Книжка, с Днём рождения!
материал (подготовительная группа) по теме

Каширина Светлана Сергеевна

Детский праздник, посвященный создателям азбуки - святым равноапостольным Кириллу и Мефодию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл knizhka_s_dnem_rozhdeniya.docx121.75 КБ

Предварительный просмотр:

Книжка, с Днем рождения!

Цель

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам православной культуры.

Задачи

Развитие интереса к духовному наследию народа.

Знакомство с житием святых равноапостольных Кирилла и Мефодия  и историей появления азбуки.

Формирование культуры чтения.

Воспитание положительных качеств личности.

Оборудование

Имитация обстановки комнаты; костюмы бабушки, Ангела, Азбуки, героев детских книжек; шапочки с буквами славянской азбуки; икона святых равноапостольных Кирилла и Мефодия; Евангелие для детей; изображение славянской азбуки;  искусственные цветы; обручи; таблички с названиями «островов доброты»и частей пословиц; аудиозаписи.

Зал празднично украшен. Под песню «Книжка, с Днем рождения!» входят дети.

Ведущий.

Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу.
Без книги хорошей я жить не могу.

Сценка «Благая весть».

Сцена 1.

С одной стороны сцены выходит мальчик, навстречу ему идет бабушка.

Мальчик.

Здравствуйте, Вера Ивановна!

Бабушка.

Здравствуй, внучек. С именинами тебя!                          

Мальчик.

С какими еще именинами?

Бабушка.

Как же? Сегодня день святого Кирилла, твоего небесного покровителя, и брата его Мефодия.

На-ка вот… (вынимает из сумки небольшую книжечку, подает мальчику). 

От меня небольшой подарочек.

Мальчик вертит книгу в руках.

Мальчик.

Ну, ладно, спасибо.

Расходятся.

Сцена 2.

Мальчик вбегает в комнату.

Мальчик.

Мама, а у меня сегодня именины.

Мама.

Правда?

Мальчик.

Ну, да. Вот, Вера Ивановна мне книжку подарила (вздыхает.) 

Правда, лучше бы она мне машинку подарила или конструктор. А-то книгу! У меня полно книг! Вон, ставить некуда.

Мама.

Сынок, нельзя так говорить. Если человек делает подарок от чистого сердца, нужно принимать его с благодарностью. Какой бы он ни был.

Ну-ка, давай посмотрим, что это. (Берет книгу из рук мальчика, читает) Евангелие.

Мальчик.

А что это значит?

Мама.

Я не знаю. Давай, почитаем?

Мальчик.

Вот еще! У меня уроков полно.

Мама.

(Вздыхает). Ну, ладно, делай уроки.

Мама кладет книгу на стол, выходит. Мальчик садится за стол, достает учебники, раскрывает один из них. Читает какую-то жутко нудную фразу (начало задачки или правило по грамматике). Глаза у него слипаются. Он встряхивается, трет глаза, таращится в книгу, но безуспешно, прочитать ничего не может. Зевает, бормочет.

Мальчик.

Ладно, сейчас вздремну немного, а потом…

Кладет голову на стол и засыпает.

Бесшумно выходит Ангел, останавливается  рядом с мальчиком.

Ангел.

(Зовет тихо). Кирилл!

Мальчик вздрагивает, просыпается.

Мальчик.

(Испуганно). Ты кто? Ты откуда здесь взялся?

Ангел.

Не бойся. Я твой Ангел-хранитель.

Мальчик.

Как это? Ты что, меня охраняешь?  

Ангел.

Да. Радуюсь, когда ты радуешься, и огорчаюсь, когда ты огорчаешься. Но сейчас ты меня очень расстроил.

Мальчик.

Чем?

Ангел.

Вот ты расстроился, что тебе подарили книгу. А ты знаешь, что было время, когда на Руси вообще не было книг?

Мальчик.

Как это?

Ангел.

А вот так. Славяне, наши предки, говорили между собой, но читать и писать не могли. Потому что у них не было азбуки. И нигде они не могли узнать о Христе. Благая весть еще не дошла до них. Они не знали, что родился Спаситель мира, что мир спасен.

Мальчик.

А что такое Благая весть?

Ведущий.

И рассказал Ангел Кириллу о том, что с благой вестью был послан Архангел Гавриил к Деве Марии, сообщить, что у Нее родится ребенок, младенец Иисус, который спасет весь мир.

