Развитие познавательной активности детей 6-7 лет средствами дидактических игр на занятиях по развитию речи
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Акимова Наталья Владимировна

Система работы подробно описывает все этапы деятельности воспитателя по теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 Развитие познавательной активности  детей 6-7 лет средствами дидактических игр на занятиях по развитию речи

        

                                                                 

                                                      Выполнила:

                                                 воспитатель МДОУ «Детский сад № 28»

                                                  Акимова Наталья Владимировна

                                               

2019

В развитии ребенка чрезвычайно велика роль познавательной активности, или любознательности. Она является основой усвоения им культурного опыта человечества, важнейшим условием обучения в школе, а также будущего творчества. Развитие познавательных интересов у дошкольников отчетливо выступает в том, что растет желание детей заниматься умственной деятельностью. Дети 6-7 лет любят рассуждать, спорить, решать задачи, головоломки, подбирать слова в рифму, сравнивать разные вещи и явления между собой и т. д.

 Ведущим видом деятельности в дошкольный период является игра. Игра стимулирует познавательную активность детей, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Игра это потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость,  инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства. Ребенок сравнивает себя с другими, начинает видеть себя со стороны, сталкивается с неизбежностью согласовывать свои действия с действиями других детей. Здесь его активность, инициатива невольно сталкиваются с организованностью и дисциплиной.

 Во время игры ребенок - полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для него дидактическая игра - это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: играющий отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Познание окружающего мира в дидактической игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. Но самое важное - не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих детей во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляет дошкольника не просто механически припоминать известное, а мобилизовать все знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать несущественное, сопоставлять, оценивать. В дидактической игре участвуют все дети группы. Победителем чаще бывает не тот, кто больше всех знает, а тот, у кого лучше развито воображение, кто умеет наблюдать, быстрее и точнее реагировать на игровые ситуации.

Ребенок подготовительной группы - это будущий школьник. Знания и умения,  полученные  детьми в процессе занятий будут необходимы ему в будущем.

Развитие грамматического строя речи - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением, который   обеспечивает возможность на более раннем возрастном этапе сформировать различные учебные умения: умение воспринимать речь окружающих, говорить перед товарищами, отвечать на вопросы, спрашивать, пересказывать прочитанное взрослым, рассказывать содержание прочитанных книг, просмотренных фильмов, картин и что особенно важно, формирует нравственную и волевую готовность к обучению .

 Дидактическая игра, являясь методом обучения, предполагает две стороны: воспитатель объясняет правила игры, подразумевающие учебную задачу; а дети, играя, систематизируют, уточняют и применяют полученные ранее знания, умения, навыки, у них формируется познавательный интерес к предмету

 

 Именно Дидактическая игра может помочь  развить познавательную активность ребенка на занятиях по развитию речи, серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для дошкольника.

Исходя из вышеперечисленного, я вижу целью данного проекта развитие познавательной активности  детей 6-7 лет средствами дидактических игр на занятиях по развитию речи.

.Для достижения данной цели мной были поставлены задачи:

  • формировать у детей осознанное отношение к языковым обобщениям.
  • разработать систему Д.игр.
  • Повысить компетентность родителей в вопросе актуальности развития познавательной активности ребенка.

Условия реализации проекта:

  • Систематичность использования Д.Игр  на занятиях по развитию речи.
  • Вариативность использования Д.игр в организованной и свободной деятельности.
  • Создание оптимальных условий для реализации самостоятельной деятельности детей в игровой и речевой деятельности.

Для реализации поставленных задач определились следующие предполагаемые этапы работы над проектом:

1 Констатирующий этап.

Задачами этого этапа являлись:

1.Выявить уровень освоения дошкольниками 6-7 лет программного материала по развитию речи.

2.Разработать систему Д.игр по развитию грамматического строя речи.

3.Выявить уровень заинтересованности родителей развитием познавательной активности  детей на основе данных анкетирования.

Для этого мной была проведена диагностика детей старшей, затем подготовительной групп. Данные на начало проекта (2016 год) по старшему возрасту свидетельствуют о том, что 40% дошкольников осваивают программные задачи по разделу «воспитание звуковой культуры речи» полностью и  60%   не осваивают.

Данные по подготовительному возрасту на сентябрь 2017 года свидетельствуют о том, что 52% дошкольников осваивают программное содержание по разделу « Грамматический строй речи» и 48% не осваивают.

