РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Шкарупова Ольга Владимировна

Одним из важных звеньев становления у ребенка речи является овладение правильным звукопроизношением. Звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а только в процессе постепенного овладения навыками произношения слов и целых фраз. (1 часть)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_ustnoy_rechi_doshkolnika.docx28.06 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА

План:

  1. Звукопроизношение
  2. Формирование словарного запаса слов ребенка.

Одним из важных звеньев становления у ребенка речи является овладение правильным звукопроизношением. Звуки усваиваются не изолировано, не сами по себе, а только в процессе постепенного овладения навыками произношения слов и целых фраз. Если попытаться проследить ход становления звукопроизношения, то получится примерно такая картина.

В трехлетнему возрасту ребенка с морально развивающейся речью овладевает правильным произношение всех сравнительно простых по своей артикуляции (то есть по положению речевых органов) звуков речи. К числу артикуляторно более сложных звуков относятся свистящие (С,З,Ц), шипящие – Ш,Ж,Ч,Щ, а также звуки Р и Л. В силу того, что для правильного произношения этих звуков требуются достаточно тонкие и дифференцированные движения речевых органов (особенно языка), эти звуки появляются в детской речи обычно уже после трех лет. Так, по М. Е.  Хватцеву, правильным произношение свистящих и шипящих звуков большинство детей овладевает в возрасте от 3 до 5 лет, а Р и твердое Л появляются в детской речи примерно в 5-6 летнем возрасте. До начала школьного обучения нормально развивающийся ребенок успевает овладеть правильным произношение всех звуков речи, что очень важно для его успешного обучения грамоте.

С точки зрения предстоящего обучения грамоте при проверке звукопроизношения особое внимание нужно обратить на полное отсутствие некоторых звуков в речи ребенка, постоянное замещение одним звуков другими, смешение звуков речи. Во всех этих случаях с начала школьного обучения пропуск букв или однотипным буквенные замены могут появиться и на письме.

Проверить правильность произношения звуков можно при помощи картинок, в названиях которых содержаться все упомянутые выше звуки. Картинки подобраны таким образом, что при их названии каждый проверяемый звук последовательно оказывается в трех положениях в слове: в начале, в середине, и в конце.  Это дает возможность получить более точное представление о правильности произношения ребенком каждого проверяемого звука. В названиях каждой картинки содержится только один «трудный» звук, что позволяет взрослому полностью сосредоточить свое внимание именно на этом звуке и уловить особенности его звучания в речи ребенка. Например, на звук «С» подобраны такие картинки: СУМКА, БУСЫ, АВТОБУС.  Из этих сложных по артикуляции звуков в названиях этих картинок содержится только проверяемый звук «С». Ребенку можно предложить дать полный ответы на вопросы, например: «Где стоит большой стеклянный стакан?» - «Большой стеклянный стакан стоит на столе». Благодаря этому проверяемый звук окажется включенным во фразу, что очень важно: нередко ребенок правильно произносит звук в отдельно взятых слов, но искажает его во фразах особенно в связной речи. В ответе на вопрос скрыта еще одна сложность – ребенок должен будет при этом произнести не только слова с проверяемым звуком «С», но и со звуком «Ш», который близко к проверяемому и нередко с ним смешивается.

Искаженное произношение звука / например, так называемое «картавое» Р/ принято относить к своего рода «косметическим» дефектам, поскольку они не отражаются на письме и обычно не затрудняют овладение грамотой. Хотя желательно и эти дефекты устранить в дошкольном возрасте.

Примеры вопросов и ответов для картинок:

  1. Где сушатся намокшие сети?

/Намокшие сети сушатся на заборе./

  1. Где лежит большой железный замок?

/ Большой железный замок лежит на скамейке./

  1. Где лежат большие сосновые шишки?

/ Большие сосновые шишки лежат в мешке./

  1. Чем покрыта кровать?

/Кровать покрыта покрывалом./

  1. Где сидит маленький серенький зайка?

