"В игры мы играем - предлоги закрепляем"
консультация по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Андриевская Зинаида Андреевна

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых, зависит от нормального речевого окружения, достаточной речевой практики и от воспитанияи обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни). Формирование грамматического строя речи - важнейшее условие совершенствования мышления дошкольников, так как именно грамматические формы родного языка являются «материальной основой мышления». Они начинают мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли. Грамматический строй – это зеркало интеллектуального развития ребенка. Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе. 

Сформированный грамматический строй речи – непременное условие успешного и своевременного развития монологической речи – одного из ведущих видов речевой деятельности.

Развитие грамматического строя речи – залог успешной общеречевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы. Формирование грамматических навыков положительно влияет на возрастание у детей волевого фактора в высказываниях, создает предпосылки для появления планирующей функции речи, для введения понятия нормы («можно», «нельзя», «правильно», «неправильно»).

Ребенок, у которого развит грамматический строй речи, эмоционально здоров: он нескован в общении со сверстниками, нестеснителен, небоязлив в речевых высказываниях, в выражении своих собственных мыслей, чувствует себя полноценным и равноправным участником коллективной деятельности.Из-за нарушения зрительного восприятия употребление предлогов представляет значительные трудности для старших дошкольников с нарушениями речи и зрения. Специфичность выражается как на уровне понимания, так и употребления.

Экспрессивный аграмматизм проявляется нарушениями предложно-падежных форм существительных с пространственным значением. Дети допускают ошибки при употреблении предлогов: замены, искажения предлогов и окончаний существительных в устной речи, пропуски предлогов и падежных форм, неправильный выбор падежных окончаний, слитное написание предлога с последующим словом на письме; ошибки в понимании пространственных предлогов-антонимов: «из-за – из-пол», «над – под», «от – к», «за – перед»; отмечается сложность удержания в речевой памяти развернутых высказываний и правильного грамматического конструирования предложения; не замечают ошибочно употребленных предложно-падежных форм; наблюдается несформированность грамматической категории падежа.

Проблема компенсации нарушений речи, формирование предложно-падежных конструкций пространственного значения у детей с нарушением   речи является одной из важных сторон коррекционно-логопедической работы.  И вэтом родителю, педагогу опять помогут сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx15.42 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка «Лягушонок и буква Д»

(предлог  НАД)

          Ребята, вы помните, как весёлый Лягушонок научил прыгать букву Д? Что случилось потом?(Буква Д присоединилась к маленькому слову «ПО» и они прыгнули вниз, под мост. Получился  новый предлог «ПОД»)

Послушайте продолжение этой сказки.

              Однажды Лягушонок лежал на берегу пруда и грелся на солнышке. Его подружка буква Д прыгала по травке. Тут они увидели, что на мостике стоит маленькое слово «НА». Лягушонок вежливо поздоровался  и похвастался :

              - Смотрите, какие прыгучие ножки у буквы Д, совсем, как у меня. Она теперь умеет прыгать вверх и вниз. Хотите, и вас научит?

             Буквы «НА» грустно ответили:

             - Мы не можем прыгать. Мы умеем стоять на мосту, лежать на земле…

             Буква Д их заверила:

            - Вы просто не пробовали. У вас тоже по две ножки. Я встану рядом с вами, мы оттолкнёмся ножками и вместе подпрыгнем вверх.

            Буквы встали рядом.

            «НА» + «Д» =  «НАД»

И у них получилось подпрыгнуть вверх! Они оказались НАД мостом, т е выше моста.

Так появился предлог «НАД». Мы говорим его тогда, когда предмет находится выше другого предмета и не соприкасается с ним.  

«Сказка про букву  К , которая любила ходить в гости»

(предлог  К)

           Жила- была буква К. Она была очень дружелюбная и не любила оставаться одна. Поэтому буква К часто ходила в гости. Своим друзьям она говорила:

           - Посмотрите на мои ножки – они как будто всё время куда-то идут, поэтому я всегда в движении. Я иду К друзьям, К  знакомым. Если не иду в гости, то всё равно двигаюсь: К дереву, К речке, К дому…

          - Действительно,- замечали все вокруг. – Буква К всегда к кому-то или к чему-то движется. А посмотрите на её руку – буква К  подняла свою ручку, как будто хочет К чему-то прикоснуться.

 Мы говорим: пришить К платью, прикрепить К стене, привязать К забору…

          Все решили, что буква К – очень важная буква. С тех пор она стала отдельным словом. Поэтому в предложениях предлог «К» пишется отдельно, как и все слова.

         Когда кто-то к кому-то или к чему-то движется, мы говорим маленькое слово «К».

«Сказка про упрямца»

(предлог  ОТ)

            Жил-был  Упрямец. Он ни с кем не дружил и всегда делал всё наоборот.

Мальчики его звали:

            - Иди к нам, будем играть!

Упрямец вставал и отходил ОТ мальчиков.

  Летним жарким днём его звали купаться:

            - Пойдём к речке!

Упрямец сердито отворачивался и шёл в другую сторону – ОТ речки. А когда он всё же пришёл к речке и долго купался, взрослые  советовали ему:

           - Плыви к берегу!

Упрямец, нарочно поплыл ОТ берега. В результате он очень устал и чуть не утонул. Пришлось его спасать.

           Какое маленькое слово любил Упрямец? (предлог «ОТ»)

Слово «ОТ» появляется тогда, когда предмет отодвигается от чего-то.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры "Играем, предлоги закрепляем"

Игры предназначены для формирования предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с ОНР...

Методическое обеспечение рабочей программы. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие": тематический план сюжетно-ролевых игр «Я - играю, ты - играешь, мы - играем»

Сюжетно-ролевые игры направленгы на формирование умения согласовывать свой собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры....

ИГРЫ-КРИЧАЛКИ,ИГРЫ-ТОПАЛКИ ,ИГРЫ-ПРИВЕТСТВИЯ

ИГРЫ-КРИЧАЛКИ,ИГРЫ-ТОПАЛКИ ,ИГРЫ-ПРИВЕТСТВИЯ...

Режимные моменты в старшей группе (С- Ролевые игры, театрализованние игры, дидактические игры)

Режимные моменты в старшей группе (С- Ролевые игры, театрализованные игры, дидактические игры)...

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...

«Играем всем, играем всегда, играем везде!»

laquo;У ребенка есть страсть к игре и её надо удовлетворять.Надо не только дать ему вовремя поиграть,но и пропитать игрой всю его жизнь» А. МакаренкоЖизнь современного ребенка заполнена телевид...