Рабочая программа дополнительной платной услуги по обучению чтению старших дошкольников.
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Поможет учителю-логопеду или воспитателю приступить к обучению детей чтению в детском саду или вне его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_chukina.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

                     Пояснительная записка

           К овладению первоначальными навыками чтения требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сфер дошкольника. Поэтому каждому ребенку необходимо разное время для овладения навыком чтения.  В процессе обучения чтению необходим индивидуальный подход.

                  Желательно, чтобы к моменту чтения слогов и слов с изучаемыми буквами, ребенок уже мог правильно произносить эти звуки. Поэтому в настоящую программу включены элементы логопедических упражнений, направленных на совершенствование артикуляционной моторики, а также обучение букв расположено в определенном порядке: сначала ребенок знакомится с теми из них, которые обозначают простые для произнесения звуки, а потом изучает буквы, обозначающие звуки, в произношении которых наиболее часто встречаются нарушения.

                   Нарушения в речи  и несформированность фонематических процессов влекут за собой грубые ошибки на письме. Поэтому акцент ставится на совершенствовании  у детей фонематического восприятия и слуха, звуко – буквенного анализа, необходимых для успешного обучения чтению и письму в начальной школе. В процессе обучения чтению по данной программе у детей формируется умение анализировать звуковой состав слов, давать качественную характеристику каждому звуку, понятия «ударение», «предложение». Дети овладевают слоговым и слитным способом чтения, что обеспечивает плавность и правильность процесса чтения.

           Цель программы –  формирование запаса знаний, умений, навыков, создающих предпосылки для успешного перехода к следующему этапу обучения – чтению и письму в школе.

Задачи программы:

- обеспечение максимального уровня фонематических, звуко – буквенных, графических умений и навыков у дошкольников;

- формирование у детей мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);

- формирование умения понимать учебную задачу, планировать ее решение и выполнять самостоятельно;

- развитие артикуляционной и мелкой моторики, дикции, зрительно – двигательной координации.

 

               Методические рекомендации

                   Подбирая задания необходимо исходить из естественной логики обучения детей грамоте: звук – буква, чтение – письмо. Для развития фонематических процессов используются игры, которые формируют умения выделять и определять наличие звука составлять слова с изучаемым звуком, сознательно выполнять звуковой анализ слов, активизируют внимание, наблюдательность («Кто внимательный?», «Кто больше?», «Перекличка» и др.).

                 Также целесообразно использовать загадки при изучении звуков. Они активизируют мышление и речь ребенка, тренируют внимание и память, развивает любознательность.

                  Скороговорки помогают детям развивать фонематический слух, дают понимание того, как важно правильно произносить каждый звук в слове. Скороговорки проговариваются сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, педагог закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует развитию голосового аппарата, темпа речи.

                  Чтобы дети лучше запомнили букву, предлагаются задания: пофантазировать, на что она похожа, выложить ее из счетных палочек, найти букву в кассе букв, затем среди других букв, перевернутых на доске, дописать недостающие элементы букв.

                 Необходимо использовать сказки о приключениях букв, сказочных персонажей, приносящих занимательный материал.       

Условия реализации программы

                     Занятия должны проводиться в помещении с хорошим освещением и вентиляцией. Для занятий необходимы столы и стулья, соответствующие росту детей, индивидуальные зеркала по количеству детей, магнитно – маркерная доска с набором букв, маркеры, демонстрационная и  индивидуальные для каждого ребенка разрезные азбуки, звуковые и слоговые линейки, таблицы слогов и слов, «Азбука».

Комплектование учебной группы

                  Для успешной реализации программы формируют группу из 10 человек.

Форма занятий

                   

                 Занятия проводятся 2 раза в неделю длительностью до 30 минут. Основная форма занятий - групповая.            

 

                                                       Предполагаемый результат

                 Воспитанники должны знать и уметь:

            - различать понятия «звук», «буква»;

            - буквы русского алфавита;  

            - определять наличие и место заданного звука в слове;

            - анализировать звуковой состав слова;

            - определять количество слогов  в слове, ударный слог;

            - плавно читать слоги, сознательно читать слова и предложения;          

            - замечать изменения грамматических форм слова, владеть простейшими способами словообразования;

           - взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

 

Тематический план

    Занятие № 1.

   Тема:    Неречевые и речевые звуки.

   Цель:   -   учить определять источник и направление звука;

              -   узнавать и различать неречевые звуки и звуки человеческой речи;

  1. отработать четкое произношение звуков в звукоподражаниях, рядах слогов, изменяя интонацию, силу и тембр голоса;
  2. формировать правильное физиологическое и речевое дыхание.

Занятие № 2.

Тема:        Речевые звуки. Гласные и согласные звуки.

Цель:     -   учить произносить ряды слогов, изменяя ударение, силу и тембр голоса;

  1. учить передавать ритмический рисунок слова;
  2. упражнять в различении на слух длинных и коротких слов;
  3. дать понятие о гласных и согласных звуках и их отличии;
  4. развивать фонематическое восприятие и фонематический слух.