/ Маленький серенький зайка сидит под деревом./

        Таким образом, устранение выявленных звуковых замен в устной речи ребенка, как уже было сказано выше, должно быть обязательно проведено до начало обучения его грамоте. А поскольку в основе таких замен чаще всего лежит не различение (или неустойчивое различение) ребенком соответствующих звуковых звуков на слух, то и работу здесь нужно начинать с воспитания у него четкой звуковой дифференциации заменяемых в речи звуков.

В целях профилактики звуковых замен проверку слуховой дифференциации звуков лучше всего проводить на третьем году жизни ребенка.

Для профилактики у детей как звуковых замен, так и других нарушений звукопроизношения особенно важно наличие правильного образа для подражания – ясной, четкой, неторопливой и правильной речи окружающих ребенка взрослых людей. Некоторые люди, не учитывая этого обстоятельства, «сюсюкают», подлаживаясь под его детскую речь. В подобных случаях звуковые замены в речи детей обычно задерживаются надолго.

  1. Из всего богатейшего словарного состава нашего языка каждый человек в течение своей жизни может усвоить лишь какую – то определенную часть слов. Эти слова и составляют его так называемый словарный запас. И чем больше он сумел «запасти» слов, тем богаче, выразительнее и образнее будет его собственная речь, и тем лучше он будет понимать речь других людей (в частности, речь учителя). А поскольку речь усваивается по подражанию, то и развитие словарного запаса у детей находится в теснейшей зависимости от ближайшего речевого окружения, от количества и качества употребляемых в присутствии ребенка слов.

Количественный рост слова выражается в увеличении количества усвоенных ребенком слов и происходит следующим образом. К 1 году 3 мес. – 1 году 4 мес. Ребенок имеет в своем запасе не менее 4 – 5 слов к полутора годам – около 30 слов, к двум годам – до 200 слов. К школьному возрасту в словаре ребенка насчитывается до 1500 – 2000 слов. В годы школьного обучения, в связи с усвоением множества специальных терминов при изучении различных предметов, словарный запас детей обогащается особенно активно и ко времени «взрослости» достигает в среднем 6000 слов. Считается, что этого запаса слов достаточно для того, чтобы иметь возможность свободно владеть языком. Однако это примерные цифры, поскольку это количественный рост словаря в детском возрасте, как уже было отмечено, во многом зависит от условий жизни и семейного воспитания, от того внимания, которое взрослые уделяют речевому развитию ребенка. Что касается словарного запаса взрослых людей, то во многих случаях он превышает 10 – 15 тысяч слов.

Раньше всего в речи ребенка появляются названия предметов и действий, то есть имена существительные и глаголы. Несколько позднее появляются наречия и лишь после двух лет – названия признаков предметов, или имена прилагательные.

Большую роль в обогащении словарного запаса играет овладение ребенком законами словообразования, которые он усваивает в период от 2 до 8 лет. Правда, ребенку надо пройти и так называемый период словотворчества, когда по аналогии с имеющимися в языке ребенок создает и свои собственные слова типа «почтовик», «вертолетчик» и т.д.

Другой важнейший источник качественного обогащения словаря – это овладение переносным, то есть иносказательным, не буквальным смыслом слов: горячий человек, блестящая книга, золотые руки…

Пути пополнения словарного запаса слов ребенка применительно к разным частям речи разнообразны. Сначала постарайтесь проверить, названия каких предметов знает Ваш ребенок, и как много этих названий ему известно. Удобнее всего это сделать по так называемым смысловым группам слов. Попросите ребенка перечислить (можно по картинкам) овощи, фрукты, ягоды, деревья, предметы мебели и тд. Если вы убедились в том, что познания у вашего ребенка неплохие, можете переходить к усвоению смысловых групп. Сделать это можно при помощи вопросов: «Каких ты знаешь рыб? Насекомых? Домашних животных? Диких животных? Домашних птиц? Диких птиц? Овощи?» и тд. Известно заметить, что не все дошкольники знают названия детенышей животных. Проверьте своих детей: тигр – тигренок, у льва – львенок, у слона - ? у оленя - ? у лисы - ? у мышонка - ? и тд. Особенно вызывают трудности у детей не однокоренные наименования детенышей, например, теленок, жеребенок, поросенок, ягненок, цыпленок, щенок.

