Создание игровой мотивации на логопедических занятиях
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Дидактическое содержание наглядного пособия по формированию фонематических процессов у детей старшего и подготовительного возраста "Звуковой планшет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya2.doc585.5 КБ

Предварительный просмотр:

Создание игровой мотивации на логопедических занятиях

В практике любого логопеда дидактические игры, различные наглядные пособия являются неотъемлемой частью коррекционной работы. Эти игры помогают выработать чувство родного языка, закрепить правильное звукопроизношение, превращают трудные, а порой и скучные упражнения по словоизменению и звуковому анализу в увлекательную игру. Поэтому каждый специалист имеет в своей педагогической копилке оригинальные дидактические наглядные пособия, предназначенные для коррекции и развития речи детей.

Мы разработали серию таких дидактических пособий, помогающих нам в решении многих коррекционных задач. При создании игр мы помнили о том, что пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными, безопасными в обращении и обязательно с какой-нибудь «изюминкой».

Таким пособием стал для наших детей « Звуковой планшет». Он представляет собой красочный домик с прорезями для « бегущих» полосок. Все детали заламинированы, в т.ч. сам домик. В окошке на движущейся полоске появляются изображения различных  «звуковичков»: гласный, твердый глухой согласный, твердый звонкий согласный, мягкий глухой согласный, мягкий звонкий согласный. На крыше домика весело скачет птичка, помогая определить позицию заданного звука в слове (в начале, в середине, в конце слова). На балконе появляется цифра, соответствующая количеству слогов в слове. А на фасаде дома дети меняют занавески в окошечках (красные, синие, зеленые), выкладывая таким образом звуковую схему слова. Полоски двигаются касанием пальчиков, как в настоящем планшете с сенсорным экраном!

Данное пособие способствует развитию фонематического восприятия, формированию звукового и слогового анализа слов, гнозиса, мелкой моторики, профилактике дисграфии. Может быть использовано для диагностики фонематических процессов у детей старшего и подготовительного возраста. «Звуковые планшеты» мы используем в подгрупповой и индивидуальной работе.

Варианты заданий

  1. Определение позиции звука в слове:

- педагог произносит ряд слов с заданным звуком или предлагает картинки с этим звуком. Дети пальчиком двигают полоску с птичкой.

- педагог предлагает детям самостоятельно подобрать слова или картинки к заданной схеме (например, птичка сидит на последнем окошке).

  1. Характеристика звука по акустико-артикуляционным признакам:

- педагог произносит различные звуки (гласные, согласные), а дети находят соответствующий образ в окошке;

- педагог произносит слово, дети выделяют первый или последний звук в слове и находят соответствующий образ;

- педагог показывает ребенку в окошке какой-либо образ и предлагает ему вспомнить такой звук и слово, которое начинается или оканчивается  на этот звук и т.д.

- педагог произносит ряд слов, дети выделяют повторяющийся звук и находят его образ в окошечке;

- педагог произносит ряд слов (типа « зайка – сайка – зазнайка»), дети определяют « лишнее» слово и « лишний» звук находят в окошке.

  1. Слоговой анализ.

- педагог произносит слова, дети определяют количество слогов и находят нужную цифру;

- педагог показывает в окошечке цифру и просит ребенка подобрать подходящее слово с заданным количеством слогов или найти нужную картинку;

- детям предлагается определить количество гласных букв в слове и показать в окошке нужную цифру;

- детям предлагается определить ударный слог в слове и отметить его место в слове соответствующей цифрой (для читающих детей это могут быть карточки со словами).

  1. Звуковой анализ:

- «слуховой диктант» - педагог произносит ряд слов (по количеству окошек), дети выделяют первый (последний) звук и « опускают» занавеску нужного цвета;

- дети выкладывают звуковые схемы различной сложности по заданию педагога;

- дети сами подбирают слова, картинки или карточки со словами к заданной схеме («Кто быстрее?», «Кто больше?» и т.п.)

- дети соревнуются друг с другом, когда каждому дана картинка с определенным звуком и они должны выполнить все операции одновременно: определить нужного звуковичка, найти место данного звука в этом слове, определить количество слогов и выложить звуковую схему. Конечно, это должны быть слова, произнесение которых не отличается от написания (исключение могут составить слова типа «шина», «машина» при закреплении навыка правописания «жи – ши»)

Использование обучающих игр позволяет снизить утомляемость и, наоборот, повысить интерес к занятиям, что несомненно скажется на результате коррекционной работы.

В.А. Шагдырова

учитель-логопед, НДОУ №232 ОАО «РЖД», г. Улан-Удэ

Е.В. Самсонова

воспитатель, НДОУ №232 ОАО «РЖД», г. Улан-Удэ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание игровой мотивации в различных видах НОД в зависимости от возраста детей

Игровая мотивация нужна, чтобы заинтересовать детей, вызвать желание заниматься...

Особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах

Современные образовательные технологии Начало Образовательной деятельности. Для начала это приглашение к деятельности – необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня… Кто хочет, устраива...

Практические приемы создания игровой мотивации в коррекционной работе

Материалы выступления на районном методическом объеденении учителе-логопедов....

Мастер-класс для педагогов «Развитие познавательной и творческой активности детей посредством создания игровой мотивации»

ТЕМА МАСТЕР КЛАССА "Развитие познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста при проведении образовательной деятельности посредством создания игровой мотивации." Цель мастер-класс...

"Использование нетрадиционных приёмов создания игровой мотивации на логопедических занятиях"

Коррекция нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет большое значение в жизни ребёнка....