 

Занятие № 3.

   Тема:   Гласные звуки. Звук А.

   Цель:   -   различать на слух гласные звуки, знать их отличия от согласных звуков;

  1. четко произносить звук А кратко - длительно, тихо - громко;
  2. учить выделять звук А в ряду других гласных звуков, слога со звуком А в ряду слогов;
  3. формировать навык подбора слов, начинающихся на звук А.

Занятие № 4. 

Тема:     Звук А. Буква А.

Цель: -  четко произносить звук А;

  1. продолжать учить выделять начальный ударный гласный звук;
  2. анализировать звуковой ряд из 2, 3 гласных звуков;
  3. определять наличие звука А в словах;
  4. дать представление о букве, ее отличии от звука;
  5. познакомить с буквой А.

Занятие № 5.

Тема:      Гласные звуки. Звук У.

Цель:   -   продолжать формировать навык различения гласных и согласных звуков;

              -  четко произносить звук У, сочетания гласных звуков;

         -   учить выделять звук У в ряду звуков, слогов, односложных слов;

         -   продолжать учить выделять начальный ударный гласный звук.

Занятие № 6.

Тема:        Звук У. Буква У.

Цель:    -   учить анализировать ряд из 2, 3 гласных звуков;

  .            -   учить определять наличие звук У в словах;

  1. подбирать слова, в которых есть звук У;
  2. закрепить знания об отличии звука и буквы;
  3. познакомить с буквой У;
  4. учить составлять из букв разрезной азбуки и читать слова уа, ау.

Занятие № 7.

   Тема:   Гласные звуки. Звук И.

   Цель: -  четко произносить звук И кратко - длительно, тихо - громко;

  1. учить выделять звук И в ряду других гласных звуков, слогов и слов со звуком И в ряду слогов, слов;
  2. формировать навык подбора слов со звуком И;
  3. продолжать формировать навык анализа ряда из 2, 3, 4 гласных звуков.

Занятие № 8. 

Тема:   Звук И. Буква И.

Цель: -  четко произносить звук И изолированно и в сочетаниях с другими гласными звуками;

  1. учить выделять начальный гласный звук под ударением и безударный;
  2. анализировать звуковой ряд из 2, 3. 4 гласных звуков;
  3.  угадывать гласный звук по беззвучной артикуляции;
  4.  учить отбирать картинки на звук И;
  5. познакомить с буквой И.

 

Занятие № 9.

Тема:    Звук О.

   Цель:   -   различать на слух гласные звуки, знать их отличия от согласных звуков;

  1. четко произносить звук О кратко - длительно, тихо - громко;
  2. воспроизводить слоговые ряды;
  3. учить выделять звук О в ряду других гласных звуков, слога со звуком О в ряду слогов, слов;
  4. формировать навык подбора слов со звуком О.

 Занятие № 10. 

Тема:  Звук О. Буква О.

Цель: -  четко произносить звук  О;

  1. продолжать учить выделять начальный и последний звук в словах;
  2. анализировать звуковой ряд из 2, 3, 4 гласных звуков;
  3. определять наличие звука О в словах;
  4. познакомить с буквой О;
  5. упражнять в составлении и чтении слогов и слов из букв разрезной азбуки;
  6. читать слоги и слова по таблицам.

Занятие № 11. 

Тема:     Звук Ы.

   Цель:  -  различать на слух гласные звуки, знать их отличия от согласных звуков;

  1. четко произносить звук Ы кратко - длительно, тихо - громко;
  2. воспроизводить слоговые ряды;
  3. учить выделять звук Ы в ряду других гласных звуков, слога со звуком Ы в ряду слогов, слов;
  4. формировать навык подбора слов со звуком Ы.

Занятие № 12. 

Тема:    Звук Ы. Буква Ы.

Цель: -  четко произносить звук Ы;

  1. продолжать учить выделять начальный и последний звук в словах;
  2. анализировать звуковой ряд из 2, 3, 4 гласных звуков;
  3. определять наличие звука Ы в словах;
  4. познакомить с буквой Ы;
  5. упражнять в составлении и чтении слогов и слов из букв разрезной азбуки;
  6. читать слоги и слова по таблицам.

Занятие № 13.

Тема:      Звук М.

Цель:   -    определять первый и последний звук в данных словах;

              -    четко произносить звук М изолированно, а также в словах различной звуко - слоговой структуры;

  1. выделять звук М в ряду звуков, в слогах, словах;
  2. отбирать картинки, в названии которых есть звук М, определять место звука М в этих словах;

-    самостоятельно подбирать слова со звуком М.

 Занятие № 14.

Тема:    Звук М. Буква М.

Цель:  -  подбирать слова со звуком М, определять место звука М в словах;    

  .          -  выделять первый и последний звук в данных словах, называть гласные звуки в этих словах;    

  1. познакомить с буквой М;
  2. из букв разрезной азбуки составлять и читать слоги и слова со звуком М;

читать слоги и слова по таблицам.  