Эпизодическое использование  Д. игр не принесло бы  ожидаемого результата. Поэтому, я решила создать систему Д. игр на два возрастных этапа - старший (5-6 лет) и подготовительный (6-7лет).

На основе методического комплекса:

  • «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред.М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
  • В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду»
  • А.И.Максаков «Правильно ли говорит ваш ребенок?», «Воспитание звуковой культуры речи»
  • Журова Л. «Обучение дошкольников грамоте»

мной была разработана система дидактических игр. Для этого я разделила Д. игры на условные группы:

  1. Звук
  2. Слог
  3. Слово
  4. Предложение
  5. Речь

Группы расположены в порядке освоения дошкольниками языковых единиц.

Так же было выявлено, что у многих детей вызвала затруднения возможность самостоятельно использовать Д.игры в свободной деятельности. Дети не проявляли заинтересованности, были робкими и неуверенными. Я пришла к выводу, что необходимо максимально вариативно использовать Д.игры в организованной и свободной деятельности.

Анкетирование показало низкий уровень заинтересованности родителей развитием познавательной активности, родители не просматривали связь между освоением детьми программных задач и познавательным интересом, активностью своих детей, не видели возможностей использования дидактических игр.

Формирующий этап

Задачами данного этапа являлись:

  1. Формировать общую ориентировку в звуковой системе языка.
  2. Обучать звуковому  и слоговому анализу слова.
  3. Дать представление о предложении.
  4. Учить анализировать и синтезировать предложения разной конструкции.
  5. Подобрать тематику практических занятий и консультаций для родителей

по темам: «Актуальность познавательного развития», «Вариативность использования Д.игры», «Обучаемся, играя», «Развивающая предметная среда для детей дома».

На всех трех этапах  задачи решались как в организованной, так и в свободной деятельности.

В организованной деятельности использовались такие игры как: «Живое слово», «Живой звук», «Отгадай мое слово», «Кто внимательный», «Цепочка слов».

В свободной деятельности использовались такие игры как: «В каком домике живет»,  «Чей домик?», «Собери слово», «Ребусы», «Колодец».

Оптимальной считаю следующую структуру занятия:

  1. Вводная часть. (Цель: введение в тему занятия, создание положительного настроя на обучение, пробуждение интереса к познанию. Может содержать релаксационные упражнения вступительную беседу, Д,игру артикуляционную гимнастику или разминку, релаксационные, мимические и имитирующие упражнения, проблемную ситуацию, использование загадок, соревнований )
  2. Основная часть ( фронтальная работа, Д.и., Д.упр, сюрпризные моменты, словесные игры, направленные на усвоение новых знаний)
  3. Физкультминутка (Стараюсь, чтобы физминутки несли дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятия Основные задачи физминутки: снятие усталости и напряжения; внесении эмоционального заряда; совершенствовании общей моторики; выработке четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
  4. Заключительная часть (индивидуальная работа, Д.Игры, упражнения на развитие моторики, анализ занятия - подводится итог, т.е. определяется результативность.

Место Дидактической игры в структуре занятия зависит от той цели, с которой ее использует воспитатель. Например, в начале занятия дидактическая игра может применяться для подготовки детей к восприятию учебного материала, в середине - с целью активизации учебной деятельности  дошкольников, в заключительной части для  закрепления и систематизации новых понятий.

Языковой анализ и синтез – это сложная мыслительная работа, которая ведется на каждом занятии. Задания вводятся в разные части занятия – там, где это вызовет наибольший интерес у детей. Иногда эти задания даются в середине занятия или упражнения по звукобуквенному анализу и синтезу даются в заключительной части. Особый интерес вызывают задания, в которых собираются рассыпанные звуки. Составление схем чередуется с подбором слов к схеме. На более поздних этапах дети отгадывают кроссворды и ребусы. При этом важно научить детей самостоятельно задавать вопросы о звуках, слогах и словах.

Для решения задач важен принцип подбора речевого и наглядного материала. Первый критерий подбора определяется тематикой и сюжетом занятия, второй – поставленными задачами, этапом усвоения материала.

Большое внимание я уделяю пополнению содержания предметно-игровой среды по развитию у детей грамматической стороны речи в группе. Мной были изготовлены следующие дидактические пособия: «Слоговой домик», «Волшебный колодец », «Кто-что?», «Кто в домике живет?». Весь материал находиться в свободном доступе детей.

