Конспект тематического развлечения в подготовительной к школе группе с применением ИКТ и технологии ТРИЗ на тему: «Всё дело в шляпе»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Башенькина Галина Владимировна

Данный учебный материал позволяет:

1. Закрепить знания о названиях головных уборов и их назначении;

2. Упражнять в образовании относительных прилагательных (фетр-фетровая, шерсть-шерстяная);

3. Упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе (поварской колпак, пожарная каска);

4. Учить образованию сложных прилагательных  на характеристике сказочных персонажей: длинноносый, длиннобородый, зловредная;

5. Активизировать предметный словарь названиями деталей головных уборов: поля, козырёк, загиб, «уши»;

6. Формировать навыки практического овладения нормами речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vse_delo_v_shlyape.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 комбинированного вида Красногвардейского района  СПб

 Конспект

тематического развлечения

в подготовительной к школе группе

с применением ИКТ и технологии ТРИЗ

на тему: «Всё дело в шляпе»

 

Составила и провела:

учитель-логопед

Башенькина Г. В.

            Санкт-Петербург

  2014


Цель: обобщить знания детей о головных уборах.

Задачи:

Образовательные:

1. Закрепить знания о названиях головных уборов и их назначении

2. Упражнять в образовании относительных прилагательных

(фетр-фетровая, шерсть-шерстяная).

3. Упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе (поварской колпак, пожарная каска).

4. Учить образованию сложных прилагательных  на характеристике сказочных персонажей: длинноносый, длиннобородый, зловредная.

5. Активизировать предметный словарь названиями деталей головных уборов: поля, козырёк, загиб, «уши».

6. Формировать навыки практического овладения нормами речи.

Развивающие: 

1. Развивать координацию движений.                                                            

2. Совершенствовать внимание и память.                                                    

3. Способствовать целостному восприятию мира.                                      

  Воспитательные:                                                                                                 

1. Привить навыки бережного отношения к головным уборам.                

2. Воспитывать эстетический вкус.                                                              

Образовательные области:                                                                               

1. Познание.                                                                                                      

2. Социализация.                                                                                                

3. Коммуникация.                                                                                              

Методические приёмы: 

беседа, речь с движением, отгадывание загадок, дидактические игры.

                                                                 

Предварительная работа: чтение художественной литературы (сказки, рассказ Носова Н. «Живая шляпа», произведение Маршака С. Я. «Человек рассеянный»), беседы, рассматривание иллюстраций.

Оборудование: техническое современное средство (проектор), дидактический материал по теме «Головные уборы», оригиналы.


Ход совместной деятельности

(Предполагаемые ответы детей, рассуждения)

Логопед: Ребята, куда в нашем городе можно сходить в выходной день?

Дети: В зоопарк, в театр, в кино, в парк, на выставку.

Логопед: На каких выставках вы были?

Дети: На выставке снежных скульптур; на книжной выставке и т. п.

Логопед: Сегодня утром я шла в детский сад и нашла на дорожке шапочку, а в ней приглашение на выставку. Вот только не известно, на какую. Пусть эта шапочка станет для нас путеводителем.

(Звучит музыка.)

Логопед:  А вот и вывеска. Прочитайте название. Что необычного в этом названии?

Дети: Слева направо и справа налево «Дом мод» пишется одинаково.

Логопед: А что за выставка может проходить в Доме мод?

Дети: Выставка костюма. Выставка обуви.

Логопед: По-моему мы первые посетители. Странно. В этом зале нет экспонатов. Только экран. А ну-ка, шапочка, помоги, экран в сказку преврати.

(На экране  появляется головной убор)

Логопед: Из какой сказки этот предмет?

Дети: Из сказки про Красную шапочку, из сказки про Буратино, из сказки про Бабу-Ягу, из сказки про Царевну, из сказки про Айболита.

Логопед: Как называются эти предметы?

Дети: Головные уборы.

Логопед: Значит, мы пришли на выставку головных уборов. Сегодня мы поговорим о том, какие бывают, с чем надевают, как носят головные уборы. Назовите, что носит самый длинноносый человечек?

Дети: Самый длинноносый человечек носит полосатый колпачок с кисточкой.

Логопед: Что носит самая зловредная старуха?

Дети: Самая зловредная старуха носит платок.

Логопед: Что носит самая доброжелательная девочка?

Дети: Самая доброжелательная девочка носит красную шапочку.

Логопед: Что носит самый длиннобородый господин?

Дети: Самый длиннобородый господин носит цилиндр.

Логопед: Что носит самый добродушный доктор?

Дети: Самый добродушный доктор носит шапочку.

Логопед: Что носит печально сидящая царевна?

Дети: Печально сидящая царевна носит кокошник.

Логопед: - Ребята, шапочка приглашает нас к следующим экспонатам выставки.

(Звучит музыка.)

Логопед: Отгадайте загадку и узнаете, какой головной убор здесь спрятан. Он известен с давних пор, этот головной убор. Его носит господин, называется (цилиндр).

Логопед: Давайте поиграем в игры «Фанты». Кто назовёт в слове «цилиндр» последний звук, тот и будет ведущим.

(Дети произносят звуки, передавая цилиндр, логопед становится ведущим.)

Логопед: Подскажите словечко.

Ок-ок-ок-ок,

Куплю к празднику (платок).

(Дети в слове «платок» называют гласные-согласные, звонкие-глухие звуки, количество слогов, ударный-безударный слоги.)

Логопед: Цилиндр - старинный головной убор. А кто эту шляпу носит в наши дни?

Дети: Фокусник.