 

Занятие № 15.

Тема:      Звук Н.

Цель:   -   продолжать формировать навык различения гласных и согласных звуков;

           -    четко произносить звук Н, Нь, различать их  на слух и в произношении;

  1. учить выделять звук Н в ряду звуков, слогов, слов;  
  2. учить выделять первый и последний  согласный звук в словах, называть гласные звуки в этих словах;
  3. самостоятельно подбирать слова со звуком Н.

Занятие № 16.

Тема:     Звук Н. Буква Н.

Цель:  -    продолжать выделять первый и последний согласный в словах, анализировать  слоги и слова;

  1. подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Н;
  2. определять место звука Н в словах ( по картинкам);

              -    познакомить с буквой Н;

    .         -    упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;  

              -    читать слоги и слова по таблицам.

       Занятие № 17.

Тема:       Звук Х.

Цель:   -    определять первый и последний звук в данных словах;

              -    четко произносить звук Х изолированно, а также в словах различной звуко - слоговой структуры;

  1. выделять звук Х в ряду звуков, в слогах, словах;
  2. отбирать картинки, в названии которых есть звук Х, определять место звука Х в этих словах;

-    самостоятельно подбирать слова со звуком Х.

Занятие № 18.

Тема:    Звук Х. Буква Х.

Цель:  -  подбирать слова со звуком Х, определять место звука Х в словах;    

  .          -  выделять первый и последний звук в данных словах, называть гласные звуки в этих словах;    

  1. познакомить с буквой Х;
  2. из букв разрезной азбуки составлять и читать слоги и слова со звуком Х;
  3. читать слоги и слова по таблицам.

Занятие №19.

Тема:      Звук К.

Цель:   -   продолжать формировать навык различения гласных и согласных звуков;

           -    четко произносить звук К, Кь, различать их  на слух и в произношении;

  1. учить выделять звук К в ряду звуков, слогов, слов;  
  2. учить выделять первый и последний глухой согласный звук;
  3. учить анализировать прямые и обратные слоги;
  4. самостоятельно подбирать слова со звуком К.

Занятие № 20.

Тема:  Звук К. Буква К.

Цель:  -  продолжать выделять первый и последний согласный в словах, анализировать прямые и обратные слоги обратные слоги;

-   подбирать картинки, названия которых начинаются на звук К;

          -   определять место звука К в словах ( по картинкам);

              -   познакомить с буквой К;

    .         -   упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги  ка, ку, ки, ак, ук, ик;

            - читать слоги по таблице слогов.

    Занятие № 21.

   Тема:    Звук Т.

   Цель: -  четко произносить звук Т;

  1. учить выделять звук Т в ряду звуков,  в ряду слогов, слов;
  2. формировать навык подбора слов со звуком Т;
  3. продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов.

Занятие № 22. 

Тема:    Звук Т. Буква Т.

Цель: -  четко произносить звук Т изолированно и в сочетаниях  звуков;

  1.  учить определять первый и последний звук в словах;
  2.  учить отбирать картинки со звуком Т;
  3. определять место звука Т в словах;
  4. познакомить с буквой Т;
  5. упражнять с разрезной азбукой: составлять  и  читать слоги: та, ту, ти, ат, ут, ит;.
  6. читать по таблице слогов.

Занятие № 23.

Тема:      Звук П.

Цель:   -   продолжать формировать навык различения гласных и согласных звуков;

           -    четко произносить звук П, Пь, различать их  на слух и в произношении;

  1. учить выделять звук П в ряду звуков, слогов;  
  2. учить выделять последний глухой согласный звук;
  3. учить анализировать обратные слоги.

         Занятие № 24.

Тема:   Звук П. Буква П.

Цель:  -  продолжать выделять последний согласный в словах, анализировать обратные слоги;

          - подбирать картинки, названия которых начинаются на звук П;

             - познакомить с буквой П;

    .        - упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги ап, уп, ип; па, пу, пи;

   Занятие № 25.

   Тема:    Звук В.

   Цель: -  четко произносить звук В;

  1. учить выделять звук В в ряду звуков,  в ряду слогов, слов;
  2. формировать навык подбора слов со звуком В;
  3. продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов несложной звуковой структуры.

   Занятие № 26. 

Тема:  Звук В. Буква В.

Цель: -  четко произносить звук В изолированно и в сочетаниях  звуков;

  1.  учить определять первый и последний звук в словах, гласные звуки в этих словах;
  2.  учить отбирать картинки со звуком В;
  3. определять место звука В в словах;
  4. познакомить с буквой В;
  5. упражнять с разрезной азбукой: составлять  и  читать слоги и слова;
  6. большая буква в начале предложения;
  7. читать по таблице слогов и слов.

 Занятие № 27.

Тема:   Звук Г.

Цель:   -    четко произносить звуки Г, Гь, различать их  на слух и в произношении;

  1. учить выделять звук Г в ряду звуков, в слогах, словах;  
  2. учить выделять первый и последний  согласный звук в словах, называть гласные звуки в этих словах;
  3. самостоятельно подбирать слова со звуком Г.

