Методическое сообщение. Обучение чтению с применением технологии речедвигательной ритмики (по методике А. Я. Мухиной) в коррекционной работе с дошкольниками с ОНР
методическая разработка по обучению грамоте на тему

Третникова Оксана Вячеславовна

Из личного опыта работы. Преодоление трудностей овладения звуко-буквенных обозначений и послогового чтения, связанных с анализаторными расстройствами и нарушением высших психических функций сенсомоторного, символического и языковых уровней с помощью технологии речедвигательной ритмики (по методике А. Я. Мухиной).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_chteniyu_s_rechedvigatelnoy_ritmikoy_doklad.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение чтению с применением технологии речедвигательной ритмики (по методике А. Я. Мухиной) в коррекционной работе с дошкольниками с ОНР

                  На первых этапах формирования  навыков чтения: овладении звуко-буквенными обозначениями и послоговом чтении (по Т.Г. Егорову) использование речедвигательной  ритмики помогает решить  проблемы, связанные с анализаторными расстройствами и нарушением высших психических функций сенсомоторного, символического и языковых уровней.

                   «На ступени овладения  звуко-буквенными обозначениями дети анализируют речевой поток, предложения, делят слова на слоги и звуки. Выделив звук из речи, ребенок соотносит  его с определенным графическим изображением, буквой. Буква будет правильно и успешно усвоена, когда ребёнок дифференцирует  звуки речи, т.е. когда у него имеется четкий  образ звука и когда звук не смешивается с другим ни по слуху, на артикулярно.» [Л.1]  Опираясь на зрительный и двигательный образы звука,  речедвигательная  ритмика, на данном этапе, служит укреплению межанализаторного взаимодействия, что повышает качество восприятия  материала.

                    Современная методика обучения чтению предусматривает послоговое воспроизведения  читаемого с самого начала. «Однако процесс чтения слога с единицей зрительного восприятия  на этой ступени является буква. Ребёнок сначала воспринимает первую букву слога, соотносит ее со звуком, затем -  вторую букву, затем синтезирует их в единый слог, т.е. зрительное восприятие  является побуквенным.» [Л.1 с.10]. Основной  трудностью на этом этапе является трудность слияния звуков в слоги, так как «ребёнок должен перейти от изолированного обобщенного звучания звука к тому звучанию, которое звук приобретает в потоке речи …»

                 Таким образом, для преодоления трудностей слияния звуков  в слоги  необходимо сформировать у детей не только умение различать и выделять звуки, но и четкие представления  о звуковом составе слога, слова устной речи, т.е. необходим достаточный уровень фонематического развития» [Л.1 с.10].

                   Применение речедвигательной  ритмики на этапах формирования первичных навыков чтения облегчает поставленные задачи.

                    Ниже приведена конкретная методика, которую я использовала в своей работе.

                    После обучения детей чёткому произношению  отдельных гласных звуков с элементами речедвигательной  ритмики, можно приступать к непосредственному слиянию сначала только гласных звуков. На этом этапе ребёнку  предлагают картинки, имеющими в своём названии первые звуки гласные: аист, облако, иглы, утка. Ребёнок произносит название предмета на картинке, выделяет первый звук, произнося его с элементами речедвигательной  ритмики. Под каждую картинку ставится нужная буква.

                      Далее логопед произносит различные звуковые сочетания  из двух, а затем из трёх  гласных звуков, а ребёнок выкладывает картинки в нужном порядке.

                       Например, АУ:  аист, утка;

                                           АИО: аист,  иглы , облако.

                        Когда ребёнок начинает безошибочно справляться с этими заданиями, ему предлагается  обратная задача: логопед выставляет картинки, а ребёнок вычленяя первые звуки слитно произносит их, используя элементы речедвигательной  ритмики.

                        Добившись достаточным количеством упражнений  безошибочного чтения звуковых сочетаний можно вводить согласные звуки. Ребёнку предъявляются предметные картинки, например:  аист , кошка.

                         Ребёнок вычленяет первые звуки в словах  и сливает их в слог АК, предварительно подложив под картинки соответствующие буквы. Применение элементов речедвигательной  ритмики в этом  месте и далее позволяет делать слияние звуков в слоги естественно и успешно, повышая эмоциональный настрой ребёнка.

                         Хочется отметить, что в первую очередь, ребёнку легче учиться сливать обратные слоги, так как гласный звук можно тянуть достаточно долго, чтобы успеть считать следующий за ним согласный, соотнести его с определённым звуком  и подготовить артикуляционный уклад к следующей позиции.

                          Затем можно переходить к чтению прямых слогов и слогов со стечением согласных звуков. При достаточно зрелом формировании мышления ребёнок по аналогии будет читать слоги различных комбинаций букв. А в случае затруднения, речедвигательная  ритмика будет являться одним из резервов, который поможет подключить  механизмы взаимодействия  зрительного, речедвигательного и речеслухового анализаторов, каким является сложный психофизиологический процесс – чтение.

Используемая литература:

1. Р.И. Лалаева «Нарушение процесса овладения чтением у школьников»  М. «Просвещение», 1983г.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование технологии речедвигательной ритмики в логопедической работе

виды коррекционной работы с использованием технологии речедвигательной ритмики по преодолению общего недоразвития речи у детей по авторской методике доцента кафедры сурдопедагогики дефектологического ...

Технология речедвигательной ритмики

     Что такое речедвигательная ритмика? Как влияет она на процесс развитие речи ребенка? Об  этом и не только идет речь в данной публикации. В статье "Технология речед...

Технология речедвигательной ритмики

     Что такое речедвигательная ритмика? Как влияет она на процесс развитие речи ребенка? Об  этом и не только идет речь в данной публикации. В статье "Технология речед...

Технология речедвигательной ритмики в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

Речедвигательная ритмика рассматривается как составное звено в системе коррекционной работы над произношением, как одно из средств коррекционных мероприятий для детей с речевой патологией....

Применение здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методов в коррекционной работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС"

Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.   Здоровьесберег...

МАСТЕР-КЛАСС ТЕМА: « Игры и упражнения по методике Марии Монтессори, применяемые в коррекционной работе с дошкольниками, имеющие расстройства аутистического спектра»

Мастер класс знакомит с методикой Марии Монтессори и представляет  игровой набор 14 в 1, предназначенный для развивающей и коррекционной работы с детьми дошкольного возраста....