Звуки [ р ], [ р’] и буква Р. Буратино идёт в школу.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

ПАЛАПИНА СВЕТЛАНА БОРИСОВНА

Образовательная область: речевое развитие.

Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.Цель: Совершенствовать фонематический слух.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_r.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область: речевое развитие.

Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Тема: Звуки [ р ], [ р’] и буква Р. Буратино идёт в школу.

Цель: Совершенствовать фонематический слух.

Программное содержание

1.        Образовательные задачи:

-учить выделять заданные звуки в словах;

-закреплять навык самостоятельного определения акустической и артикуляционной характеристики звуков, умение определять позицию заданного звука в слове;

-обучать дифференциации звуков [ р ], [ р’ ].

 2.      Коррекционно-развивающие:

  -чёткое произнесение, различение звуков;

  -развивать навык звукобуквенного анализа, зрительное внимание, фонематическое восприятие;

  -совершенствовать мелкую моторику, координацию речи с движением.

 3.      Воспитательные:

  - умение слушать инструкцию, понимать и выполнять её, работать    командой;

  -воспитывать любознательность, интерес к изучаемому материалу.

            Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Скоро в школу», костюм «Буратино», фонограмма школьного звонка, индивидуальные зеркала, сигнальные фонарики, тетради, карандаши, разрезные азбуки по количеству детей.

                                               Ход занятия

  1. Вводная часть

Логопед: Дети, вы хотите пойти в школу?

Дети: Да.

Логопед: Осталось всего несколько месяцев, и вы станете учениками, прозвенит первый школьный звонок. Первоклассники соберутся в классе на первый урок. Догадайтесь, кто готовится и спешит в школу вместе с вами.

У отца был мальчик странный,

Необычный – деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос суёт он длинный,

Кто же это?..  (Буратино)

/Звенит школьный звонок. Входит Буратино с букварём./

Логопед: Ребята, посмотрите, Буратино собрался в школу.

Буратино: Папа Карло купил мне новый «Букварь». Я ещё не знаю букв и не могу читать и писать, и поэтому  спешу в школу.  Я очень хочу, чтобы меня приняли в первый класс.

Логопед: Ребята, научим нашего гостя красиво и правильно говорить, а также слышать и различать звуки?

Дети: Да.

  1. Основная часть

Логопед: Садись, Буратино, за стол и послушай вместе с ребятами стихотворение Людмилы Александровны Аксёновой «Что такое школа»

/Логопед читает стихотворение, выделяя голосом звуки [ р ], [р’]/

Школа – это светлый дом, мы учиться будем в нём.

Там научимся писать, складывать и умножать.

В школе многое узнаем: о своём любимом крае,

О горах и океанах, о материках и странах;

И куда впадают реки, и какими были греки,

И какие есть моря, и как вертится Земля.

В школе мастерские есть…Интересных дел не счесть!

И звонок весёлый. Вот что значит «школа».

 Логопед: Дети, какие звуки в словах вы слышали чаще всего?

Дети: Звуки [ р ], [ р’].

История про 2-х собак (с показом картинок).

Логопед: в одном дворе жили две собаки, одна большая, другая – маленькая. В этот двор повадился ходить кот Васька. Собаки очень сердились на него и рычали: большая собака – р-р-р , а маленькая – р’-р’-р’.

Игра «Порычим как маленькая и большая собака».

Сегодня мы повторим эти звуки. А наш друг Слыш нам поможет. 

-Р-р-р,- зарычал Слыш как сердитая собачка.

Акустико-артикуляционная характеристика звука [р].

Логопед: Ребята, теперь вы произнесите звук [ р ], наблюдая за артикуляцией в зеркале. Буратино, а ты послушай, как Слыш и ребята опишут звук [р ].

/Дети анализируют произношение звуков [р ]и [р’ ]/

 Рот  открыт, зубы разомкнуты, широкий кончик языка поднят за верхние зубы, напряжён. Воздушная струя – сильная, кончик языка – дрожит.

Логопед: Как вы думаете звук [ р ] гласный или согласный?

Дети: Согласный.

Логопед: Приложите ладонь к горлышку и произнесите звук [ р ]. Дрожит горлышко?

Дети: Да, дрожит.