Потом четыре евангелиста, Матфей, Лука, Марк и Иоанн, сообщили Благую весть людям вот в этой книге, которая называется Евангелие. Что в переводе и означает Благая весть. В этой книге они рассказали о жизни Иисуса Христа, о Его заповедях, о том, как нам жить.

А русским людям, как и другим славянским народам, ничего об этом не было известно.

Поэтому Бог послал святых Кирилла и Мефодия донести Благую весть до славян.  С Божьей помощью они создали славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей, и перевели на славянский язык Евангелие и другие книги. И тогда славянские народы тоже узнали, что родился Спаситель мира, что мир спасен.

Мальчик.

А как это – спасен?

Ангел.

А вот об этом ты узнаешь, если прочитаешь эту книгу.

Мальчик недоверчиво берет книгу, раскрывает, начинает читать.

Ангел так же бесшумно исчезает.

Сцена 3.

Мальчик потягивается, потирает глаза. Входит мама.

Мальчик.

Мама, мне приснился такой сон! Будто ко мне пришел ангел.

Мама.

Правда?

Мальчик.

Да, он рассказал мне о святых Кирилле и Мефодии. Это они донесли до славян Благую весть.

Мама.

А что такое Благая весть?

Мальчик.

Пойдем, я расскажу тебе.

Мама и мальчик уходят.

Колокольный звон.

Ребенок 1.

По широкой Руси - нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Ребенок 2.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Гимн святым Кириллу и Мефодию, просветителям славян. Слова М.П. Розенгейма, музыка В.И. Главача

Ведущий.

Буква к букве - будет слово,

Слово к слову - речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям,

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!

Ведущий.

Все буквы в славянской азбуке особенные. Глубокий смысл заложен в их названиях. Сейчас мы об этом узнаем.

Выходят две буквы «Аз» и «Буки».

Аз.

Здравствуйте! Я буква Аз. Я азбуке начало.

Буки.

А меня зовут Буки. В народе говорят: «Сначала Аз да Буки, а потом и науки».

Ведущий.

Вам, дорогие буквы, выпала большая честь стоять в начале алфавита. Именно с вас начинается путь каждого человека в мир знаний.

А к нам спешит еще одна буква.

Выходит буква «Веди». «Аз» и «Буки» уходят.

Веди.

Здравствуйте, дети! Меня зовут Веди. Я все знаю, все ведаю.

Ведущий.

А знаешь ли ты, что означает слово «здравствуйте»?

Веди.

Пожелание здоровья.

Ведущий.

А слово «спасибо»?

Веди.

Спаси Бог.

Ведущий.

Ребята, посмотрите, сколько цветов расцвело у нас в детском саду! (Дети поднимают цветы).

Это всё добрые слова.

Дети называют по порядку добрые слова: «доброе утро», «пожалуйста», «приятного аппетита», «простите», «спокойной ночи», а Веди собирает из цветов букет.

Веди.

Если все будут говорить хорошие, добрые слова, то наша планета станет похожа на огромный цветущий сад. А плохие, ядовитые слова мы в этот сад не пустим!

«Веди» ставит букет в вазу и уходит.

Ведущий.

А мы продолжаем знакомиться со славянской азбукой.

Выходит буква «Глаголь».

Глаголь.

Здравствуйте! Я буква Глаголь.

Ведущий.

 Какое у тебя красивое имя! А что оно означает?

Глаголь.

Глаголить – значит говорить. Ребята, отгадайте мои загадки. Но, прежде чем ответить, хорошенько подумайте!

Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться.
(Книга)

Черные птички

На каждой страничке,

Молчат, ожидают,

Кто их прочитает.

(Буквы)

Выходит буква «Добро». «Глаголь» уходит.

Добро.

Добрый день! Меня зовут Добро.

Ведущий.

Мы рады встрече с такой доброй буквой!

Добро.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Ведущий.

Давайте поиграем в «Острова доброты» и посмотрим, умеете ли вы читать.

Игра «Острова доброты».

Под музыку дети бегут по залу. По окончании занимают «остров» (обруч) и прочитывают его название, написанное на листочке: « Я на острове Милосердия (Доброты, Тишины, Света, Радости, Мира, Любви, Красоты, Счастья, Веры, Щедрости, Уважения).

Выходит буква «Люди».

Люди.