Обогащать речь ребенка глаголами (слова – действия) по каким – то определенным смысловым группам слов:

  1. «Кто как передвигается?»

- Птицы, бабочки, мухи, жуки, стрекозы, комары, мошки… (летают)

- Рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы… (плавают)

- Змеи, ужи, гусеницы, черви, ящерицы… (ползают)

- Кузнечики, лягушки, жабы, блохи, зайцы… (прыгают)

2. «Кто как подает голос?»

Тигр – рычит, корова – (мычит), медведь – (ревет), свинья – (хрюкает), и тд.

  1. «Кто чем занимается?»

Строитель строит, маляр красит, повар варит, чертежник чертит, учитель …, рабочий …, фотограф…, ученик… и тд.

Имена прилагательные (слова – признаки) в большинстве случаев появляются в детской речи только после двух лет. Наблюдение над речью многих детей свидетельствуют о том, что она бедна именами прилагательными, недостаточно образна.

        Обогатить речь ребенка именами прилагательными вам помогут следующие задания.

        Положите перед ребенком яблоко и спросите его о том, КАКОЕ оно? Многие дети, к сожалению, ограничатся лишь таким ответом: вкусное. Только после серии упражнений ребенок может сказать, что оно большое, круглое, вкусное, кисло – сладкое, румяное, сочное, ароматное.

        Для того чтобы перейти к такому результату, то есть значительно обогатить словарь ребенка именами прилагательными, лучше всего «отработать» признаки предметов по каким – то определенным группам. Например:

  1. Величина: большой, средний, низкий, широкий, узкий.
  2. Форма: круглый, продолговатый, квадратный, четырехугольный, треугольный и пр.
  3. Не только основные, но и промежуточные цвета типа оранжевый. Цвет – голубой, серый, светло – зеленый, сиреневый и пр. помощь к запоминанию названий цветов: каждый охотник желает знать, где сидит фазан (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
  4. Вкус: горький, сладкий, соленый, кислый, кисло – сладкий, вкусный, невкусный, приторный, безвкусный и тд.
  5. Запах: приятный, неприятный, смолистый, цветочный и тд.
  6. Температура: холодный, горячий, теплый, прохладный.
  7. Материал из которого сделан предмет, - деревянный, стеклянный, и пр.
  8. Принадлежность предмета – мамин, папин, сестрин, лисий, медвежий и пр.
  9. Другие признаки – шероховатый, колючий, добрый, злой, честный.

Большие возможности для обогащения речи ребенка именами прилагательными таятся также в практическом овладении им основными способами их образования от имен существительных. Речь здесь идет в первую очередь об относительных и притяжательных прилагательных.

        Одна из наиболее понятных ребенку разновидностей относительных прилагательных указывает на материал, из которого сделан или состоит предмет. Объясните ребенку, что если какой – то предмет, например, стакан, сделан из стекла, то он стеклянный, а если стол сделан из дерева – то он деревянный. Чтобы облегчить ребенку понимание смысла задания, объясните ему также, что даже одни и те же (то есть похожие, однотипные) предметы могут быть сделаны из разного материала:

- миска из дерева – деревянная,

- миска из железа – железная,

- миска из глины – глиняная,

- миска из стекла – стеклянная и т.д.

Убедившись в том, что ребенок понял смысл задания, перейдите к упражнениям в образовании относительных прилагательных. При этом Вы называете материал, из которого сделан предмет, а ребенок образует соответствующее прилагательное. Например, «Этот замок из железа, какой он?» (железный)

- монета из меди – медная,

- ложка из олова – оловянная,

- медвежонок из плюша – плюшевый,

- сумка из кожи – кожаная и тд.

        Притяжательные прилагательные указывают на принадлежность предмета и образуют от соответствующих им имен существительных. Ребенку нужно объяснить,  что если тапочки принадлежат маме, то они мамины, если папе – то они папины, если бабушке – то они бабушкины и тд.