 Занятие № 28.

Тема:  Звук Г. Буква Г.

Цель:  -  продолжать выделять первый и последний согласный в словах, анализировать  слоги и слова;

  1. подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Г;
  2. определять место звука Г в словах ( по картинкам);

              -    познакомить с буквой Г;

    .         -    упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и  

                    слова;

              -    большая буква в начале предложения;

              -    читать слоги и слова по таблицам. 

  

 Занятие № 29.

Тема:       Звук Б.

Цель:   -    четко произносить звук Б, Бь, различать их  на слух и в произношении;

  1. учить выделять звук Б в ряду звуков, в слогах, словах;  
  2. учить выделять первый и последний  согласный звук в словах, называть гласные звуки в этих словах;
  3. самостоятельно подбирать слова со звуком Б.

 Занятие № 30.

Тема:    Звук Б. Буква Б.

Цель:  -  продолжать выделять первый и последний согласный в словах, анализировать  слоги и слова;

  1. подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Б;
  2. определять место звука Б в словах ( по картинкам);

              -    познакомить с буквой Б;

    .         -    упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;

              -    большая буква в начале предложения;

              -    читать слоги и слова по таблицам.

 Занятие № 31.

Тема:       Звук Д.

Цель:   -    четко произносить звук Д, Дь, различать их  на слух и в произношении;

  1. учить выделять звук Д в ряду звуков, в слогах, словах;  
  2. учить выделять первый и последний  согласный звук в словах, называть гласные звуки в этих словах;
  3. самостоятельно подбирать слова со звуком Д.

  Занятие № 32.

Тема:    Звук Д. Буква Д.

Цель:  -  продолжать выделять первый и последний согласный в словах, анализировать  слоги и слова;

  1. подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Д;
  2. определять место звука Д в словах ( по картинкам);

              -    познакомить с буквой Д;

    .         -    упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;  

  1. читать слоги и слова по таблицам;
  2. большая буква в начале предложения и в именах собственных.

       Занятие № 33.

     Тема:  Буква Е.  

  Цель:  -дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки в   слогах и словах, по картинкам;

               - познакомить с буквой Е;

              - читать обратные и прямые слоги, слова;

              - составлять из букв разрезной азбуки слова.

 

      Занятие № 34.

   Тема:    Звук Ф.

   Цель: -  четко произносить звук Ф;

  1. учить выделять звук Ф в ряду звуков,  в ряду слогов, слов;
  2. формировать навык подбора слов со звуком Ф;
  3. продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов несложной звуковой структуры.

   

        Занятие № 35.

Тема:     Звук Ф. Буква Ф.

Цель:  -   продолжать  анализировать  слоги и слова;

  1. подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Ф;
  2. определять место звука  Ф в словах ( по картинкам);

              -    познакомить с буквой Ф;

               -    упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;  

  1. читать слоги и слова по таблицам;
  2. большая буква в начале предложения и в именах собственных.

   

           Занятие № 36.

   Тема:    Звук С.

   Цель: -  четко произносить звук С;

  1. учить выделять звук С в ряду звуков,  в ряду слогов, слов;
  2. формировать навык подбора слов со звуком С;
  3. продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, двухсложных слов.

   

        Занятие № 37. 

Тема:   Звук С. Буква С.

Цель: -   четко произносить звук С изолированно и в сочетаниях  звуков;

  1.  учить определять первый и последний звук в словах;
  2.  учить отбирать картинки со звуком С;
  3. определять место звука С в словах;
  4. познакомить с буквой С;
  5. упражнять с разрезной азбукой: составлять  и  читать слоги и слова;  
  6. читать по таблице слоги и слова.

          Занятие № 38. 

Тема:  Звук Й. Буква Й.

Цель: -  четко произносить звук Й изолированно и в сочетаниях  звуков;

           -   дифференцировать звуки Й – Ль;

  1.  учить отбирать картинки со звуком Й;
  2. определять место звука Й в словах;
  3. познакомить с буквой Й;
  4. упражнять с разрезной азбукой: составлять  и  читать слоги и слова;  
  5. читать по таблице слоги и слова.

           Занятие № 39.

   Тема:    Звук З.

   Цель: -  четко произносить звук З;

  1. учить выделять звук З в ряду звуков,  в ряду слогов, слов;
  2. формировать навык подбора слов со звуком З;
  3. продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов несложной звуковой структуры.

         Занятие № 40. 

Тема:   Звук З. Буква З.

Цель: -  четко произносить звук З изолированно и в сочетаниях  звуков;

  1.  учить определять первый и последний звук в словах, гласные звуки в этих словах;
  2.  учить отбирать картинки со звуком З;
  3. определять место звука З в словах;
  4. познакомить с буквой З;
  5. упражнять с разрезной азбукой: составлять  и  читать слоги и слова;  
  6. читать по таблице слоги и слова.