Здравствуйте! Я – буква Люди.

Люди, вы в ладу живите,

Ласку и любовь несите.

Лучистое солнце не делим на части,

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья

Ты можешь, ты должен,

Ты в силах друзьям подарить.

Песня «Настоящий друг».

Выходит буква «Мыслете».

Мыслете.

Здравствуйте! Меня зовут Мыслете!

Ведущий.

Какая мудрая буква к нам пришла!

Мыслете.

Мудрецам давно известно:

Там, где умным мыслям тесно,

Нет ни зависти, ни скуки.

Мастера там на все руки.

Шить, варить и рисовать,

Веселиться и играть.

Игра «Собери пословицу». 

Две команды собирают из отдельно написанных  слов пословицы: «Испокон века книга растит человека» и  «С книгой поведешься – ума наберешься».

Ведущий.

Спасибо вам, буквы, за то, что учите нас красоте, доброте, мудрости.

А теперь, ребята, встречайте современную Азбуку.

Выходит Азбука.

Азбука.

Вы обо мне, а вот и я

Привет огромный вам друзья.

Я – Азбука, учу читать

Меня никак нельзя не знать.

Меня изучишь хорошо –

И сможешь ты тогда

Любую книгу прочитать

Без всякого труда.

А сейчас я хочу узнать, хорошо ли вы читали сказки?

Под звуки сказочной мелодии выходят сказочные герои.

Ребенок.

Мы из сказки – ты нас знаешь,

Если вспомнишь, отгадаешь!

А не вспомнишь – ну так что ж

Сказку заново прочтёшь!

Лиса.

Укатился он из дома

По дороге незнакомой.

Ты узнал его, дружок?

Это – самый непослушный,

Говорливый, простодушный

И румяный …

(Колобок.)

Волк.

Кто работать не хотел,

А играл и песни пел?

К братцу третьему потом

Прибежали в новый дом.

От волка хитрого спаслись,

Но долго хвостики тряслись.

Сказка известна любому ребёнку

И называется …

(Три поросёнка.)

Принцесса.

Знайте, этого плутишку

Никому не обхитрить:
Людоеда, словно мышку,

Умудрился проглотить!
И шпоры звенят у него на ногах,

Скажите мне, кто это?...
(Кот в сапогах.)

Сказочные герои уходят.

Азбука.

А сейчас я приглашаю всех танцевать.

Полька «Азбука».

Ребенок.

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти;

– Прочти, пожалуйста, прочти!

Не надо умолять сестрицу:

– Ну, прочитай еще страницу!

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять – и почитать!

Слово священнику.

Ведущий.

Человек и зверь, и пташка –

Все берутся за дела;

С ношей тащится букашка,

За медком летит пчела.

Ясно поле, весел луг,

Лес проснулся и шумит,

Дятел носом тук да тук!

Звонко иволга кричит.

Рыбаки уж тянут сети,

На лугу коса звенит...

Помолясь, за книгу, дети!

Бог лениться не велит!

Интернет-ресурсы:

Детские православные сайты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий тетарализованной игры с детьми старшей группы по правилам дорожного движения “Изучая правила движения к Нюше мы идём на днём рождения”

Цели: - организовать досуг детей; - развивать творческие способности детей; - закрепить знания правил дорожного движения в форме игровой деятельности; - развивать эмоциональную сферу личности ребё...

Сценарий праздника "С Днём рождения детский сад"

Сценарий праздника к юбилею детского сада с участием детей разного возраста. Главные герои: Карлсон - взрослый, Малыш - ребёнок....

Сценарий праздника посвященного Дню города "С днём рождения Москва!"

Сценарий посвящен столице нашей Родины - Москве.Москва – столица России, в которой есть спортивные и  культурные центры, и что она связана с другими городами железнодорожными, водными и воздушным...

С днём рождения, "Алёнушка"!

Сценарий проведения дня рождения детского сада....

Сценарий праздника "С днём рожденья, детский сад!"

Сценарий праздника "С Днем рожденья, детский сад!"Действующие лица: Ведущий, Фея,Клоун – Бим. Вед. Здравствуйте, уважаемые родители, гости, коллеги! Мы рады приветствовать вас на нашем празд...

Конспект по развитию речи "С днём рождения книжки"

Путешествие по станциям и встреча со сказками, загадками и стихами, прививать интерес к книгам....