После этого предложите ребенку поиграть в игру «У кого чья голова?». Вы задаете вопросы, а ребенок на них отвечает. Например «Чья голова у сороки? – Сорочья».

У лошади голова лошадиная, у тигра – тигриная, у осла – ослиная и тд.

С целью более прочного усвоения ребенком признаков предметов предложите ему такие вопросы обобщающего характера.

  1. Что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, луна, яблоко…..).
  2. Что бывает длинным? (дорога, река, веревка, лента…..).
  3. Что бывает зеленым? (трава, кусты, кузнечики, платье….)
  4. Что бывает холодным? (вода, снег, роса, камень…..)
  5. Что бывает сладким? (сахар, конфеты, торты, шоколад….)

Отдельное внимание нужно уделять ознакомлению ребенка с переносным значением некоторых имен прилагательных, что способствует качественному обогащению словаря. Речь идет о таких устойчивых выражениях, как СВЕТЛАЯ ГОЛОВА, ЗОЛОТЫЕ РУКИ, ГОРЯЩИЕ ГЛАЗА, ГОРЯЧЕЕ или ЖЕЛЕЗНОЕ СЕРДЦЕ и тд.

Большую помощь в правильном подборе имен прилагательных может оказать работа с синонимами, то есть словами, близкими по своему значению: тяжелый – труд, хороший – красивый и тд.

        Наречие в детской речи появляется раньше, чем прилагательное,- примерно с 1 года 10 месяцев. Сначала они используются ребенком вместо сказуемого («мама там»). И лишь значительно позднее наречия начинают выполнять в речи ребенка свойственную им роль. Поэтому в целях обогащения речи ребенка наречиями важно прежде всего характеризовать выполняемые в повседневной жизни действия: спускаемся по лестнице ВНИЗ, поднимаемся по лестнице ВВЕРХ, идем БЫСТРО (МЕДЛЕННО), разговариваем ГРОМКО (ТИХО, ШЕПОТОМ), смеемся ВЕСЕЛО, рисуем КРАСИВО и т.п.

        Должное внимание нужно уделять пониманию ребенком и введению в его речь наречий времени: вчера, сегодня, завтра, утром, вечером, весной, летом, зимой, скоро, недавно и др.

        Нельзя забывать и о характеристике погодных условий, атмосферных явлений и пр. ребенок должен постепенно узнать, что на улице может быть ТЕПЛО, ХОЛОДНО, ПРОХЛАДНО, ВЕТРЕНО, ДОЖДЛИВО, СЫРО, СВЕТЛО, СУМРАЧНО,ТУМАНО, СНЕЖНО, ВЬЮЖНО и др.

        Однако каким бы богатым запасом ни обладал ребенок, для полноценной устной речи этого мало. Как отмечалось выше, нужно еще умение активно пользоваться имеющимся словарным запасом, то есть уметь грамматически правильно связывать отдельные слова между собой, согласовывать их друг с другом в соответствии с имеющимися в языке закономерностями.

        Словарным запасом и грамматическим строем речи ребенок овладевает в тесном единстве, одновременно совершенствуя и то и другое в повседневной практике речевого общения.

        Об этом мы поговорим в следующий раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-развивающая среда как средство развития устной речи дошкольников.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового  Федерального государственного   образовательного стандарта...

РППС группы как средство развитие устной речи дошкольников

РППС группы как средство развитие устной речи дошкольниковРасторгуева Айта ГеоргиевнаВоспитатель 2 младшей группы «Непоседы»«Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – часть образовательной...

Развитие устной речи дошкольника.

Устная речь - это не просто последовательность слов и предложений -это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами и правильно построенных предложений. Среди мн...

Консультация для педагогов "Предметно - разивающая среда как средство развития устной речи дошкольников"

Предметно - развивающая среда как срежствво развития устной речи дошкольников...

Консультация "Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития устной речи дошкольников"

Методические рекомендации по созданию речевой развивающей среды в группе...

Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет Тема: «Развитие устной речи дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе экологического воспитания»

Задача и цели профессионального развития  Основной целью моей работы является воспитание основ: научить любить, беречь, понимать природу родного края и привить трудовые навыки к родной ...