Конспект НОД в подготовительной к школе группе по обучению детей грамоте на тему: "Знакомство со звуком и буквой К".
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Рощупкина Елена Алексеевна

Данный конспект представляет собой  обучение детей грамоте в занимательной форме, знакомство с новым звуком, буквой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по обучению детей грамоте. Тема: «Знакомство со звуком

и буквой К».

Цель: познакомить детей со звуком и буквой К. Закрепить умение определять К  в начале, середине и конце слов. Упражнять в звуковом анализе односложных слов, учить составлять односложные слова из букв в разрезных азбуках. Закреплять умение составлять предложение из трёх слов по схеме с заданными словами. Развивать фонематическое восприятие. Воспитывать любознательность.

        Материал: предметные картинки, звуковые домики, кружки разного цвета, картинка с изображением буквы К.

        

        Ход  НОД.

Есть на свете волшебная страна,

Звуками и буквами она заселена

Звуков много разных – они все важны,

Со звуками и буквами, ребята, вы дружны?

Сегодня мы с вами будем изучать новый звук и новую букву. А какой звук, попробуйте догадаться сами.

Рано, рано по утру петух кричит. ( ку – ка – ре – ку ) .

На опушке у пенька лягушка квакала. ( ква – ква ).

И кукушка на суку всё кричит .( ку – ку ).

Ну а утка на пруду громко крякала. ( кря – кря ).

Вы догадались с каким звуком будем знакомиться? Почему именно с этим звуком? Сейчас я расскажу вам какой звук К. Давайте все вместе произнесём этот звук. Что происходит с голосом? Звук тянется? Звук поётся? ( нет ). Значит он какой? ( согласный ). Звук К звучит твёрдо. Кружком какого цвета мы будем его обозначать?   (выставляется кружок синего цвета ). А как нам проверить  

звук К – согласный глухой или звонкий? (приложить ладонь к горлу ). Голос сипит, горло не дрожит, оно спокойно. Значит звук К – глухой. ( выставляется символ ).

Давайте мы с вами отдохнём, встанем в круг.

Ходит по двору индюк ( руки на поясе, ходьба с высоким подниманием ног ).

Улетел от утки жук ( махи руками ).

Испугал кота паук ( махи сдвижением рук у груди ).

Он со страха - прыг на сук ( прыжок и сесть ).

        Дети садятся за столы.

На письме звук К обозначается буквой ( выставляется печатная буква К) . Мы считали звуки в слове Кот, обозначали их кружками. Давайте заменим первый кружок в слове Кот буквой К. Посмотрите на кого похожа буква К?( показывается картинка клоун ).

                 Ай да клоун!

        Знаешь, кто он?

        Этот клоун -

        Буква К!

        Ребята, рассмотрите и скажите, сколько элементов у буквы К. Какие это элементы? Попробуем сконструировать нашу новую букву с помощью пальцев.

        На прямую полочку

        Справа села галочка.

        Там по ныне и сидит

        Буквой К на нас глядит.

Теперь мы легко можем найти букву К среди других. Постарайтесь найти букву К в теремке. Все ли вы буквы увидели? Сколько их? Обведите их фломастером.

Скажите, что мы узнали о звуке К, какой он? ( он согласный, твёрдый, глухой ). А теперь давайте присядем на ковёр и поиграем со звуком К. Попробуйте отгадать загадки.

        Хвост как веер, клюв как крюк

        Эту птицу звать  ( Индюк ).

Где живёт звук К в слове Индюк? В какое окошко положите кружок? ( на доске зарисовывается кружок в нужном окошке ).

        Хорошенькая тётенька

        Пошла поводу,

        В воде купалась,

        Суха осталась. ( Утка ).

Подумайте, где живёт звук К в слове Утка. В начале слова, середине или конце. Положите кружок в нужное окошко. В какое окошко положили? ( зарисовывается на доске ).

        Зубастый, лохматый,

        Как есть начнёт -

        Песенку поёт.  ( Кот ).

Где находится звук К в слове Кот ? ( зарисовывается на доске ). Давайте поиграем в игру « Посчитай звуки в слове». Считать звуки будем в слове Кот . ( выставляется картинка кота со звуковыми окошками ). Чтобы посчитать звуки в слове Кот, нужно произнести эти звуки чётко, протяжно. А проговаривая звуки, постарайтесь их посчитать. Давайте скажем все вместе «к – о – т». Сколько звуков в слове Кот?

        Назовите первый звук? ( к ).

        Назовите второй звук? ( о ).

        Назовите третий звук? ( т ).

Обозначьте все звуки этого слова кружками разного цвета. Кружком какого цвета обозначили первый звук? Второй? Третий? ( кружки вставляются в окошки).

Сегодня мы с вами считали сколько звуков в слове Кот и называли их. Какая первая буква в слове Кот? ( К ). Все другие буквы этого слова мы знаем и можем это слово записать сами в разрезных азбуках. Прочитайте слово, которое у вас получилось.

Скажите какие продукты любит кушать кот? ( сливки, творог, молоко, и др. ). Теперь составьте предложение, используя любые из тех слов, которые вы мне сейчас называли, по этой схеме ( рисуется на доске ). Сколь слов в этом предложении?  (три ).

        Дети готовят предложения ( 3 – 4 ).

А сейчас я хочу поиграть с вами в игру « Живые слова».  Мы составим предложение, а словами в нём будут дети. Вспомним предложение ( любого ребёнка ). Назовите первое слово, второе, третье. Вызываются дети называются словами.

Когда я хлопну, встаньте слова в предложение по порядку слева направо . Все слова встали по порядку? Слова назовите себя по порядку слева направо. Давайте заменим слово. Что получилось?

С каким новым звуком и буквой познакомились? Чем занимались? В какие игры играли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс ( конспект занятия) для подготовительной к школе группы по обучению грамоте У нас в гостях клоуны Бим и Бом.

Цели:1.     Познакомить с новыми звуками  [ б] и [б`] и буквами Б, б.2.     Продолжать учить читать слоги, слова с новыми буквами.3....

Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте по теме: Знакомство с согласным звуком, и буквой «В», экспериментальная деятельность по теме: свойства воды для детей старшей группы.

Цель занятия:Познакомить детей с согласными звуками «В», «В,» и буквой «В»; артикуляция звука положения губ, языка; учить определять место звука в словах в 2-х позициях – в начале и в середине слова. ...

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе по обучению детей татарскому языку "В гостях у сказок"

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе по обучению детей татарскому языку "В гостях у сказок". На занятии педагог  в форме игры знакомит детей с произведен...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по обучению чувашскому языку "Домашние животные"

Совершенствовать умение описывать животных, указывая наиболее существенные признаки.Закрепить слова: кукамай, ял, ĕне, йытă, качака, кушак, вăкăр, сысна; навыки правильногопризношения звуков «ă», «ĕ»....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по обучению грамоте.

Цель: познакомить детей с буквой «ф»; уточнить артикуляцию звуков[ф][ф,]; совершенствовать умение детей рассуждать, чётко выражая свои мысли; закреплять умения делить слова на слоги; соста...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по обучению грамоте "Экспедиция на северный полюс"

Данное занятие предназначено для детей 6-7 лет по обучению грамоте. Цель занятия в формировании умения размышлять и находить решения на поставленные вопросы. Занятие можно использовать как итоговое в ...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по обучению грамоте «Гуси-лебеди на новый лад. Звук и буква З»

Цель: Познакомить детей с буквой З.Задачи:Образовательные:-уточнить артикуляцию звуков [з – з`];-упражнять в  выделении заданного согласного звука  в начале, в середине слова, из поток...