"Играя, учим говорить красиво"
материал по обучению грамоте на тему

Рабинчук Светлана Витальевна

Практические рекомендации для родителей по формированию правильной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igraya_uchim_govorit.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

«Играя, учим говорить красиво».

Уважаемые родители, давайте поговорим с вами о речи, т.е. способности говорить, умении вести беседу.

«Говорить красиво» - это значит:

  • Чётко произносить звуки, правильно ставить ударения;
  • Использовать в речи точные названия предметов, их частей, образные выражения (эпитеты, сравнения…);
  • Оформлять предложения грамматически правильно;
  • Добиваться эмоциональной выразительности речи.

Чтобы научить ребёнка говорить красиво, нужно приложить старание. Основной формой обучения детей в дошкольном возрасте служит игра. Для того, чтобы ребёнок мог слышать и различать звуки, нужно развивать фонематический слух. Помогут в этом игры, приведённые ниже.

«Я знаю три слова со звуком [с] (или любой другой)»

Цель: развивать фонематический слух, умение определять наличие того или иного звука в слове.

Участники игры поочереди придумывают слова на заданный звук.

«Я знаю три слова со звуком [с] – собака, лиса, сом».

«Цепочка слов».

Цель: развивать фонематический слух, умение слышать первый и последний звук в слове.

Ведущий говорит слово, выделяя в нём последний звук, ребёнок придумывает слово на последний звук, который в слове становится первым, и так далее: лук → крот → танк → кобра…

«Назови по-другому»

Цель: учить подбирать слова-синонимы.

Шофёр - водитель;

Швея – портниха, модистка;

Красивый - замечательный, чудесный, привлекательный;

Добрый – заботливый, милосердный, чуткий.

«Скажи наоборот»

Цель: учить использовать в речи слова-антонимы.

Мы сейчас откроем рот,

Чтоб сказать наоборот.

Взрослый бросает мяч ребёнку и произносит слово; возвращая мяч, ребёнок называет другое слово – с противоположным значением (можно обойтись и без мяча):

Высокий - низкий;

Добро – зло;

Широкий – узкий;

Горе – радость;

Мягкий – твёрдый;

Продавать – покупать;

Закрыть – открыть…

«Вставьте нужное слово».

Цель: учить понимать и объяснять значение некоторых фразеологических оборотов.

Не в бровь, а в глаз (точно);

Делать из мухи слона (преувеличивать);

Зарубить себе на носу (запомнить);

Зимой не выпросишь снега ( жадный)…

«Будьте внимательны»

Цель: учить правильно, соотносить прилагательное с существительным, использовать нужную форму слова.

лучистОЕ солнышко;

краснОЕ платье;

пять ведров (вёдер);

пять медвежат;

мокрый полотенце (мокрОЕ)…

Для формирования интонационной выразительности скажите ребёнку чистоговорку: «На суку сидит сова, видно, строгая она» (или любую другую) и попросите ребёнка повторить:

  • Медленно – быстро;
  • Громко – тихо;
  • Вопросительно – утвердительно;
  • Грустно – радостно.

При разучивании стихов предварительно проанализируёте, какие строки ребёнок будет читать громко, какие быстро, вопросительно, испуганно, радостно.

Итак, надеемся, что мы помогли вам в обучении детей умению говорить красиво, что те игры и упражнения, которые мы предложили, вы будете использовать с детьми дома, чтобы благоприятно воздействовать на их речевое развитие.

Список рекомендуемой литературы:

  • Бородич А.М. Методика развития речи детей.
  • Герасимова А. Малыш учится говорить. От «агу» до монолога.
  • Козырева Л.М. Слова – друзья и слова - неприятели.
  • Пожиленко Е.А. артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста.
  • Поль Л. Сопер. Основы искусства речи.
  • Шанский Н.М., ЗиминВ.И., Филлипов А.В. школьный фразеологический словарь русского языка.

Удачи!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре – практикуме для педагогов ДОУ «Играя, учим говорить красиво»

От своевременного формирования правильного произношения зависят общая культура речи и, следовательно, нормальное речевое общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а пос...

Выступление на педсовете для родителей «Играя, учим говорить красиво»

Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс; её появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов.Овладение речью и дальнейшее ее формирование находятся в прямой и тесно...

Мастер – класс «Играя, учим говорить красиво»

Мастер – класс «Играя, учим говорить красиво»...

Мастер – класс «Играя, учим говорить красиво»

Цель: научить родителей играть в игры на обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя, развитие интонационной выразительности речи...

Мастер - класс "Играя, учим говорить красиво"

Представила родителям игры на обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя и интонационной выразительности речи....

Мастер – класс как форма работы с родителями « Играя, учим говорить красиво»

Повышение педагогической культуры родителей и их интерса к жизни детского сада, обмен информации между педагогом и родителями....