Логопед: Голос работает. Значит, звук [ р ] звонкий. Звук [ р ] может быть твёрдым и мягким.

  1. Различение звуков [ р, р’ ] и выделение на слух: Работа с фонариками.

Логопед: Поиграем с фонариками. Если услышите твердый звук [р], поднимите синий фонарик, а если услышите мягкий звук [рь] – зеленый фонарик.

Край, горы, материки, страны, реки, греки, моря, вертится, мастерские, интересные.

Дети поднимают соответствующий звуку символ – синий или зелёный кружок.

  1. Физкультминутка: «Буратино».

Буратино потянулся,            (ноги на ширине плеч, руки поднять вверх)

Раз – нагнулся,                     (делают два пружинистых наклона вперёд)

Два – нагнулся,

Руки в стороны развёл,              (разводят руки в стороны)

Ключик, видно, не нашёл,        (наклоняются вправо – влево)

Чтобы ключик нам достать,     (поднимают руки вверх)

Нужно на носочки встать.        (тянутся, встают на носочки).

  1. Знакомство с буквой  Р, р
  • Логопед:   На что похожа буква?                         Буква Р – на мачте парус,

«Дрожу от страха                                                         Вдаль плывет, небес касаясь.

До сих пор! –                                                                                             В. Степанов

Воскликнуло полено, -                                                Ручка круглая у трости.

Похожа буква на топор!                                              Трост для деда сделал Костя.

Расколет непременно».                                                                                  Г. Виеру

               Е. Терлапан

 Логопед: Напишите букву Р в воздухе.

Логопед: Как можно изобразить букву Р?

Логопед: Выложите букву Р на столе из верёвочек.

Логопед: Откройте свои тетради. Напечатайте букву Р в строчку по образцу (большую и маленькую) .  Для чего нам нужна большая буква.

Логопед: Напечатайте слоги, слова: РА, РУ, РЫ, РИ,  рана, рама, Рита, Римма

  • Упражнение: «Добавлялки». 

Логопед: Вы должны вспомнить названия профессий и закончить предложения. Подсказка: в названии этих профессий есть [Р].

В столовой работает …(повар)

Стены красит … (маляр)

Подстригает людей …(парикмахер)

В магазине работает …(продавец)

Лечит детей … (врач)

Дом строит … (строитель)

(ответивший ребёнок получает соответствующую картинку)

- Составьте каждый своё предложение с данным словом и начертите его схему.

Проверка выполнения задания.

  • Работа с разрезной азбукой. Игра «Преобразование слов».

Логопед: Выложите слово «РИС». Из слова «РИС» сделайте слово «РОС»…

«РИС» - «РОС» - «РОСА» - «РОЗА» - «РОМА» - «РАМА»

  1. Подведение итогов занятия.

Логопед: Буратино, тебе понравилось наше занятие?  С каким звуком мы сегодня познакомились?  Молодцы! Вы сегодня очень хорошо занимались, правильно произносили звуки [р] – [рь], отвечали на вопросы, выполняли задания. А сейчас давайте посмотрим , что же такое школа?

/Звенит школьный звонок/. Показ презентации «Скоро в школу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БУРАТИНО ИДЁТ В ШКОЛУ

Интегрированноезанятие – развлечениес элементами обучения грамоте,  логопедии и ФЭМП...

СЦЕНАРИЙ ВЫПУСКНОГО УТРЕННИКА ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ЗПР «БУРАТИНО ИДЁТ В ШКОЛУ» АВТОРЫ: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ГУСНКОВА Н.И., УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ЖУКОВА М.А., УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ ДЬЯЧЕНКО Т.Т.

Сценарий выпускного УТРЕННИКАдля подготовительной группЫ С ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гуснкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....

Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т.

Сценарий выпускного утренникадля подготовительной группы с ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....

Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т.

Сценарий выпускного УТРЕННИКАдля подготовительной группЫ С ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гуснкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....

Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т.

Сценарий выпускного УТРЕННИКАдля подготовительной группЫ С ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гуснкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....

Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т.

Сценарий выпускного утренника  для подготовительной группы с ЗПР  «Буратино идёт в школу»  Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьячен...

Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т.

Сценарий выпускного утренника  для подготовительной группы с ЗПР  «Буратино идёт в школу»  Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьячен...