Конспект по обучению грамоте «Путешествие в страну звуков и слов подводного мира» для детей старшей группы
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Конспект НОД по обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obitateli_morey_i_okeanov.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ЦРР Детский сад № 121»

 

Конспект по обучению грамоте

«Путешествие в страну звуков и слов подводного мира»

для детей старшей группы

                                                                 

Воспитатель Фатеева В.В.

г. ВОРОНЕЖ

Цель: поощрять и развивать интерес к учебной деятельности.

        Обучающие задачи: обобщать знания о гласных и согласных звуках, учить определять место гласного звука в слове; формировать  умение делить слова на слоги,  побуждать детей отгадывать загадки; упражнять  в придумывании предложений, используя графическую сфему.

        Развивающие задачи: развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать внимание, память, мышление.

        Способствовать укреплению здоровья, используя здоровьесберегающие технологии.

        Воспитательные задачи: воспитывать любознательность, творческую активность, интерес и любовь к окружающему миру и родному языку.

Предварительная работа:

        поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Морские обитатели. Море.»

        знакомство с литературными произведениями: С. Сахарнов «Кто в море живёт?»

        просмотр видеофильма «Морские глубины», мультфильмов «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка»

        дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Чей силует», «Кто здесь живёт», «О ком расскажу?».

 

Ход образовательной деятельности:

Слайд 1: Рассвет

Пальчиковая гимнастика:

Утро настало,

солнышко встало.

- Эй, братец Федя,

разбуди соседей!

- Вставай, Большак!

- Вставай, Указка!

- Вставай, Серёдка!

- Вставай,Сиротка!

- И крошка — Митрошка!

Привет, ладошка!

- Все потянулись и проснулись!

Ребята, как вы думаете, интересно путешествовать? (Да). Приглашаю вас в путешествие на корабле с парусами.

             Слайд2:Парусник

          Чтобы наш корабль поплыл по морю, что для этого нужно? (Чтобы дул ветер)

          Дыхательная гимнастика с платочками:

        1.«Парус» - и. п. Стоя, ноги слегка расставлены, платочек перед грудью, 1 - вдох; 2 - 4 продолжительный выдох через рот (ветер надувает парус) повтор 4 раза.

         2.«Помаши» - и. п. Стоя, ноги слегка расставлены, руки поднять вверх  вдохнуть и помахать платочком, опустить - выдох.(повторить  5 раз).

3.«Море шумит» - и.п. Сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в лёгкие - вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот - выдох. При выдохе громко произносить «Ш-Ш-Ш-Ш». Повтор 3 - 4 раза.

          (Шум моря)

         Звук ш гласный или согласный, звонкий или глухой? Как проверить? (приложить ладонь к горлу).

        - Ветер стих, полный штиль. Перед погружением под воду проверим наши акваланги.  Слайд Аквалангист

         4.«Аквалангист» -и.п. Стоя, ноги слегка расставлены. Короткий вдох через одну ноздрю (2-я прижата указательным пальцем), задержать дыхание, длительный выдох через рот. (2-3 раза каждой ноздрёй)

        слайд Океан

         Детский сад наш изменился-

        В океан он превратился.

        Мы отправимся гулять,

        Дно морское изучать.

        Подходи ко мне, дружок,

        И садись скорей в кружок.

        Картинки подводного мира в движении        

                

                Загадки:

                Он огромный, толстокожий,

                А по виду - с рыбой схожий.

                Вверх фонтан воды летит -

                Так приветствует всех . . . (кит)

        - Какую гласную мы слышим в этом слове?  (Ответ: И)        

        

        Для себя на дне морском

                Он клешнями строит дом.

                Круглый панцырь, десять лап.

                Догадались? Это … (краб)

         - Назовите первый звук в слове «краб».

        Вильнёт хвостом туда - сюда,

                И нет её, и нет следа.   (рыбка)

        - Назовите гласные звуки в этом слове. (Звуки Ы,А)

                        

                Плавает прозрачный зонтик.

                «Обожгу!» - грозит, - «Не троньте!»

                Юбка, щупальца от пуза.

                Как зовут её ?..  (медуза)

  • Сколько частей в этом слове?

Составление предложений с заданным словом:

        Слайд Тёмное небо              

                        Вдруг небо  затянули тучи.

         Слайд Ветер

                                   Подул сильный ветер.

        Слайд Волны

                        Поднялись большие волны.

        Слайд Шторм

                        Начался шторм.