 

      Занятие № 41.

   Тема:    Звук Л.

   Цель: -  четко произносить звук Л;

  1. учить выделять звук Л в ряду звуков,  в ряду слогов, слов;
  2. формировать навык подбора слов со звуком Л;
  3. продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.

    Занятие № 42. 

Тема:  Звук Л. Буква Л.

Цель: -  четко произносить звук Л изолированно и в сочетаниях  звуков;

  1.  учить определять первый и последний звук в словах, гласные звуки в этих словах;
  2.  учить отбирать картинки со звуком Л;
  3. определять место звука Л в словах;
  4. познакомить с буквой Л;
  5. упражнять с разрезной азбукой: составлять  и  читать слоги и слова;
  6. большая буква в именах собственных;
  7. читать по таблице слоги и слова.

         

       Занятие № 43.

   Тема:    Звук Ш.

   Цель: -  четко произносить звук Ш;

  1. учить выделять звук Ш в ряду звуков,   слогов, слов;
  2. формировать навык подбора слов со звуком Ш;
  3. продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.

   Занятие № 44. 

Тема:  Звук Ш. Буква Ш.

Цель: -  четко произносить звук Ш изолированно и в сочетаниях  звуков;

  1.  учить отбирать картинки со звуком Ш;
  2. определять место звука Ш в словах;
  3. познакомить с буквой Ш;
  4. упражнять с разрезной азбукой: составлять  и  читать слоги и слова;
  5. дать понятие о правилах написания слога – ши -;
  6. читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.

         

      Занятие № 45.

   Тема:    Звук Р.

   Цель: -  четко произносить звук Р;

  1. учить выделять звук Р в ряду звуков,   слогов, слов;
  2. формировать навык подбора слов со звуком Р;
  3. продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.

   Занятие № 46. 

Тема:   Звук Р. Буква Р.

Цель: -  четко произносить звуки Р, Рь изолированно и в сочетаниях  звуков;

  1.  учить отбирать картинки со звуком Р;
  2. определять место звука Р в словах;
  3. познакомить с буквой Р;
  4. упражнять с разрезной азбукой: составлять  и  читать слоги и слова;
  5. читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.

           

      Занятие № 47.

  Тема:  Звуки Л - Р.  

  Цель:  -  дифференцировать звуки Л - Р в слогах, словах, по картинкам;

            -  упражнять в замене звука Л на звук Р в обратных и прямых слогах, словах;

           - составлять по следам анализа слоги и слова из букв разрезной азбуки, читать их.

           

           

       Занятие № 48.

   Тема:    Звук Ж.

   Цель: -  четко произносить звук Ж;

  1. учить выделять звук Ж в ряду звуков,   слогов, слов;
  2. формировать навык подбора слов со звуком Ж;
  3. продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.

 

    Занятие № 49. 

Тема:  Звук Ж. Буква Ж.

Цель: -  учить отбирать картинки со звуком Ж;

  1. определять место звука Ж в словах;
  2. познакомить с буквой Ж;
  3. упражнять с разрезной азбукой: составлять  и  читать слоги и слова;
  4. правописание слога – жи -;
  5. читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.

        Занятие № 50.

     Тема:  Буква Ё.  

  Цель:  -дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки в   слогах и словах, по картинкам;

               - познакомить с буквой Ё;

              - читать обратные и прямые слоги, слова;

              - составлять из букв разрезной азбуки слова.

 . 

     Занятие № 51.

   Тема:    Звук Ц.

   Цель: -  четко произносить звук Ц;

  1. учить выделять звук Ц в ряду звуков,   слогов, слов;
  2. формировать навык подбора слов со звуком Ц;
  3. продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.

 

    Занятие № 52. 

Тема:  Звук Ц.  Буква Ц.

Цель: -  учить отбирать картинки со звуком Ц;

  1. определять место звука Ц в словах;
  2. познакомить с буквой Ц;
  3. упражнять с разрезной азбукой: составлять  и  читать слоги, слова;
  4. читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.

         Занятие № 53.

     Тема:   Буква Я.  

  Цель:  -дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки в   слогах и словах, по картинкам;

               - познакомить с буквой Я;

              - читать обратные и прямые слоги, слова;

              - составлять из букв разрезной азбуки слова.

 

      Занятие № 54.

   Тема:    Звук Ч.

   Цель: -  четко произносить звук Ч;

  1. учить выделять звук Ч в ряду звуков,   слогов, слов;
  2. формировать навык подбора слов со звуком Ч;
  3. продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.

   Занятие № 55. 

Тема:  Звук Ч.  Буква Ч.

Цель: -  учить отбирать картинки со звуком Ч;

  1. определять место звука Ч в словах;
  2. познакомить с буквой Ч;
  3. упражнять с разрезной азбукой: составлять  и  читать слоги и слова;
  4. дать понятие о правописании слогов – ча -, -чу -;
  5. читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.

      Занятие № 56.

   Тема:    Звук Э. Буква Э.

