не даешь?

После слов «погулять нам не даешь» дети бегут к стульчикам. Кому стула не хватило, тот проиграл. Игра повторяется несколько раз.

«Песенка стрекозы»

Цель: Развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.

Описание игры: Дети становятся в круг, произносят хором стих, сопровождая слова движениями:

                                            Я летала, я летала,

                                            Устали не знала.

Дети плавно взмахивают руками.

                                            Села, посидела,

                                            Опять полетела.

Опускаются на одно колено.

                                            Я подруг себе нашла,

                                            Весело нам было.

Вновь делают летательные движения руками.

                                             

                                            Хоровод кругом вела,

                                            Солнышко светило.

Берутся за руки и водят хоровод.

Развитие  голоса

«Кто кого?»

Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ и нижней челюсти.

Описание игры:  Педагог вызывает двух детей и ставит их лицом друг другу. По сигналу педагога дети одновременно начинают протяжно произносить сначала тихо, затем громко гласные звуки а,о,у,и,э. Кто дольше тянет звук, тот выигрывает. Сначала победителя определяет педагог. Затем можно поручить детям определять, кто победил. Педагог должен следить только за тем, чтобы дети не понижали силу голоса до конца звучания и не перенапрягали мышцы шеи.

«Дует ветер»

Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания.

Описание игры: Дети и педагог стоят по кругу. Педагог говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес». Все берутся за руки и ведут хоровод, а педагог продолжает: «Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки». Педагог и дети останавливаются. «Ветерок дует тихо, вот так: в-в-в» (тихо и длительно произносит звук в) Дети повторяют за ним. Затем движение хоровода продолжается под неторопливую речь педагога: «Пришли в лес. Набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер: в-в-в»- педагог громко и длительно произносит этот звук. Дети останавливаются и повторяют звук за педагогом.

Методические указания: Педагог следит, чтобы дети, повторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса.

 «Гудок»

Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц  губ.

Описание игры: Дети становятся в ряд лицом к педагогу и поднимают руки через стороны вверх, прикасаются ладонями, но не производят хлопка. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук у сначала громко, а затем постепенно все тише. Опустив руки, замолкают.

Вначале педагог сам показывает действия, затем вызывает двух детей, которые вместе с ним выполняют действия и произносят звук, остальные дети делают только движения руками. Потом играет вся группа.

Развитие  речевого  дыхания

«Приятный запах»

Цель: Развитие речевого дыхания, фразовой речи на плавном выдохе.

Оборудование: Один душистый цветок (ландыш, сирень, жасмин и т.п.), или надушенный носовой платок, или фрукты.

Описание игры: Дети по очереди подходят к вазочке с цветком и нюхают его. На выдохе произносят с выражением удовольствия слово или фразу: «Хорошо; Очень хорошо; Очень приятный запах; Очень ароматный цветок (ароматное яблоко)» и т.д.

Первоначально детям предлагают предложения. В дальнейшем они в зависимости от речевых возможностей сами придумывают предложения.

«Придумай фразу»

Цель: Развитие фразовой речи, речевого дыхания. Правильное построение предложений.

Оборудование: Сюжетные картинки из лото «Что мы делаем».

Описание игры: Показывается одна сюжетная картинка. Педагог придумывает по ней короткую фразу (из 2-3 слов), затем предлагает детям дополнить его фразу одним новым словом. Каждый вызванный ребенок удлиняет фразу еще на одно слово.

Например, педагог говорит: Таня играет. Ребенок повторяет предложение и добавляет на улице. Следующий повторяет предложение Таня играет на улице и добавляет  в песочнице.

Выигрывает тот, кто придумает последнее слово к предложению и произнесет всю фразу правильно. Короткие фразы (3-4 слова) произносятся на одном выдохе, а длинные с паузой через 3-4 слова. Когда дети овладеют правилами игры, можно предложить им придумывать и удлинять фразы без картинок.

Развитие  артикуляционной  моторики

 «Вкусное варенье!»

Цель: Активизация мышц языка.