Успех работы зависит от тесной взаимосвязи  воспитателей и родителей.

Цель такого взаимодействия:
 - объединить усилия взрослых для успешного развития познавательной  активности каждого воспитанника группы;
- сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним;
- уметь правильно реагировать на проблемы и достижения своего ребенка (помогать преодолевать трудности и радоваться его успехам).
 Поэтому важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.

Для этого я провожу в группе следующую работу:
- индивидуальные встречи с родителями. На первой встрече я проводила анкетирование родителей («Особенности вашего ребенка»). Последующие встречи включают в себя прослеживание динамики развития познавательной активности каждого ребенка; обмен впечатлениями и наблюдениями; рекомендации и задания для ребенка.
- Участие родителей в семинарах по обмену опытом.
На таких семинарах родители имеют возможность наблюдать за работой и воспитателя, познакомиться с Д.играми, в которые они могут поиграть с ребенком дома. А впоследствии и самим поделиться накопленным опытом. Таким образом, в рамках проекта «Копилка родительских идей» Д.игры предлагались родителям домой с заданием: придумать новый вариант игры.

Так же была организована "МАСТЕРСКАЯ БУКВ".
Родители вместе с детьми работали над образом буквы (украшали силуэт букв).

Один раз в месяц в группе организуется выставка дидактических игр.

Такое взаимодействие значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в развитии познавательной активности каждого ребенка.

3.Контрольный этап.

На этом этапе происходит оценка и анализ проведенной работы.

Задачи этого этапа:

  1. Систематизировать имеющийся опыт использования Д/И на занятиях по развитию речи старших дошкольников.
  2. Выявить уровень усвоения  программного материала дошкольниками 6-7 лет при условии систематического использования Д.игр на занятиях по развитию речи.
  3. Развитие умения детей самостоятельно использовать Д/И в свободной деятельности.
  4. Привлекать родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.

Ожидаемым результатом проекта должны стать:

  • Развитие познавательной активности детей 6-7 лет средствами Д/И на занятиях по развитию речи.
  • Повышение мотивированности к школе.
  • Разработка перспективного планирования с использованием системы Д/И в средней группе.
  • Сюжетное оформление уголка по развитию речи в подготовительной к школе группе.

Перспективами в работе могут стать:

  1. Выступление и презентация на педагогическом совете в ДОУ
  2. Проведение «Праздника правильной речи» с участием родителей
  3. Показ итогового занятия по развитию речи

Знание ребенка – сложнейшая наука, а применение этих знаний на практике – высокое искусство, требующее от воспитателя самоотдачи, творчества, собственных решений. Задача педагога состоит в том, чтобы сделать трудное – привычным, привычное – легким, легкое – приятным.

Учить не просто “усваивать” материал, а познавать мир, вступать с ним в активный диалог. Искать ответы на свои вопросы, не останавливаться на достигнутом этапе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей раннего возраста средствами дидактических игр

В работе представлен опыт по ознакомлению детей раннего возраста с предметным миром средствами дидактической игры...

Опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста средствами игровых дидактических пособий»

На современном этапе развития дошкольного образования проблеме развития познавательных способностей дошкольников уделяется большое внимание. ФГОС ДО в качестве одного из принципов дошкольного образова...

Конспект интегрированного занятия по развитию познавательно- исследовательской деятельности и развитию речи для детей старшей логопедической группы. по теме: «Как Незнайка осень искал».

Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, учить устанавливать взаимосвязи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений, животных, трудовой деятел...

Творческий отчет на тему: «Развитие познавательной сферы детей старшей группы средствами интерактивных дидактических игр»

В связи с тем, что одной из важнейших задач современного дошкольного воспитания – является создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его потенциала, чтобы он ...

Конспект занятие на развитие познавательных процессов по средством дидактического пособия "Игры на липучках".

Игры на липучках - универсальное пособие для всестороннего развития детей раннего возраста. Дидактическое пособие на липучках - это любимое занятие для маленьких детей, это интересно, полезно и у...

Наглядно дидактическое - пособие для занятий по развитию речи с детьми по формированию лексической стороны речи «Четыре времени года»

        Предлагаемое пособие рекомендуется для занятий по развитию речи      (составление описательных и сравнительных рассказов) с детьми среднего и старшего...