   Цель: -  закрепить знания о различиях между гласными и согласными звуками;

            -  четко произносить звук Э;

  1. учить выделять звук Э в ряду звуков,   слогов, слов;
  2. формировать навык подбора слов со звуком Э;
  3. продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры;
  4. познакомить с буквой Э;
  5. упражнять с разрезной азбукой: составлять  и  читать слоги и слова.

      Занятие № 57.

   Тема:    Звук Щ.

   Цель: -  четко произносить звук Щ;

  1. учить выделять звук Щ в ряду звуков,   слогов, слов;
  2. формировать навык подбора слов со звуком Щ;
  3. продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.

    Занятие № 58. 

Тема:  Звук Щ.  Буква Щ.

Цель: -  учить отбирать картинки со звуком Щ;

  1. определять место звука Щ в словах;
  2. познакомить с буквой Щ;
  3. упражнять с разрезной азбукой: составлять  и  читать слоги и слова;
  4.  дать понятие о правописании слогов – ща -, -щу -;
  5. читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.

     Занятие № 59.

     Тема:  Буква Ю.  

  Цель:  - дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки в   слогах и словах, по картинкам;

               - познакомить с буквой Ю;

              - читать обратные и прямые слоги, слова;

              - составлять из букв разрезной азбуки слова.

 . 

       

          Занятие № 60.

     Тема:   Буква Ь.  

  Цель:  -дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки в   слогах и словах, по картинкам;

               - познакомить с буквой Ь;

              - читать обратные и прямые слоги, слова;

              - составлять из букв разрезной азбуки слова.

         

          Занятие № 61.

     

  Тема: Звонкие и глухие согласные звуки.

  Цель: - дифференцировать глухие и звонкие согласные звуки в словах;

              - составлять схемы слов;

              - повторить понятие о  сомнительном согласном в конце слова;

              - читать предложения и короткие тексты.    

 

           

          Занятие № 62.

     Тема: Твердые и мягкие согласные звуки. 

  Цель : - дифференцировать  твердые и мягкие согласные в   словах;

               - определять место звука в слове;

               - закрепить навык обозначения мягкости согласных   буквами Е, Ё, Ю, Я, И, Ь;

               - составлять схемы слов;  

               - читать  предложения и короткие тексты.    

                  

Содержание программы

Занятие № 1.  Различение неречевых и звуков и звуков человеческой речи. Направление звука. Тембр, сила, интонация голоса.

Занятие № 2.  Ритмический рисунок слова. Различение на слух длинных и коротких слов. Понятие  «гласные и согласные звуки».

 Занятие № 3. Звук А. Выделение звука А в ряду гласных звуков, слогов со звуком А. Подбор слов, начинающихся со звука А.

Занятие № 4. Анализ звукового ряда из 2, 3 гласных звуков. Представление о букве, ее отличии от звука. Знакомство с буквой А.

 Занятие № 5. Звук У. Звук У в ряду звуков, слогов, односложных слов. Начальный ударный гласный звук.

 Занятие № 6. Звук У. Буква У. Анализ  ряда из 2, 3 гласных звуков. Подбор слов со звуком У. Знакомство с буквой У. Составление из букв разрезной азбуки и чтение слов уа, ау.

   

  Занятие № 7. Звук И. Выделение звука И в ряду гласных звуков, слогов и слов. Подбор слов со звуком И. Анализ ряда из 2, 3, 4 гласных звуков.

 

 Занятие № 8. Звук И. Буква И. Угадывание гласного звука по беззвучной артикуляции. Знакомство с буквой И.

 

 Занятие № 9. Звук О. Воспроизведение слоговых рядов. Подбор слов со  звуком О.

Занятие № 10. Звук О. Буква О. Выделение начального и последнего звука в словах. Упражнения в составлении и чтении слогов и слов из букв разрезной азбуки. Чтение слогов и слов по таблицам.

Занятие № 11. Звук Ы. Звук Ы в ряду  гласных звуков,  слогов, слов. Подбор слов со звуком Ы.

 

Занятие № 12. Звук Ы. Буква Ы. Определение наличия звука Ы в словах. Чтение слогов и слов по таблицам.

 

 Занятие № 13. Звук М. Произношение звука М в словах различной звуко - слоговой структуры. Отбор  картинок со звуком М. Место звука М в словах.

Занятие № 14. Звук М. Буква М. Первый и последний звук в словах.    Гласные звуки в  словах. Знакомство с буквой М. Чтение слогов и слов по таблицам.  

 

 Занятие № 15. Звук Н. Звук Нь. Дифференциация их на слух и в произношении.  Выделение звука Н в ряду звуков, слогов, слов. Самостоятельный подбор слов со звуком Н.

 Занятие № 16. Звук Н. Буква Н.  Картинки, названия которых начинаются со звука Н. Определение места звука Н в словах. Знакомство с буквой Н. Составление и чтение слогов и слов из букв разрезной азбуки.

  Занятие № 17. Звук Х. Произношение звука Х в словах различной звуко - слоговой структуры. Подбор слов со звуком Х.