Входит фокусник и показывает фокус с буквами.

Логопед: Шапочка приглашает нас дальше. В этом зале организаторы выставки не успели расставить головные уборы на подставки. Давайте им в этом поможем. Головной убор ставим на подставку после того, как о нём рассказали. В этом вам помогут рисунки.

(Дети по символам рассказывают о шляпе, шапке, берете, панамке)

Образец: женская, демисезонная, фетровая шляпа с широкими полями и бантом.

Логопед: Зачем люди носят головные уборы?

Дети: Защищают голову от жары, от непогоды, от несчастных случаев, для красоты, как символ власти.

Логопед: Из чего были сделаны первые головные уборы?

Дети: Из листьев, из соломы, из веток.

Логопед: Из каких материалов изготавливают современные головные уборы?

Дети: Из шёлка, из бархата, из шерсти и т. д.

Логопед: Головной убор следует за хозяином.

Вот какой разговор произошёл между шапками.

(Речь с движением)

- Здравствуй, шапка, где была?

- Я была в кино.

- Что ж ты, шапка, видела?

- Было так темно.

- Задремала я нечаянно на коленях у хозяина.

- Ну а где же ты была?

- В цирке шапито.

- Что ж ты в цирке видела?

- Шапки да пальто. Номерки, зонты и палки. Всё, что было в раздевалке.

Логопед: Шапочка приглашает нас дальше.

(Звучит музыка)

Логопед: А для кого эти головные уборы?

Дети: Для людей разных профессий.

Логопед: Что здесь не так?

Дети расставляют предметы соответственно картинкам.

(Пожарному – каску; повару – колпак; садоводу – соломенную шляпу; журналисту – бейсболку; врачу – шапочку).

Логопед: А кому принадлежит этот головной убор?

Дети: Учёному.

Логопед: Каждый сможет сейчас выступить в роли магистра. Нужно лишь задать «вопрос на засыпку».

(Дети друг за другом примеряют шапочку магистра).

Дети задают следующие вопросы:

– Какой головной убор назван именем его обладателя? (Шапка-Шапокляк)

– Какой головной убор в старые времена использовали ещё как карман? (Капюшон)

– Что появилось сначала: фуражка или бескозырка? (Фуражка)

– Какая шляпка имеет такое же название, как предмет посуды? (Котелок)

– Назовите родственницу платка. (Косынка)

– Какой головной убор похож на блин? (Берет)

Логопед: - Но мы продолжаем знакомиться с выставкой. Вам знакомы эти головные уборы?

Дети: Шапка-ушанка, тюбетейка, чалма.

Логопед: Кто носит эти головные уборы?

Дети: Россияне носят шапки-ушанки. Узбеки – тюбетейки. Индусы – чалму.

Логопед: Это национальные головные уборы. Около каждого предмета поставьте табличку с названием страны.

(Дети читают названия: «Россия», «Индия», «Узбекистан»).

Логопед: О чём может рассказать головной убор?

Дети: О возрасте человека, о стране, в которой он живёт, о профессии человека, о времени года, о сказочном персонаже.

Логопед: Но наша шапочка-путеводитель не нашла на выставке места. Чья она?

(Стук в дверь, входит девочка)

Логопед: Анечка, почему ты такая грустная?

Девочка: Мы гуляли с Басиком на прогулке. Он погнался за снегирями и потерял шапочку. Теперь мы не можем пойти на улицу. Ведь гулять зимой с непокрытой головой нельзя.

Логопед: Шапочку Басика нашла я. Благодаря этой шапочке мы побывали на выставке головных уборов и узнали много интересного.

Девочка: Спасибо. (Уходит).

Логопед: Во время работы выставки будут проходить показы новых моделей головных уборов. Сегодня день сказки. Вам предоставляется возможность принять участие в дефиле.

(Дети под музыку проходят по залу в головных уборах сказочных героев.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по ОО «Физическое развитие» на тему: « Как мальчики и девочки героев сказки выручили» для детей подготовительной к школе группы, с применением игровых ситуаций и учетом гендерных различий.

Возрастная группа: ПодготовительнаяТема: «Как мальчики и девочки героев сказки выручили»Направление образования и развития: Физическое развитиеИнтеграция образовательных областей: Физическое развитие,...

СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ «Путешествие в страну сказок» для детей подготовительной к школе группы с использованием интерактивных компьютерных технологий.

Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, физическое развитие, восприятие художественной литературы. Цель: Развитие связной, диалогической речи, активности, самостоятельн...

Конспект занятия по ознакомлению с социальным окружением в подготовительной к школе группе с применением элементов технологии «Сотрудничество»

В обучении, построенном на основе педагогики сотрудничества, главная цель – развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов, выработка научно-материалистическог...

Конспект ООД по окружающему миру в подготовительной к школе группе с применением ЦОР Тема: «Какой бывает лес»

Конспект ООД по окружающему мирув подготовительной к школе группе с применением ЦОРТема: «Какой бывает лес»Цель: Закрепить знания детей о лесе, как природном сообществе.Образовательные зад...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе с использованием проблемно-диалогической технологии. Тема: "Я живу в России"

На занятии используется проблемно- диалогическая технология введения новых знаний. Педагог ставит вопросы, которые побуждают детей на основе  ранее приобретённых знаний сравнивать, сопоставл...

Конспект Развлечения подготовительной к школе группы с нарушением речи (заикание, детей с овз). Тема: «В гости к скворушке»

КонспектРазвлеченияподготовительной к школе группы с нарушением речи (заикание, детей с овз). Тема: «В гости к скворушке»...