Описание игры: Воспитатель показывает картинку, изображающую девочку, которая ест варенье, и говорит: «Оно очень вкусное! У девочки испачкалась верхняя губа. Слижем языком оставшееся варенье с верхней губы. Вот так». Показывая, как надо слизывать варенье, педагог делает движение широким языком по верхней губе вверх и вниз, ( а не из стороны в сторону), верхнюю губу не втягивать внутрь рта.  «А теперь слижите варенье вы», - говорит педагог. При повторении игры необходимо следить, чтобы дети не помогали языку нижними зубами (работает только язык, а губы и нижняя челюсть неподвижны).

«Лошадка»

Цель: Активизация кончика языка.

Описание игры: Дети строятся в колонну, они лошадки. По сигналу педагога «Поехали» дети идут друг за другом и цокают языком, подражая топоту копыт лошадей. По сигналу «Стоп» лошадки останавливаются. Педагог говорит: «А теперь проверим, чья лошадка лучше умеет цокать копытами».  воспитатель берет двух детей, и они, прищелкивая языком, идут навстречу друг другу. Остальные слушают. Так, чередуясь, проходят все дети.

Надо следить, чтобы дети щелкали кончиком языка за верхними зубами. Кончик языка надо поднимать прямо, не поворачивая его. Если у ребенка не получается прищелкивание, то можно с ним выполнить следующее упражнение: положить на кончик языка ириску и попросить притянуть ее к небу.

«Кто лучше сделает дудочку?»

Цель: Активизация мышц губ.

Описание игры: Дети сидят полукругом  лицом к педагогу. Он показывает картинку, на которой нарисована дудочка, и предлагает детям сделать дудочку губами, вытянув их вперед. «Посмотрите, дети какую я сделаю дудочку» (вытягивает губы вперед).

По сигналу педагога «Дудочка играет» дети вытягивают губы вперед, по сигналу «Дудочка замолчала» губы приводят в нормальное положение.

Развитие слухового внимания

«Где позвонили»

Цель: Определение направления звука.

Оборудование: Звоночек.

Описание игры: Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог говорит : «Пора – и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек. Если водящий  укажет направление неправильно, он снова водит пока не угадает.

«Кто это?»

Цель: Закрепление понятий по теме «Животные и птицы». Формирование правильного звукопроизношения и развитие слухового внимания.

Оборудование: Картинки с изображением животных и птиц.

Описание игры: Педагог держит в руке несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребенок вытягивает одну так, чтобы остальные дети ее не видели. он подражает крику животного и его движениям, а остальные должны угадать. какое это животное или птица.

Кошка – Мяу, выгнуть спинку, умыться лапкой.

Развитие речевого слуха

«Слушай и выполняй»

Цель: Развитие понимания словесных инструкций и фразовой речи.

Оборудование. Различные мелкие предметы или игрушки (фанты)

Описание игры: Педагог называет 1-2 раза несколько различных движений (1-5), не показывая их. Ребенку нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были названы. А затем самому перечислить последовательность проделанных упражнений. За правильное, точное выполнение задания ребенок поощряется: дается фант. У кого больше фантов тот победил.

Присесть, встать, наклониться,

Попрыгай, остановись, сядь.

«Запомни слова»

Цель: Накопление словаря, развитие памяти и речевого слуха.

Описание игры: Ведущий называет 5-6 слов, играющие должны повторить их в том же порядке. Пропуск слова или перестановка считается проигрышем (нужно платить фант). В зависимости от речевых возможностей детей слова подбираются разной сложности. Победит то у кого больше фантов.

Яблоко, помидор, морковь, картошка, лук.

Дорога, машина, светофор, постовой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование индивидуально-подгрупповой работы по формированию звуковой культуры речи, лексико-грамматических компонентов и связной речи в средней группе для детей с ОНР

Предлагаю свой вариант планирования индивидуально-подгрупповой работы в средней  группе. Мне нравится данная форма планирования тем, что письменная работа логопеда сводится к минимуму. План...

Мастер-класс для воспитателей: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников».

Для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в 1-ый класс, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской р...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассматривается проблема формирования умений в овладении звуковой культурой речи детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности. Раскрывается специфика работы воспита...

Мастер – класс на тему: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников»

Мастер – класс на тему: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников»...

Доклад "Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи у младших дошкольников"

Мастер класс "Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи у младших дошкольников"...

Конспект в старшей группе «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи» .

Конспект на тему "Формирование звуковой культуры речи в процессе развития свзяной речи"....