 Занятие № 18. Звук Х. Буква Х. Место звука Х в словах. Знакомство с буквой Х. Чтение слогов и слов по таблицам.

 Занятие №19. Звук К. Звук Кь. Различение их  на слух и в произношении. Выделение первого и последнего глухого согласного звука в словах. Анализ прямых и обратных слогов.

 

   Занятие № 20. Звук К. Буква К. Определение места звука К в словах ( по картинкам). Знакомство с буквой К. Чтение обратных и прямых слогов по таблицам.

  Занятие № 21. Звук Т. Выделение звука Т в ряду звуков,    слогов,

 слов. Подбор слов со звуком Т.

 Занятие № 22. Звук Т. Буква Т. Определение места звука Т в словах. Чтение по таблице слогов и слов.

    Занятие № 23. Звук П. Звуки П, Пь, различение их  на слух и в произношении. Анализ обратных слогов.

  Занятие № 24. Звук П. Буква П. Упражнения с разрезной азбукой:  составление и чтение слогов и слов.

 Занятие № 25. Звук В. Выделение звука В в ряду звуков, слогов, слов. Подбор слов со звуком В. Анализ прямых и обратных слогов, слов несложной звуковой структуры.

Занятие № 26. Звук В. Буква В. Место звука В в словах. Знакомство с буквой В. Большая буква в начале предложения. Чтение по таблице слогов и слов.

 

Занятие № 27. Звук Г. Звук Гь, различение их  на слух и в произношении. Выделение звука Г в ряду звуков, в слогах, словах. Самостоятельный подбор слов со звуком Г.

 

 Занятие № 28. Звук Г. Буква Г. Картинки, названия которых начинаются со звука Г. Место звука Г в словах. Знакомство с буквой Г. Большая буква в начале предложения.

 Занятие № 29. Звук Б.Звук Бь, различение их  на слух и в  произношении. Выделение звука Б в ряду звуков, в слогах, словах.

 Занятие № 30. Звук Б. Буква Б. Анализ слогов и слова. Знакомство с буквой Б. Упражнения с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов по таблицам.

Занятие № 31. Звук Д. Звук Дь, различение их  на слух и в  произношении. Выделение звука Д в ряду звуков, в слогах, словах, по картинкам. Выделение первого и последнего  согласного звука в словах, гласных звуков в этих словах.

 Занятие № 32. Звук Д. Буква Д. Определение места звука Д в словах. Знакомство с буквой Д. Большая буква в именах собственных.

 

 Занятие № 33. Буква Е. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в слогах и словах, по картинкам. Знакомство с буквой Е. Чтение обратных и прямых слогов, слов.

  Занятие № 34. Звук Ф. Выделение звука Ф в ряду звуков,  слогов, слов.  Анализ слов несложной звуковой структуры.

 Занятие № 35. Звук Ф. Буква Ф. Упражнения с разрезной азбукой.

      Чтение слогов и слов по таблицам.

 Занятие № 36. Звук С. Выделение звука С в ряду звуков, слогов, слов.   Анализ прямых и обратных слогов, двухсложных слов.

Занятие № 37. Звук С. Буква С. Определение первого и последнего звука в словах. Упражнения с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов по таблицам.

 Занятие № 38. Звук Й. Буква Й. Произношение звука Й изолированно и в сочетаниях  звуков. Дифференциация звуков Й – Ль. Знакомство с буквой Й.

 Занятие № 39. Звук З. Звук З в ряду звуков, слогов, слов.

     Подбор слов со звуком З. Анализ прямых и обратных слогов, слов     несложной звуковой структуры.

    Занятие № 40. Звук З. Буква З. Место звука З в словах. Знакомство с буквой З.  Упражнения с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов по таблицам.

Занятие № 41. Звук Л. Звук Л в ряду звуков, слогов, слов. Подбор слов со звуком Л. Анализ прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.

   Занятие № 42. Звук Л. Буква Л. Место звука Л в словах. Знакомство с буквой Л. Большая буква в именах собственных.

 Занятие № 43. Звук Ш. Произношение звука Ш.  Подбор слов со звуком Ш. Анализ прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.

    Занятие № 44. Звук Ш. Буква Ш. Произношение звука Ш изолированно и в сочетаниях  звуков. Упражнения с разрезной азбукой. Чтение по таблице, индивидуальным карточкам слогов и слов.

 

 Занятие № 45. Звук Р. Произношение звука Р.  Подбор слов со звуком Р. Анализ прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.

   Занятие № 46. Звук Р. Буква Р. Место звука Р в словах.

Знакомство с буквой Р. Упражнения с разрезной азбукой.

Чтение по таблице, индивидуальным карточкам слогов и слов.

 

 Занятие № 47.  Звуки Л, Р. Дифференциация звуков Л - Р в слогах, словах, по картинкам. Составление из букв разрезной азбуки по следам анализа обратных и прямых слогов, слов. Чтение их.