        «Шум волн» -и.п.-сед на пятках, руки внизу.1-2 волнообразные движения руками вперёд-вверх, вдох. 3 - 4 -волнообразное движение руками вниз, выдох через рот со звуком «Ш-Ш-Ш». Тоже, увеличивая амплитуду движений, вставая на колени и опускаясь на пятки.

         (Музыка)

        Вода помутнела и яркие краски в подводном мире стали плохо видны.

            Слайд Тёмное море 

        Ребята! Давайте попробуем узнать морских жителей.

        Дид. Игра «Узнай по силуэту» (акула, осьминог, черепаха, морской конёк, медуза, морская звезда)

        Наши глаза устали, всматриваясь вдаль, сделаем упражнения для глаз:

        1.Крепко зажмурить глаза на 3-5сек., затем открыть на 3-5сек.

        2.Моргать в течение 15-20сек.

        3.Пальминг.

                        Ай, дили,дили,дили,

                        А мы кого-то видели!

                        Глазастого,

                        Ушастого,

                        Вихрастого,

                        Зубастого!

                        Он сидел под кустом,

                        Громко цокал языком!

                        Ц-Ц-Ц-Ц-Ц-Ц!

        Слайд Морские обитатели

                        Ребята, каких морских жителей вы узнали ?

         Динамическая пауза: «Море волнуется...» (Под музыку дети изображают рыбок, морского ежа, морского конька, морскую звезду, акулу, медузу).

        Слайд Морское дно

        Корригирующая ходьба: идём по «морскому дну», находим сундук.

        Ребята! Как вы думаете, что в нём лежит? (Ответы детей).

Нам картинки положили

В необычный сундучок.

Ну-ка, Поля,выходи,

Вынь картинку, погляди

И скорее назови.  

                                                (Деление слов на части).

                        Чтобы  после шторма вновь появились яркие краски, необхоимо правильно расселить морских обитателей в подводном дворце. Если в названии морского животного 1 часть, то он будет жить на 1 этаже. Если 2 части — то на 2 этаже, если 3 части — то на 3 этаже, а если в названии 4 части, то на 4 этаже. (Дети распределяют морских животных по этажам).

                        Молодцы! С заданием справились. Теперь подводный замок заселён морскими жителями, и вновь в океане стало очень красиво!

        Слайд Разноцветные рыбки

                        Ребята, хотите посмотреть, что ещё лежит в сундучке?  (Да)

        Игровое упражнение «Кто спрятался в комочке?». (Разглаживание смятых альбомных листов с изображением животных и последующей раскраской звуковой схемы слова).

Слайд Подводный мир (видеофильм)

                        Как дела у вас, ребята?

                        Как вы время провели?

                        Что видали? Как играли?

                        Что вы нового узнали?      

                                                                 (Ответы детей)

                        Вот и кончилась игра,

                        С вами нам домой пора!  Слайд Аквалангист поднимает

        Сюрприз: В сундуке находим морские камешки — не простые, а съедобные.

        Слайд Море с рыбками

        

 

        

        

                        

        

                        

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по обучению грамоте "Путешествие в осенний лес.Звуки П-Пь."(старшая логопедическая группа).

Дети знакомятся со звуками П-Пь, учатся их выделять из слов, определять позицию звуков П-Пь в словах. Занятие построено  в виде игры-путешествия. В занятие включены : упражнение на координацию ре...

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру для детей старшей группы «Путешествие в страну обуви вместе с Кузей»

Цель: Систематизировать и закрепить знания детей по лексической теме «Обувь»Задачи: Закрепить знания о назначении обуви;Провести связь обуви с временами года;Повышать познаватель...

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте "Путешествие в зимний лес. Звук и буква С"

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе по закреплению знаний о звуке и букве С с использованием мультимедийной презентации....

Краткосрочный проект по образовательной области «Познавательное развитие» «Обитатели подводного мира» для детей старшей группы.

Паспорт проектаТип проекта: познавательно-исследовательский, игровой, творческий.Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.По количеству участников: коллективный.Воз...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте «Путешествие в сказочную страну букв»

Конспектнепосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте«Путешествие в сказочную страну букв»...

Конспект досуга по образовательной области «Познавательное развитие» (раздел «Ознакомление с окружающим миром») для детей старшей группы «Зимние виды спорта»

Досуг, проводимый после изучения темы "Зимние виды спорта", включающий в себя подвижные и дидактические игры....

Краткосрочный проект "Обитатели подводного мира" для детей старшей группы.

Краткосрочный проект «Обитатели подводного мира» для детей старшей группы....