Занятие по обучению грамоте в подготовительной речевой группе. В гостях у звука "Ш".
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Петрова Ирина Юрьевна

На занятие используются  разные приёмы, которые  помогают детям познакомиться со звуком «Ш» и автоматизировать его в слогах, словах, предложениях. У детей развивается слуховое внимание, память, а также они  самостоятельно  проводят  звуковой анализ слов, изменяют  и образовывают  слова.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyakh_u_zvuka_sh.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по обучению грамоте в подготовительной речевой группе

В гостях у звука «Ш» .

Цели:

коррекционно-образовательные

  • закрепить понятие о механизме образования звука «Ш»
  • продолжать учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука «Ш» с опорой на различные виды анализаторов
  • формировать навыки словообразования и словоизменения

коррекционно-развивающие

  • автоматизировать у детей звук «Ш» в слогах, в словах и предложениях
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику
  • развивать у детей дыхание, голос, мимические мышцы
  • развивать фонематический слух и восприятие
  • развивать звукобуквенный анализ
  • уточнять и расширять словарь
  • развивать внимание и память

коррекционно-воспитательные

  • воспитывать у детей самоконтроль за речью
  • воспитывать у детей наблюдательность

Оборудование: Цветные фишки для выкладывания звуковых схем и цветные символы для характеристики звука «Ш»,  предметные картинки со звуком «Ш», схемы предложений.

Ход:

1. Организационный момент, стоя вокруг педагога

Задание:

 - Как шипит змея? Дети рукой показывают волнистые движения, как ползёт по дорожке змея, и произносят звук «Ш» на одном дыхании.

2. Введение в тему занятия

Задание:

Дети садятся за столы.

Логопед: Как вы думаете, о каком звуке мы будем сейчас говорить? (о звуке «Ш»).

Логопед напоминает артикуляцию звука «Ш».

Дети вспоминают характеристику этого звука и выставляют соответствующие цветные символы звука «Ш». (Звук «Ш» - согласный, всегда твёрдый, глухой).

3. Речевая зарядка: 

 Ша-ша-ша - наша Маша хороша.

 Шу-шу-шу – шубу новую ношу.

 Ши-ши-ши – Миша с Машей малыши.

Логопед следит за артикуляцией произносимого звука.

4. Закрепление звука в слогах и словах.

Задание:

Логопед показывает два цветных символа виде кружков (красного и синего цвета), а дети называют свои слоги со звуком «Ш».

Логопед напоминает, что красный кружок – это любой гласный звук, а синий кружок – это звук «Ш».

Дети называют сначала закрытые слоги (АШ, ОШ, УШ, т.д.), а потом открытые (ШУ, ШИ, ША, и т.д.).

Задание:

«Хлопни в ладоши». Дети хлопают в ладоши, услышав слог со звуком «Ш» (СА-ШО-ЖУ-ШИ-СЫ-ЩА-ЧИ-ЖИ-ЩА и т.д.)

«Топни ногой». Дети топают ногой, услышав слово со звуком «Ш» (кушетка, самовар, шуба, сковородка, щёки, самолёт, мышеловка и т.д.)

Задание:

Дети должны выбрать и назвать из ряда предметных картинок те, в которых встречается звук «Ш» (шуба, самокат, сумка, шина, лягушка, ваза, щенок, карандаши, жаба)

5. Изменение глаголов по лицам

Задание:

Логопед предлагает поиграть со словами, изменяя их по лицам.

Давайте поиграем со словами  ШАГАТЬ, ДЫШАТЬ. Будем изменять слово: Я - шагаю, ОН - шагает, ОНА - шагает, МЫ - шагаем, ВЫ - шагаете, ОНИ - шагают; Я – дышу, ОН – дышит, ОНА – дышит, Мы -  дышим, ВЫ – дышите, ОНИ – дышат.

 

Физминутка речь и движение «Машина»

Мчатся бешено машины                            (держат руль)
Ши-ши-ши-ши,
По шоссе шуршат их шины                       (топают ногами)
Шу-шу-шу-шу,
В конце дальнего пути                               ( ладонь у лба)
Уш-уш-уш-уш,
Слышен шепот                                            ( ладони рупором)
Шо-шо-шо-шо.
Это шина шепчет шине:
«Я уж больше не спешу-шу-шу-шу».       (на выдохе, с понижением силы голоса)

6. Игра «Назови ласково слово и передай мяч другому»

 Задание:

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (петух, ухо, шуба, каша, муха, башня, вишня)

7. Звуковой анализ слов

Задание:

Логопед предлагает провести звукобуквенный анализ слов (МЫШКА, МИШКА)

Дети выкладывают звуковую схему слов с помощью цветных фишек и анализируют схемы.

8.Игровое упражнение «Составь предложение»

Задание:

Логопед называет слова, а дети составляют устно предложение и выкладывают схему предложения с помощью палочек.

Два, Алёша, год – Алёше два года.

Купить, мишка, Алёша – Алёше купили мишку.

Алёша, мишка, катать, на, машина – Алёша катает мишку на машине.

Логопед подводит итог занятия.