 Занятие № 48. Звук Ж. Произношение звука Ж.  Подбор слов со звуком Ж. Анализ прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.

 

Занятие № 49. Звук Ж. Буква Ж. Место звука Ж в словах. Правописание слога – жи -. Чтение по таблице, индивидуальным карточкам слогов и слов.

 

 Занятие № 50. Буква Ё.  Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в слогах и словах, по картинкам. Знакомство с буквой Ё. Составление слов из букв разрезной азбуки.

  

 Занятие № 51. Звук Ц. Подбор слов со звуком Ц. Анализ прямых и  обратных слогов, слов различной звуковой структуры.

Занятие № 52. Звук Ц.  Буква Ц. Место звука Ц в словах. Чтение слогов и слов по таблице, индивидуальным карточкам.

 Занятие № 53. Буква Я.  Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в слогах и словах, по картинкам. Знакомство с буквой Я. Чтение обратных и прямых слогов, слов.

 

 Занятие № 54. Звук Ч. Произношение звука Ч. Выделение звука Ч в ряду звуков, слогов, слов. Анализ прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.

 

 Занятие № 55. Звук Ч.  Буква Ч. Место звука Ч в словах.

знакомство с буквой Ч. Правописании слогов – ча -, -чу -.

Чтение слогов и слов по таблице, индивидуальным карточкам.

Занятие № 56. Звук Э. Буква Э. Выделение звука Э в ряду звуков, слогов, слов. Анализ прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры. Чтение слогов и слов.

  Занятие № 57. Звук Щ. Произношение звука Щ. Анализ прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.

 Занятие № 58. Звук Щ.  Буква Щ. Место звука Щ в словах.

Знакомство с буквой Щ. Правописание слогов – ща -, -щу -. Чтение слогов и слов по таблице, индивидуальным карточкам.

 Занятие № 59. Буква Ю.  Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в слогах и словах, по картинкам. Знакомство с буквой Ю. Составление слов из букв разрезной азбуки.

 Занятие № 60. Буква Ь. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в слогах и словах, по картинкам. Знакомство с буквой Ь. Составление слов из букв разрезной азбуки.

 Занятие № 61. Звонкие и глухие согласные звуки. Схемы слов. Сомнительный согласный в конце слова. Чтение предложений и коротких текстов.    

 

  Занятие № 62. Твердые и мягкие согласные звуки.  Обозначение мягкости согласных буквами Е, Ё, Ю, Я, И, Ь. Схемы слов. Чтение  предложений и коротких текстов.    

                                                   

                                   Литература

             

            Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985

Колесникова Е. В. От звука к букве. М., 2003

Колесникова Е. В. От слова к звуку. Рабочая тетрадь. М., 2002

Косинова Е. М. Гимнастика для развития речи. М., 2003

Косинова Е. М. Логопедический букварь. М., 2010

Кошелева Г. А. Роль игры в процессе реализации психолингвистического подхода в коррекционных целях. Дошкольная педагогика, №4, 2006

Пожеленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. М.,2000

Федина О., Федин С. Самая веселая азбука. М., 2004

Харченко Е. П. Диссинтаксия как незавершеннность развития языковой системы. Дошкольное педагогика, №2, 2009

Цуканова С. П., Бетц Л. Л. Я учусь говорить и читать. М., 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительной платной услуги по развитию у детей художественных способностей «Капелька»

СОДЕРЖАНИЕI.Целевой раздел71.1.Пояснительная  записка71.1.1.Цели   и задачи  реализации Программы. 91.1.2.Принципы и походы к  формированию  Программы101.1.3.Значимы...

АРТ-ФАНТАЗИЯ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ УСЛУГИ ПО РАЗВИТИЮ ТЕАТРАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе программы Н.Ф. Сорокиной и Л.Г. Миланович «Театр – творчество - дети»

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Обосно...

ПРОГРАММА дополнительной платной услуги «Белая ладья» "Проведение занятий по обучению детей игре в шахматы" для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет

Рабочая программа «Белая ладья» составлена для детей старших групп на основе авторской программы И.Г. Сухина «Шахматы» рекомендованную Министерством образования Российской Феде...

Рабочая программа дополнительной платной образовательной услуги общеразвивающей направленности «Мульти-пульти»

На сегодняшний день все актуальнее звучит вопрос о новых технологиях, которые способствуют формированию таких качеств личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартн...

Программа кружка "Квиллинг"Рабочая программа дополнительной платной образовательной услуги Творческая мастерская «Волшебный завиток» Обучение детей элементарным приемам техники квиллинг (скручивание из бумажных лент).

Рабочая программа для дополнительной платной услуги. Программа расчитана для детей старшей и подготовительной группы. Развиваем моторику рук, дети увличенно занимаются в кружке....

Рабочая программа дополнительной платной образовательной услуги социальногуманитарной направленности «ЗвукоЗаврик»

Программа дополнительного образования составлена на основе программы Картушиной М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» с учетом межпредметных связей по областям: 1. Познанавательное...