"Путешествие в Звукогад"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Антонцева Елена Николаевна

Конспект занятия по обучению грамоте

Задачи:

Закреплять умения и знания детей, полученные в течение года:

-упражнять в умении различать  гласные и согласные  звуки

-определять первый звук в словах, знать его символ

-продолжать учить характеризовать согласные звуки, определять его мягкость или твердость

-определять местоположение звука в слове (в начале, в середине, конце)

-совершенствовать технику чтения при помощи символов звуков

-уточнить представление о предлогах; учить составлять предложения с предлогами.

-учить согласовывать числительное с существительными

Развивать память, мышление, фонематический слух.

Воспитывать дружелюбие, чувство товарищества.

Развивать  познавательный интерес, желание учиться.

 Оборудование: конверт  с заданиями, корзинка, картинки: матрешка, тарелка; тарелочки с манной крупой, схемы слов и фасольки  для каждого ребенка; влажные салфетки; символы звуков («Специальные символы» Т.А.Ткаченко); таблица – схема для характеристики звуков; 2 дома с пустыми окошками (крыши домов красного и сине-зеленого цветов); картинки в названии, которых есть звук «Т»; схемы предлогов, картинки гномов; иллюстрации: утюг, тыква, салют.

 Ход занятия:

Орг. момент: 

Дети стоят рядом с воспитателем.

 В-ль: Посмотрите,  к нам пришли гости. Они хотят посмотреть, как мы умеем заниматься. Давайте мы представимся. Для этого  вы должны назвать себя полным именем: Анастасия, Ирина, Вячеслав….

-Протяните руки вперед, как солнечные лучики, соедините  их в центре круга. …….

У нас получилось солнышко. Тихо постойте, почувствуйте себя солнечным лучиком. Почувствуй, как тепло  побежало от ваших  рук  к  рукам ваших товарищей. Как хорошо рядом с другом!

 

Логоритмическое упр. «Солнышко»

 

Солнышко, солнышко,

Погуляй у речки,

Солнышко, солнышко,

Разбросай колечки!

Мы колечки соберем,

Разноцветные возьмем.

Покатаем, поиграем,

И опять тебе вернем!

 

-Сегодня у нас не совсем обычное занятие. Наши знакомые звуковички Тим и Том снова прислали нам корзинку с играми. Хотите поиграть? (Да)

Для этого нам придется отправиться в страну Фонетику, в город Звукоград.

 

Упражнение: Сядет тот, кто  правильно найдет для своего словечка нужный домик.

Дети берут из корзинки по  картинке, говорят, что нарисовано и определяют количество слогов в слове.

 

-Садитесь поудобнее. За каждый правильный ответ  вы будете получать фишки.

 

- Соедините звуки в слова: п а р,    м а к,    с о н,     н о с,      с ы р,     б а к,   м и р,   д о м…

 

-Молодцы! Посмотрите, какие  высотные  дома стоят в городе Звукограде. Давайте  «заселим дома звуками». Кто из  вас догадался, как это можно сделать? Ну, конечно, нужно разделить гласные звуки и согласные. Подумайте, в какие домики мы будем заселять гласные (согласные) звуки?

 (дети говорят, что крыши домиков «подсказывают ответ», на одном домике красная крыша, а на другом домике сине-зеленая)

Кто из вас сможет заселить домики и перечислить звуки?  Выходят 2 детей «заселяют домики»

- Н. В, М.Д. Б, П, Т -эти звуки согласные, он не поются, им мешают  губы, зубы или язык. Твердые согласные обозначаются синим цветом, а мягкие согласные обозначаются зеленым цветом.

-А, У, О, И, Ы – эти звуки гласные, они поются, им не мешают преграды. Гласные звуки обозначаются красным цветом.  Молодцы!

 

-Кто из вас мне напомнит, с символом, какого звука мы познакомились на прошлом занятии? (Т)

 

Упражнение «Найди символ звука «Т»

Ребенок на доске находит символ звука «т» и при помощи таблицы-схемы  дает его характеристику:   звук «т»- согласный, глухой, бывает твердый и мягкий.

 

Игра  «Чудесная шкатулка» или «Подарки для Тома и Тима»

Дети по одному выбирают  и «дарят» гномикам картинку,  в названии которых есть твердый  или  мягкий  звук «Т»

 

 Упражнение «Анализ и синтез звукосочетаний»

-Сколько звуков я произнесла? Какой первый, второй, третий звук? (АТ, ОТ, ТУ, ТОМ)

 

Упражнение «Чтение слогов»

На доске: при помощи символов дети составляют и читают односложные слова: мак, пух, дом.

Молодцы!

 

Физминутка

Как живёшь?
Вот так! 
Как плывёшь? 
Вот так!
Как бежишь? 
Вот так! 
Вдаль глядишь? 
Вот так!
Машешь вслед? 
Вот так!
Ждёшь обед? 
Вот так!
Утром спишь?
Вот так!
А шалишь? 
Вот так!              (Н.Пикулева)

 

 

1.Золотая голова

Велика, тяжела.

Золотая голова

Отдохнуть прилегла,

Голова велика,

только шея тонка   (тыква)

 

2.Гладит все, чего касается,

А дотронешься – кусается   (утюг)

 

3. Грянул гром,

Веселый гром,

Засверкало все кругом!

Рвутся в небо неустанно

Разноцветные фонтаны,

Брызги света всюду льют,

Это праздничный… (салют)

 

Упражнение «Определи с помощью фасольки местоположение звука «Т» в словах: тыква, утюг, салют. Дети, сидя за столами, определяют позицию звука: в начале, в середине или  в конце слова.

 

Игра «Волшебный  кубик» На сторонах кубика наклеены картинки:  трамвай,  тыква,  телевизор, телевизор, тарелка, тюлень .Дети по очереди бросают кубик и произносят слова:

«Крутись - вертись,

На бочок ложись!»

Потом составляют  предложения с предлогами: в, из, на, над, под, по, из-за.

 

Итог занятия. Понравились ли вам игры старичков - Звуковичков?

-Какая игра вам понравилась больше всего?

-Давайте, подведем итог (дети считают свои фишки).

Вы все сегодня были молодцы. Всем спасибо!

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в лес»

Цели мероприятия1. Закрепить знания о флоре и фауне леса. 2. Развить выразительность мимики и пантомимики, воображение, речь. 3. Формировать интерес к природе, совместной деятельности со сверстниками....

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в гости к зиме»

Цели мероприятия: 1. Развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность.2. Закрепить знания о зимних явлениях в природе. 3. Формировать интерес к окружающему.Вводная б...

Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»

Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме.  Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...

Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

«Путешествие с книгой»:« Путешествие на праздник Масленица».

Занятие разработали и провели: Воспитатели старшей группы №8ГБДОУ№127Невского районаг. Санкт-ПетербургаСитникова Нина Федоровна иФарухшина Наталья Михайловна Ко...

Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"

                                          Муниципальное дошкольное образовательное учреж...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...